Йога ортодоксальная философская школа. "введение в индийскую философию" - философия йога. Свами Вивекананда: философские воззрения

  • Глава 3. Античная философия
  • 2. Натурфилософия и антропология древних греков
  • 3. Классическая древнегреческая философия
  • 4. Эллинистическая философия
  • 5. Римская философия
  • Глава 4. Средневековая философия
  • 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
  • 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Арабо-исламская философия
  • 4. Византийская и еврейская философия
  • Глава 5. Философия эпохи Возрождения
  • 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
  • Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
  • 3. Ренессансный платонизм
  • 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
  • Глава 6. Философия Нового времени
  • 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
  • 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
  • 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
  • Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
  • Общая характеристика французского Просвещения
  • Деистическая философия
  • 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
  • 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
  • Глава 8. Немецкая классическая философия
  • Общая характеристика немецкой классической философии
  • 2. Философия Канта
  • 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
  • 4. Философия Гегеля
  • 5. Антропологический материализм Фейербаха
  • Глава 9. Марксистская философия
  • 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
  • 2. Единство диалектики и материализма
  • 3. Диалектико-материалистическая теория познания
  • 4. Материалистическое понимание истории
  • 5. Философия марксизма и современность
  • Глава 10. Русская философия
  • 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
  • Философия русского просвещения XVIII в.
  • 3. Славянофильство и западничество
  • 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
  • 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
  • Глава 11. Современная западная философия
  • 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
  • 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
  • 3. Философский антропологизм
  • 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
  • 5. Философия постмодернизма
  • Часть 3. Современная философия
  • Глава 12. Бытие
  • 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
  • 2. Бытие и его структурные образования
  • 3. Понятие материи в философии
  • 4. Движение как способ существования материи
  • 5. Пространство и время как формы существования материи
  • Глава 13. Природа
  • 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
  • 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
  • 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
  • 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
  • Глава 14. Сознание
  • 1. Проблема сознания в философии и науке
  • 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
  • Сознание, его сущность, структура и функции
  • 4. Самосознание и его формы
  • Глава 15. Теория познания
  • 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
  • 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
  • 3. Основные уровни и формы познания
  • 4. Проблема истины в философии
  • Глава 16. Методология научного познания
  • 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
  • 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
  • 3. Методы эмпирического исследования
  • 3. Методы и формы теоретического исследования
  • Глава 17. Человек
  • Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
  • 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
  • 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
  • 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
  • Глава 18. Человеческое общество
  • 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
  • 2. Понятие человеческого общества
  • 3. Структура человеческого общества
  • 4. Полифункциональность человеческого общества
  • Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
  • Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
  • 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
  • Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
  • 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
  • 2. Общественное сознание, его сущность и структура
  • 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
  • Глава 21. Культура и цивилизация
  • Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
  • 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
  • Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
  • 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
  • Глава 22. Проблема ценности в философии
  • 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
  • 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
  • 3. Ценности личности и общества
  • 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
  • Глава 23. Философия глобальных проблем современности
  • 1. Философия и глобальные проблемы современности
  • 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
  • 3. Типология глобальных проблем
  • 4. Глобальные проблемы и будущее человечества
  • 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)

    Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в Западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

    В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед, и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята), отвергающие авторитет Вед.

    Философия веданта.

    Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды, является веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад ею заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего.

    Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является Брахман – причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа (джива), которая вечна, безначальна и неуничтожима. «Вечность этой души постигается из священных текстов, поскольку нерожденность и постоянство природы свойственны неизменному брахману, могущему выступать как брахман и как индивидуальная душа». Душа – это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом.

    Мир явлений, согласно этому учению, который мы воспринимаем чувствами, есть кажимость, вызванная воздействием иллюзизий (майя) с их тремя ингредиентами качества (гумма). Причина кажимости кроется в незнании (авидья). Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), на основе которого познается, что мир – сплошной обман, а подлинной реальностью обладает Брахман-Атман (душа). Путь к постижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса, прежде всего медитации. Под последней понимается концентрированное размышление о скрытых проблема Упанишад. При этом ученик должен покорно следовать за учителем, посвященным в мудрость веданты. Он должен упражняться в постоянном размышлении над ее истиной до тех пор, пока не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа не свободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

    Философия джайнизма .

    Основателем джайнистского религиозно-философского учения считается Махавира Вардхама (VI в. до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия – неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (самсара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда следует обет ахимса.

    Полное и окончательное разъединение дживы и адживы есть мокша, а их полное соединение является кармой. Джайнисты различали восемь карм, Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, а добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Когда человек постепенно избавится от обеих карм, то освободится от пут самсары. Для этого еще при жизни необходимы правильные поведение, познание и вера.

