Методика обучения

Методика обучения соревновательным упражнениям с гирями

Обучение в гиревом спорте, как и во многих других видах спорта, – сложный педагогический процесс, предполагающий приобретение необходимых знаний, воспитание специальных навыков и развития двигательных и волевых качеств.

Процесс обучения упражнениям гиревого спорта можно представить в виде трех последовательно и тесно связанных между собой этапов. Каждый из них имеет свои методические задачи:

1 этап – ознакомление с приемом;

2 этап – разучивание приема;

3 этап – совершенствование приема.

Задача первого этапа обучения решается применением следующих методов и приемов.

Показ и объяснение создают у начинающего правильное представление и понятие об изучаемом приеме или упражнении. Показ чаще всего предшествует объяснению или сопровождается им. Объяснение должно быть понятным и по возможности более полным. После показа и объяснения приема необходимо продемонстрировать упражнение в целом и объяснить его значение. Особенно важно объяснить роль главного элемента (ведущего компонента) движения. Именно с него и начинается практическое овладение приемом при изучении его по частям. Ему же нужно уделять максимум внимания в процессе совершенствования.

И, наконец, разбираются наиболее типичные ошибки, встречающиеся при разучивании приема, и причины, порождающие их. Такое всестороннее объяснение позволит создать у спортсмена четкое и ясное представление о технике изучаемого приема.

Демонстрация наглядных пособий является дополнением к показу. Плакаты, рисунки, фотографии, кинограммы и т.д. служат вспомогательным средством обучения. Они также способствуют созданию правильного представления об изучаемом приеме.

Особо ценное средство наглядного обучения – видиоматериалы, дающие возможность зрительно воспринимать как отдельные моменты, так и всю динамику выполнения того или иного приема.

Второй этап обучения – опробование приема и последующее изучение его по частям. Здесь так же применяются и словесные, и наглядные методы. Изучение приема по частям начинается с разучивания ведущей его фазы (элемента), если можно его вычленить, не нарушая связи с другими движениями. В тех случаях, когда сделать это нельзя, изучают сначала предшествующее движение, а затем уже главное. Например, при подъеме гирь до груди из положения основного старта. Но принять основной старт без предварительного замаха гирь назад – за колени невозможно. Поэтому, прежде чем разучивать основную часть подъема на грудь, необходимо изучить предварительный замах гирь и принятие стартового положения.

Изучению каждой части (фазы) приема предшествует применение так называемых подводящих упражнений. По координации они сходны с изучаемым действием и одновременно наиболее просты по структуре. Многократное их повторение обеспечивает формирование нужного навыка при выполнении каждого элемента, после чего начинается формирование приема в целом.

Даже при правильной методике в силу тех или иных обстоятельств могут появиться ошибки. Главные причины ошибок: а) неправильное представление об изучаемом действии; б) большой вес гирь; в) плохая координация движений или отрицательное влияние ранее приобретенных навыков.

Тренер должен знать наиболее типичные ошибки и причины, вызывающие их. В исправлении ошибок большое значение имеет активность самих занимающихся. Они должны быть приучены к самостоятельному контролю за собственными движениями и уметь их анализировать.

На третьем этапе обучения в результате многократных повторений каждого приема, но уже в меняющихся условиях (увеличение веса гирь, количества повторений и т.д.) приобретенный навык постепенно закрепляется, начинается автоматизация нервно-мышечных процессов. Она дает возможность переключать внимание спортсмена с одного компонента на другой для более детальной отработки техники изучаемого приема. Теперь максимальное внимание уделяется совершенствованию, «шлифовке», наиболее ответственных фаз и частей каждого приема.

Оставить комментарий