Дзю-дзюцу Госин-Рю. История школы - История - Джиу-Джитсу. Старинные техники дзю-дзюцу Про название «джиу-джитсу» в России

Дайто-рю дзю-дзюцу (школа Великого Востока) - это стиль, основанный на традиционных для Японии единоборствах. Создал же данную школу поистине легендарный в масштабах Страны восходящего солнца человек - Такэда Сокаку-Минамото-Масаёси (годы жизни 1858— 1943).

Он был известен еще в те времена, когда только начинал свой путь и уже тогда получил имя «последний великий воин старой Японии». Он оказал огромное влияние на боевые искусства, как и многие его ученики. Сразу целый ряд из них в дальнейшем вставали у истоков совершенно новых боевых искусств, о многих из которых вы наверняка знаете. В качестве примера можно привести Уэсибу Морихэй, который является создателем , а это лишний раз говорит о том, что учения великого мастера действительно были весьма и весьма полезны для самых разных людей.

Такэда отметился тем, что на протяжении долгих лет был единственным человеком во всей стране, который преподавал дайто-рю. Он собственно и создал данное искусство, так как ему всегда хотелось сделать нечто на удивление мощное и в тоже время не слишком сложное в освоении.

У великого мастера даже не было своей школы, где бы он мог на постоянной основе работать с учениками. Напротив, он стремился просто ездить по стране и устраивать в разных ее частях 12-дневные семинары. К нему приходили полицейские, чиновники, работники предприятий и многие другие люди, которые хотели постичь особое искусство, которое не имело тогда никаких аналогов. Сам мастер считает, что за время своих семинаров ему удалось обучить более 30 тысяч человек, а это весьма и весьма внушительный показатель, надо признать.

Такэда жил так, как и должен . Он всегда ходил с традиционной японской одежде, а традициям и обычаям страны и вовсе уделял особое внимание. Для него все это было великой святыней. Свободное время мастер тратил на то, чтобы самосовершенствоваться и создавать свой собственный стиль, которому в дальнейшем можно было бы обучить других.

Он продолжал свое дело вплоть до последних дней жизни и тем самым заслужил уважение от многих людей, так или иначе причастных к боевым искусствам. Его ученики всегда с гордостью отзывались о том, что в свое время имели честь заниматься с ним и признавали, что именно Такэда оказал серьезное влияние на их дальнейшую жизнь.

В общий арсенал Дайто-рю входит 118 базовых приемов, ну а общее число приемов боя голыми руками составляет 348, что заметно больше, чем во многих стилях. Практиковались также бои на мечах и даже на ножах. Сейчас школа Дайто-рю дзю-дзюцу по-прежнему процветает и у дела великого мастера появилось множество последователей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что по-настоящему интересное боевое искусство всегда будет жить и его продолжат практиковать и совершенствовать.


На заметку: вы решили зарегистрировать товарный знак, но не знаете, как это сделать и с чего начать? Тогда вам просто необходимо посетить сайт http://www.tm-reg.ru/ . На этом сайте вы найдёте абсолютно всю информацию о регистрации товарного знака, а также сможете воспользоваться услугами компании, которая может сделать всю работу за вас.

Традиционная школа Фусэн Рю берет начало во времена конца периода Эдо. Основателем Фусэн рю дзю-дзюцу был член семьи Такеда по имени Буцугай. Он также известен в мире как Такеда Гэнкоцу Моцуге. Он родился 3 марта 1794 года в Мацуяма и со временем взял себе имя «Фусэн». В возрасте 6 лет родители отправили его в храм Рютайдзи где он жил до 12 лет, после чего он покинул этот храм и переехал в Дэнпукудзи (сото дзэн) в Гэйшу (Хиросима) где к его имени со временем прибавили уважительную форму обращения к монахам «Ошо».