    Характерной чертой системы джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения. К числу подобных правил относится ахинса, т.е. не нанесение вреда живому. Джайнистское понимание ахинсы логически вытекает из его метафизической теории потенциального равенства всех душ и признания принципа обратимости. Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними.

    Довольно разработанной у джайнистов является теория познания. Они различают «шрути» – авторитарное знание и «мати», в котором участвуют память, опознание и вывод. От непосредственного познания отличается «сверхнепосредственное познание», когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум. Абсолютное знание доступно лишь джинам – освобожденным душам.

    Составной частью джайнистского учения является представление о вечном космосе, в котором существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демоны, мучающие души грешников, средний мир наша земля, в более высоком мире обитают боги, а в самом высоком мире – джины. Именно им, отрицая существование бога, поклоняются джайнисты.

    Философия буддизма.

    Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-фило­соф­ское учение имело созерцательный характер и представляло собой естественный результат простого наблюдения. Центральное место в нем занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Вопрос о существовании внешнего мира устранен, так как нет возможности разделить мир внутренний и мир внешний. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Поэтому анализу подвергается только человек, видящий солнце, а не человек, солнце отражающий.

    Буддийское учение о бытии не требует для своего объяснения ни бога-творца, ни свободно творящих сознания и воли. Бытие рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов (дхарм), находящихся в непрерывной казуальной, а, следовательно, «мучительной» связи. Каждый элемент – это единство объективного и субъективного. Естественно возникает вопрос: как на этой основе создать нравственность, адресованную любому страждущему? Избегая таких крайностей, как аскетизм и чрезмерное эмоционально-чувственное отношение к жизни, Будда находит свой, «срединный путь». Учение о пути нравственного спасения излагается им на общедоступном языке обыденных образов и понятий.

    В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы, морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки. Здесь отрицается не только бессмертие души, но и само ее существование. Она, как и тело, является процессом мгновенного взаимодействия конечных и изменчивых элементов бытия – дхарм. Все сущее есть движение дхарм, их мгновенное взаимодействие. Единственное средство постижения абсолюта – махаянистская философия, являющаяся развитием буддизма и провозглашющая интуицию святых. Ее представители полагали, что Вселенная духовна и управляется нравственными законами.

    В центре этого учения находятся «четыре благородные истины». Первая истина состоит в том, что существование человека неразрывно связано со страданием. К страданию ведут рождение, болезнь, старость, смерть, невозможность достичь желаемого и т.д. Согласно второй истине причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, привязанность человека к жизни, удовлетворение своих чувственных страстей. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды – такова третья истина. И, наконец, в качестве четвертой истины провозглашается путь к устранению страданий. Достижение полной невозмутимости и безразличие ко всему – это состояние нирваны, состояние сверхчеловеческого наслаждения.

    Благородный восьмеричный путь заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. В предписании к нему выделяются три основных этапа: познание, поведение и сосредоточение, которые раскрывают основное содержание ненасилия в буддийской этике. Совершенствование познания невозможно без морали, поэтому нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непринесение вреда окружающему.

    Таким образом, восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться очищением человека в свете истины.

    Философия локаята.

    Материалистическая линия в древнеиндийской философии была представлена прежде всего учением локаятиков-чарваков. Локаята означала философию этого мира, философию народа, поскольку в нем нашло отражение народное мировоззрение. Основателем этого учения считают Брихаспати. Локаятики подвергли критике мировоззрение Вед, отрицали жизнь после смерти, закон кармы и сансару, отвергали существование бога.

    Они сводили все сущее к четырем началам («махабхута»): земля, вода, воздух и огонь. Из сочетания махабхут состоит все сущее в мире. Соединяясь, они образуют живое тело, органы чувств и на их основе возникает сознание.

    Отрицая существование загробной жизни, локаятики говорили о необходимости пользования реальной жизнью. «Пока живешь, – утверждается в одном тексте, – живи радостно, ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в пепел, обратное превращение никогда не свершится». Смысл жизни они видели в счастье, а счастье понималось преимущественно как наслаждение. Поэтому, на их взгляд, человек не должен отказываться от удовольствий, доставляемых чувственными вещами.

    Локаятики отрицали сверхъестественное знание, авторитеты и разум как источник знания, а все знания выводили из органов чувств, из ощущений. Важно отметить, что оригинальность положений индийского материализма более отражена в негативных суждениях, нежели в позитивных. Это было обусловлено тем, что естествознание, к которому апеллировали представители этой философии, находилось еще в зачаточном состоянии.

    Философия йога .

    Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II в. до н.э.). Все восемь частей этой философии (яма – воздержание, нияма – самодисциплина, осана – сидение в позе, пранаяма – регулирование дыхания, пратьяхара – превращение деятельности чувств, дхарана – сосредоточенность, дхъяна – размышление и самадхи – прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад.

    Йога близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, включая учение о дуализме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от пут кармы и сансары. В качестве абсолютного существа признается Ишвара.

    В йоге были разработаны способы «обуздания мысли», отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению ее представителей, отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль за дыханием и т.п. Поскольку йога ориентирована на конкретные психические вопросы, постольку центральной категорией является Чита, принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Они непосредственно ненаблюдаемы, но все становятся известными и называются клеша. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В систему предписаний входит также требование поклонение богу.

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


    ЙОГА - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии ("йога" - от

    санскритского корня "Юдж" - "связывать", "соединять", "направлять",

    "сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять"). Основная цель йоги

    Соединение души отдельного человека (дживатма) с Верховным вселенским

    Духом (Параиатмой). Йога была систематизирована Паганджали в его

    классическом труде "Йога-Сутра" (1 тыс. до н.э.), но своими корнями она

    уходит к эпохе создания ранних Вед и Упанишад, которые в свою очередь до

    этого передавались от поколения к поколению в устной форме.

    Восьмиступенчатая система йоги Патанджали носит название Ашганги-йоги и

    состоит из:

    1. Яма - общие нравственные требования.

    2. Нияма - самоочищение посредством дисциплины.

    3. Асана - поза.

    4. Пранаяма - ритмический контроль дыхания.

    5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних

    объектов.

    6. Дхарана - концентрация.

    7. Дхьяна - медитация.

    8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной

    медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом

    медитации Параматмой или Вселенским Духом.

    Первая ступень Атанга-йоги, называемая Ямой, по сути великие заповеди,

    истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:

    1. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью

    ни словом, ни делом

    2. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, подбирая такое слова,

    которые приносят радость и пользу слушателю и ни в коем случае не причиняет

    боль (принцип ненасилия).

    3. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни

    обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.

    4. Целомудрие (брахмачарья) - избегать все условия к действия, при которых

    рождается похоть. Сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но

    половой акт должен быть исключительно ради зачатия детей.

    5. Нестяжательство (апариграха) - не какоплять богатство и предметы

    наслаждения лично для себя, а так же не принимать даров.

    Ниям, т.е. правил индивидуального поведение так же пять:

    1. Чистота (Шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое,

    физическое и духовное очищение тела и среды обитания.

    2. Смирение (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и

    обязанностей - смирение перед судьбой.

    3. Рвение или аскетизм (тапас) - сознательное стремление достичь

    окончательного единства с Божеством и исключить все желания, стоящие на

    пути к этой цели. При этом сознательно подвергать себя физическим

    неудобствам, терпеть природные условия приучать себя к различным лишениям,

    выполнять различные виды закаливания и воздержания.

    4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной

    литературы, частое размышление над ней, повторение мантр (кратких молитв).

    5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли

    Богу, поиск защиты у Бога и упование только на него. Третьей ступенью йоги

    является асаса, то есть удобная и неподвижная поза, которой можно овладеть

    расслаблением всего тела и собранностью в безграничном. Асаны

    совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый

    мускул, нерв и железу организма. По мнению йогов, они помогают стать

    свободным от физических недомоганий и умственных раздражений.

    Эти первые три описанные выше ступени являются внешним поиском и носят

    название бахиранга садхана.

    Пранаяма представляет собой четвертую часть Аштанга-йоги, заключавщейся в

    сознательной модификации процесса дыхания и контролем над ним. Пранаяма

    состоит из трех частей: пурака (вдыхание), речака (выдыхание), кумбхака

    (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории

    йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий,

    следовательно для продления жизни нужно дышать медленнее или не дышать

    вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только

    "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому прана в теле

    отдельного человека считается частью космического дыхания Вселенского Духа.

    Практика пранаяны - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с

    космическим.

    На пятой ступени, называемой Пратьяхарой, осуществляется контроль над

    чувствами. Все действия внутренние и внешние происходят, когда сознание

    соединяется с нервыми центрами или органами, с помощью которых человек

    воспринимает окружающий мир. Встречаясь в жизни с благами (добрыми) и

    приятными (эгоистическими) побуждениями к действию, человек чаще выбирает

    приятные и совершает неразумные поступки, приводящие, как правило, к

    плачевным последствиям. Когда сознание подчинено воле, оно не соединяется с

    центрами восприятия, и следовательно, чувства и желания становятся

    управляемыми. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и

    разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару.

    Пранаяна и Пратьякара помогают освободить чувства от порабощения объектами

    желаний. Эти две ступени считаются внутренним поиском (антаранга садхана).

    Следующая часть йоги называется Дхарана. На этом этапе надо научиться

    сосредотачиваться целиком не одном объекте или задаче, в идеале на этой

    стадии внешние и внутренние раздражители должны быть максимально успокоены.

    Упражнения в концентрации направляют сознание по внутреннему кругу

    психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого

    восприятия действительности. По мере прогресса ум становится все более

    сдержанным и целеустремленным.

    Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на каком-либо объекте,

    оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к

    этому объекту. Непрерывная Джарана называется Дхьяной, или седьмой ступенью

    Иоги Патанджали. Тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго, - все

    соединяется в объекте созерцания.

    Когда сила Дхьяны настолько напряжена, что возможно отбросить внешнюю часть

    восприятия и удерживать созерцание только на внутреннем смысле, наступает

    состояние Самадхи - последняя ступень и конечная цель йоги, при которой

    сознание подымается выше пределов самосознания и происходит единение с

    Верховным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная

    радость и покой.

    Различает два состояния Самадхи: сабикальна и нирвикальна. На начальном

    этапе (сабикальна самадхи) сознание смешивается с Космическим Духом,

    жизненная сила извлекается из тела йога, кажущегося недвижимым, застывшим.

    Он вполне осознает состояние приостановленной "живости" тела. Когда же йог

    прогрессирует до более высоких состояний - нирвикальна Самадхи, то

    возникает возможность общаться с Богом безо всякой фиксации тела и в своем

    обычном бодрствующем сознании. То есть в состоянии сабикальна Самаджи все

    еще сохраняется некоторая отдаленность от объекта созерцания, в нирвикальпа

    Санажи полностью осознается собственная идентичность с ним.

    Дхарана, Дхьяна и Сабикальна Самадхи (три степени в ментальном усилии

    концентрации) по отношению к одному предмету составляют Самьяму.

    Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Три последние

    ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом и

    носят название духовного поиска (антаратма садхана).

    Основываясь на классической восьмиступенчатой системе Патанджали, йога

    развивалась в разных направлениях, что привело к многообразию школ и

    течений. К самым известным относятся: раджа-йога, хатка-йога,

    кундалини-йога, бхакти-йога, карма-йога, джнана-йога и т.д. Несмотря на то,

    что все восемь ступеней Патанджали являются основой для любой из выше

    перечисленных йог, каждая из них делает больший акцент на разных ступенях и

    имеет свой предмет концентрации. Но эти йоги не противоречат, не исключают,

    а напротив взаимодополняют друг друга. Поэтому целесообразно практиковать

    йогические упражнения различных направлений в комплексе.

    Раджа-йога считается высшей из йог. Только через нее можно достичь

    нирвикальна Самадхи. Это йога психических восприятий. Основная ее цель -

    познать свою внутреннюю природу, концентрируя сознания внутри себя. Таким

    образом ее метод - сосредоточение на внутреннем мире. Согласно учению

    раджа-йоги, весь внешний мир есть только грубая форма внутреннего, или

    тонкого. Внешний мир есть следствие, а внутренний - причина. Раджа-йога

    предполагает исходить от внутреннего мира, изучать внутреннюю природу и

    через нее управлять обеими и внутренней и внешней. Упражнениями в

    раджа-йоге можно развить зкстрасенсорные способности, но это не цель йога,

    а лишь побочный эффект. Только способный отречься от использования чудесных

    способностей достигает цели йоги - совершенного единения индивидуального

    сознания с Всеобщим Вселенским Разумом.

    Хатха-йогу называют лестницей для тех, что хочет подняться к высотам

    Раджа-йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха-йога представляет

    собой фундамент для всех остальных видов йоги. Она является системой

    оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаяны. Практика асан

    делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет

    нервную систему. Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные

    формы, напоминающие те или иные творения Божии от простого растения до

    современного мудреца, что дает почувствовать собственное единство с

    бесчисленными формами проявления Вселенского Духа. Только после освоения

    асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Прана в

    индивидуальною теле (как было отмечено выше) - это часть Вселенского Духа.

    Поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с

    Космическим дыханием. Занятия пранаяной не только значительно улучшают

    состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные

    стремления, помогают регулировки и успокоению ума, а так же концентрации

    его, что приводит к Самадхи, т.е. единению с Космическим Духом.

    Кундалиии-йога направлена на пробуждение высшей божественной энергии в

    человеческом теле. Она носит название "Кундалини". Это слово происходит от

    "кундала", означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия

    символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в три с половиной витка.

    Три витка представляют три состояния ума (авастха): бодрствувщий

    (джагрита), дремлющий (свапна) и глубоко спящий (сущупти). Существует и

    четвертое состояние (турья), совмещающее все остальные, и оно изображено

    последней половиной витка спирали. Это состояние достигается в Самадхи. В

    обычном состоянии Кундалини находится в нижней чакре Муладхаре. Чакры - это

    локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр

    одиннадцать и высшая сахасрара находится в нервном сплетении в мозгу.

    Пробуждение Кундалини достигается волей и умом к сопровождается

    соответственным упражнениями.

    Пробужденную энергию нужно заставить подняться по сушуме (каналу в

    позвоночном столбе) от муладхара чакры к сахасраре. Это - аллегорический

    способ описания сублимации сексуальной энергии. После прохождения

    промежуточных чакр, когда кундалини достигает сахасрары, йог не ощущает

    своей индивидуальности. Он пересекает барьер времени и пространства и

    становится единым со Вселенной.

    Бхакти - Иога - это путь к Самадхи через мюбовь к Богу. Эта любовь

    подразумевает под собой любовь ко всему, что существует во Вселенной, ибо

    все это есть ничто иное как проявление Всевышнего. На подготовительной

    ступени огромное значение имеет поклонение личному Богу, присущее любой

    религии. Когда же бхакти-йог освобождается от всех привязанностей кроме

    любви к Богу он имеет право сказать, что все формы и символы, как помощь к

    осуществлению религии для него бесполезны. Он не замечает различий. В

    людях, в животных, в растениях, в солнце, в звездах - во всем он видит

    Всевышнего, и сам растворяется в предмете поклонения.

    Карма-йога считается йогой действия, а точнее - труда (здесь слово "карма"

    означает работа). Основная идея этой иоги - человек, живущий в обществе,

    должен работать, не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то

    собственных благ, а ради самой работы и пользы, которую она приносит

    другим. Йог должен отказаться от результатов своего труда, то есть хорошо

    выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к занятию, ни к

    материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного

    труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от

    эгоизма, ведущее к расширению личности и осознанию единства Мироздания.

    Джнака-йога - это йога разума, относящаяся к религии как к науке. Йог не

    имеет права верить вопреки разуму, поэтому он должен рассуждать. Исходя из

    того, что познание целого возможно через его части нужно искать первичные

    элементы, изучать их и стараться вывести основные принципы. Занимаясь

    детальной физиологией сенсорных, моторных и мозговых центров, джнана-йог

    старается понять механизмы восприятия. Осознавая ограниченность познания

    мира органами чувств, он пытается путем умственных усилий понять, что есть

    на самом деле время, пространство и причинность. Сосредоточением на этих

    глобальных проблемах достигается выход из узких рамок индивидуального

    разума и переход на новый уровень сознания, дающий понять истинную суть

    единой Вселенной и растворить свою личность в Океане Космического Разума.

    Все написанное позволяет констатировать, что йога - это древний научный и

    системный образ жизни, практикуемый для того, чтобы успешно организовать

    все энергии к способности человеческого существа, стремящегося достичь

    наивысшего экстатического общения с Космической Реальностью (или Богом).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Йога или "Йодж", - соединять, обуздывать, фокусировать внимание.

    Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека. В индийской философии йогой называют одну из шести философских школ индуизма.

    Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде школ Йоги, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Автор «Йога-сутры» - Патанджали. Йог и философ, II в. до н.э. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

    Согласно Паранджами, йога -- это контроль изменений модификаций ума; древнее искусство, основанное на знании о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит йога к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает.

    Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити - духовная и материальная субстанции.(дух и материя)

    Пракрити (материя) - это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии материи заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

    Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он находится за пределами всей Природы. Пуруша - это высшая часть бытия. Его невозможно себе представить. Не стоит, однако отождествлять Дух с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Боги классической йоги лишь проявление Духа, но они не творят мир и не управляют им.

    При соединении с Духом и под его влиянием Материя изменяется. Следствия непрерывного изменения материи мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда - это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения.

    В отличие от материи Дух не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Дух называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

    Человек - это также результат соединения духа и материи.

    Теория освобождения - центральное учение в Йоге о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней.

    Освобождение - это разделение в человеке Духа и материи. Материя изменчива и недолговечна. Человек привязывается к определенным ее вариациям (семья, друзья, работа, хобби) или, например, отклонениям: лень, сомнение, безразличие, жажда чувственных удовольствий и т. д., которые ведут нас к неизбежным страданиям. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а стремления к привязанностям сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Таким образом, мы находимся в череде перерождений, вечно страдая в изменчивом мире Материи. Освобождение от страданий возможно путем достижения полного духовного бесстрастия, внутреннего отказа стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда человек приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга реинкарнаций и достигает абсолютного освобождения.

    Идеи йоги можно встретить во всех индийских философских школах, а также буддизме, даосизме и пр. В современном мире йога становится все более популярной. Однако, зачастую люди познают и увлекаются лишь методами Йоги, не зная ее философии.

    Основные школы Йоги

    1. Хатха-йога - учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень.

    2. Раджа-йога - буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель - контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения.

    3. Кундалини-йога - это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини.

    4. Аштанга-йога - дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это - быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания.

    8 ступеней Аштанга-йоги

    Йама - соблюдение моральных заповедей;

    Нийама - внутренняя дисциплина, контроль, культура;

    Асана - достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);

    Пранаяма -дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;

    Пратьяхара - управление чувствами;

    Дхарана - сосредоточивание мыслей;

    Дьяхна - медитации;

    Самадхи - нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

    5. Айенгара-йога - основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

    6. Сахаджа-йога - это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога: развитие человека; самоизлечение; развитие общества.

    7. Прана-йога - вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма - четвертая ступень йоги.

    8. Агни-йога или Живая Этика. Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой.

    Интересные факты о йоге:

    Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.

    Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.

    Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.

    Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечнососудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания. Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

    йога индуизм хатха прана аштанга

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Йога как часть основы существующих ныне источников и повседневной жизни, одна из шести ортодоксальных школ философии индуизма; её присутствие в различных религиях, ритуальных практиках и эзотерических упражнениях. Ступени йоги и препятствия на ее пути.

      реферат , добавлен 06.02.2011

      Йога - совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма. Ее история, системы и основные направления.

      презентация , добавлен 28.02.2013

      Изучение основных положений философии йоги как одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма. Психология йоги, этика йоги и место бога в системе йоги. Практические методы очищения и сосредоточения тела и ума для достижения освобождения природы Я.

      реферат , добавлен 25.12.2010

      Йога как совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма, история и направления развития данного учения, его цели и традиции, философия и главные проблемы.

      реферат , добавлен 26.02.2012

      Понятие индуизма как религиозной системы. Периоды развития индийской философии: ведический, классический, индуистский. Группы школ индийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные. Философские школы древней Индии: санкхья, йога, ньяя, вайшеншика.

      курсовая работа , добавлен 21.03.2012

      Философия эпохи сутр и эпического периода. Ведическое учение: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса и санкхья. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии). Особенности древнеиндийской гносеологии. Учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

      презентация , добавлен 03.11.2014

      Отличительные черты и представители философии Древней Индии. Характеристика философских школ ведического периода, системы йоги, как индивидуального пути "спасения" человека. Сущность философии буддизма. Анализ философских направлений Древнего Китая.

      реферат , добавлен 17.02.2010

      Отчаяние Арджуны. Обзор внутреннего психологического и духовного поля боя. Санкхья и Йога: космическая мудрость и метод ее достижения. Карма Йога: путь духовной деятельности. Высочайшая наука Богопознания. Освобождение посредством внутреннего отречения.

      книга , добавлен 08.04.2007

      Теософия - синтез мистического богопознания и рациональной философии, основные теории. История теософского общества в России; программа Е. Блаватской, "Тайная доктрина" - учение о новоевразийстве. Концепция культуры Н. Рериха, агни-йога или живая этика.

      доклад , добавлен 23.03.2011

      Древнеиндийская философия и ее школы. Духовный авторитет Вед. Ортодоксальные и неортодоксальные школы: веданта, миманса, йога и буддизм. Древнекитайская философия, ее тесная связь с мифологией. Важнейшие философские концепции: материализм и идеализм.

    М ногие из нас не имеют четкого представления о йоге. Пропагандированный с помощью фильмов образ йога – старца, обладающего способностью без малейших колебаний ступать на битое стекло либо лежать на гвоздях, давно внедрился в наше сознание. Но он является лишь стереотипом и не раскрывает полной сути йоги. Йога – это не просто набор физический упражнений для поддержания формы. Йога – это стиль жизни и образ мысли. Он не так прост для понимания, но мы постараемся максимально расширить ваше представление о йоге – об ее философии, школах, особенностях .

    Для начала, давайте разберемся, что означает понятие «йога». Йога – это одна из шести ортодоксальных даршан – философских школ Индии. Она имеет многовековую историю существования. Основной целью йоги является познание своей души, ее собственной тайны, нахождение ответов на вопросы, которые возникают в сознании каждого человека, вопросы, касающиеся собственного сознания, обретение просветления. Тем самым происходит освобождение души человека.

    В философском смысле, йога – это единение индивидуального «я» (души) и вселенского «Я» (Сверхдуши), результатом чего является просветленное и чистое сознание. Йога – это опыт, который связывает в единое целое тело, ум, разум и чувства с вашим внутренним «Я».

    Основные понятия, с которыми сталкивается человек, заинтересовавшийся йогой, включают в себя:

    • Асаны (позы) – помогают сохранить тело здоровым, красивым, гибким;
    • Пранаямы (дыхательные упражнения) – регулируют дыхание и контролируют эмоции;
    • Медитация (расслабление, релаксация) – дает возможность услышать себя и познать свое «Я».

    Основные принципы и теории йоги изложены в «Йогах-сутрах» Патанджали – философа религиозной школы Индии. Он не был человеком, который придумал это учение. Он стал скорее систематизатором полученных из священных текстов знаний.

    Считается, что йога работает со всеми аспектами жизни:

    • умственным;
    • физическим;
    • эмоциональным;
    • духовным;
    • психическим.

    Она необходима для завершения жизненного пути. Йога — это наука, влияющая не только на сознание, но и на подсознание.

    Один из основополагающих постулатов, которые включает в себя философия йоги , выражается в том, что границы нашего знания определяются ограниченностью психического и телесного опыта. Так как наше интеллектуальное знание – это только малая часть истины, внешнее знание. Поэтому целью йоги является превзойти ограниченность грубого физического «Я» и прийти к пониманию своего тонкого «Я».

    Основные школы Йоги

    1. Хатха-йога — учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень, являющаяся базовой для других видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги, готовит тело к духовной стороне раджа-йоги. Это одна из самых популярных на Западе разновидностей йоги. Включает в себя:

    • физические упражнения;
    • очищение внутренних органов;
    • дыхательные упражнения;
    • правильное питание;
    • умение расслабляться.

    2. Раджа-йога — буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель – контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения. Для начала практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь наиболее высокого психологического и физического здоровья. Различные привычки не дают достичь духовного равновесия. Практики, которые позволяют достичь такого состояния, можно отнести к раджа-йоге .

    3. Кундалини-йога — это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини. Эта энергия символически представлена змеей, свернувшейся и спящей в основании позвоночника. Постепенно, благодаря практике, она поднимается вверх, по центральному энергетическому каналу, открывая и пробуждая одну чакру за другой. Конечный результат – наступление просветления.

    Регулярные занятия кундалина-йогой принесут вам:

    • улучшение физической формы;
    • чувство бодрости и счастья;
    • повышение сознания и расширение осознанности.

    4. Аштанга-йога – дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это – быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания. Аштанга-йога прекрасно подойдет тем, кто обладает сильным телом и неугомонным разумом. Ступени представляют своего рода руководство к тому, как прожить наполненную счастьем жизнь. Первые четыре ступени – помощь в совершенствовании личности, обретении покоя над телом. Это подготовка ко второму этапу – знакомство со своими чувствами и умом, и как результат – достижение высшего состояния сознания.

    8 ступеней Аштанга-йоги

    • Йама – соблюдение моральных заповедей;
    • Нийама – внутренняя дисциплина, контроль, культура;
    • Асана – достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);
    • Пранаяма –дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;
    • Пратьяхара – управление чувствами;
    • Дхарана – сосредоточивание мыслей;
    • Дьяхна – медитации;
    • Самадхи – нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

    5. Айенгара-йога — основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

    6. Сахаджа–йога – это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога:

    • развитие человека;
    • самоизлечение;
    • развитие общества.

    7. Прана-йога – вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма — четвертая ступень йоги.

    8. Агни-йога или Живая Этика . Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой. Основной силой, на которой построена жизнь, они рассматривают духовный огонь сердца и душевную энергию.

    • Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.
    • Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.
    • Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.
    • Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечно-сосудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания.
    • Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

    В этой статье мы рассмотрели основные понятия йоги, ее принципы и виды. Как видите, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Но если вы действительно заинтересовались данной темой, то ее более глубокое изучение раскроет для вас удивительный мир. Мир просветления и душевной гармонии.

    Желаем вам совершенствования и познания своих возможностей!

    Photo by Ronen Zvulun

    Существует предубеждение, что ультраортодоксальные евреи ведут консервативный образ жизни. Верно, но лишь отчасти.

    Photo by Michal Fattal

    Среди ортодоксальных евреев есть и те, кто изучает восточные системы вроде «цигун», знакомятся с мировоззрением Корана и…всерьез занимается йогой.

    История семьи бресловских хасидов Рахели и Авраама Кольбергов, открывших зал йоги в 30 километрах от Иерусалимa

    Несмотря на то, что супруги Кольберги соблюдают все заповеди Торы, а также нормы жизни в общине бресловских хасидов, им никак не удается размягчить сердца раввинов и получить от них одобрение на преподавание йоги, которая пока что считается в тех краях разновидностью «идолопоклонства», носящей к тому же «развратный характер».


    Photo by Michal Fattal

    Зал для занятия йогой расположен на втором этаже дома Кольбергов. На занятия приходят разные люд: по словам Рахели Кольберг, большинство ее посетителей составляют местные ультраортодоксальные женщины, причем как хасиды, так и литваки.

    Photo by Michal Fattal

    В отличие от меньшинства, а именно - религиозных репатрианток из англоговорящих стран, они далеко не всегда имеют представление о том, что вообще такое йога и зачем она нужна. Нередко они прибегают к занятиям йогой, чтобы поправить здоровье.

    Photo by Michal Fattal

    Заветная мечта Кольбергов - изменить отношение общины к йоге и познакомить ультраортодоксов со своим телом.

    Photo by Rachel Yula Kolberg

    Вот что рассказывает Авраам Кольберг: «Им бывает трудно повторять движения, потому что часто они даже не знают, как какая часть тела называется. Они приходят в зал в повседневной одежде и настаивают на том, чтобы не снимать цицит и не переодеваться в спортивный костюм».



    Photo by Michal Fattal

    Photo by Michal Fattal

    Для супругов нет противоречия между иудаизмом и йогой, одно дополняет другое. «Когда человек следит за тем, как он ставит пятку, смотрит в определенную точку, а я прошу его сконцентрироваться совсем на другой части тела, он начинает видеть то, что обычно сокрыто. Это и есть духовность», - говорит Авраам Кольберг.



    Photo by Michal Fattal

    Интересный вопрос: а с чего начали Рахель и Авраам, с иудаизма или с йоги? Рахель родилась в СССР и в 1990 году в возрасте 17 лет репатриировалась в Израиль, где увлеклась йогой и встретила мужа.

    Photo by Michal Fattal

    Photo by Michal Fattal

    В 2000 году Авраам и Рахель вместе с трехлетней дочерью отправились в Индию изучать йогу Айенгара. Живя вдалеке от центров цивилизации, Рахель и Авраам заметили, насколько важную роль играет традиция в жизни Индии, и это заставило их задуматься о своей идентичности.


    Photo by Michal Fattal

    Photo by Michal Fattal

    Во время Песаха Авраам и Рахель отправились в соседний город, в котором бывают израильтяне, чтобы провести седер вместе с ними. Там они встретили бресловских хасидов, у которых и остались на седер. В тот момент они нашли ответ на свой вопрос. После праздника Кольберги решили соблюдать шабат, а когда у Рахель родился второй сын, они вернулись в Израиль и примкнули к общине бресловских хасидов.

    Foto - Michal Fattal

    Михаль Фатталь (Michal Fattal)

    B Бейт-Шемеше неподалеку от Иерусалима прошли очередные еженедельные занятия по йоге среди ультраортодоксальных иудаистов. Более десяти хасидов познавали индийскую оздоровительную практику в студии инструктора Авраама Кольберга. Эта студия предлагает занятия в классах для разных полов, поскольку иудаизм запрещает мужчинам и женщинам появляться вместе на публике. Интересно, что Бейт-Шемеш является единственным местом в Израиле, где происходили конфликты между ортодоксальными иудаистами и светски ориентированными евреями. Фоторепортаж о занятиях хасидов йогой подготовил Reuters.

    Ортодоксальный инструктор Авраам Кольберг. Ronen Zvulun/Reuters

    Занятия в классе Авраама Кольберга. Ronen Zvulun/Reuters

    Ортодоксальные евреи в йога-классе. Ronen Zvulun/Reuters

    Авраам Кольберг наблюдает за занятиями в своем классе. Ronen Zvulun/Reuters