В тоже время он стал тренироваться под предводительством инструктора тай дзюцу - мастера Такахаши Инобеи Мицумаса. Через 7 лет тренировок он достиг мэнкё кайден в Нанба Иппо Рю. С 19 до 30 лет он путешествовал по Японии, изучая буддизм направления «сото дзэн» и в 31 год стал главным священником храма Сайходзи. Наряду с Намба Иппо Рю Моцуге также изучал Йошин Рю, Шибукава Рю, Кито Рю, Такеноучи Рю, Яги Рю и Секигучи Рю, элементы которых также легли в основу созданного им направления дзю-дзюцу. Основатель школы умер в 1867 году и был похоронен в Сайходзи в Хиросиме.

Известен эпизод, когда Буцугай гулял по Киото и наткнулся на зал организации Шинсэнгуми. Он остановился понаблюдать за тренировкой, что очень разозлило руководителя Кондо Исами, и он набросился с копьем (а по другим источникам – с катаной) на Буцугая. В присутствии целой группы свидетелей основатель Фусэн рю быстро и легко отразил атаку известного самурая, будучи «вооружен» лишь двумя чашками.

В мире Буцугай Фусэн также был известен, как Гэнкоцу. Он был знаменит огромной физической силой. Гэнкоцу означает «твердый кулак», и существует несколько историй о том, как он получил это имя. Говорится, что он был 9 наследником лорда Такеда Шинген (1521-1573), который планировал провести существенные изменения в Японии, но заболел и умер, прежде чем осуществить свой план. Его сын, Такеда Кацуёри был уничтожен объединенными силами Нобунага и Иеясу в 1582, что, согласно ряду книг по истории Японии, обозначило конец влиянию клана Такеда. Следующим в линии был Такеда Садахару, после него Танабе Торадзиро и Танабе Матаемон.

Школа дзю дзюцу Фусэн рю стала широко известной благодаря 4-му Соке Танабе Матаемону, который одержал победу над представителями Кодокан дзюдо, поборов их в партере. Танабе Матаемон родился в префектуре Окаяма в 1869, вскоре после Революции Мейдзи и установления власти императора. В 9 лет он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда, Такеда Садахару, и к 17 (по иным источникам, к 22 годам) годам получил полную передачу (мэнкё кайдэн). Со своим отцом, Танабе Торадзиро, он преподавал дзю-дзюцу в различных областях префектуры.

Танабе Матаемон умер в возрасте 73 лет в 1942 году в Осаке. Его школа дзю-дзюцу была основана на классической идее «Дзю ёку го сэйсуру» (податливость победит силу), и по воспоминаниям очевидцев, на тренировках он и его ученики делали акцент на практике «гьяку вадза» - болевых воздействий на суставы.

С 1890 года, когда Танабе переехал в Токио и стал инструктором полицейского управления, начался цикл его матчей против представителей дзюдо начиная с Тобари Такисабуро, также инструктора полицейского управления, который был опрокинут и побежден в положении лёжа.

Есть интересная информация об этом, описанная в сентябрьском сборнике Дзюдо Ревью 1952 года (под редакцией Генри Пли) Кайнаном Синомурой (8 дан дзюдо). Точнее сказать, материал был представлен в статье Грэхема Нобля со ссылкой на К.Синомуру.

«Столкновения между преподавателями государственных учреждений были исключением. Однако общественное мнение сделало это возможным и в январе 1891 был проведен бой, в котором Тобари Такисабуро (тогда 3-й дан Кодокан дзюдо, а впоследствии 8-ой дан), противостоял Танабе Матаемону, эксперту школы Фусэн рю дзю-дзюцу. Не стоит совершать ошибку, рассматривая древнее дзю-дзюцу, как являющееся априори низшим к современному дзюдо.

Танабе сразу же попытался перевести бой на землю, но Тобари старался устоять. После жестокой борьбы Танабе удалось затянуть его вниз и успешно провести удушение, завоевав победу. Тобари, горько разочарованный поражением, начал лихорадочно изучать технику борьбы лежа. Через год после этого он снова бросил вызов Танабе. На сей раз это сразу же было сражением в борьбе лёжа, и снова победителем оказался Танабе. Он был уже известен и от имени древних школ бросал вызовы членам Кодокан дзюдо. Даже Исогай подвергался опасности борясь с ним лежа! Кодокан тогда пришел в выводу, что действительно компетентный дзюдоист должен обладать не только хорошей техникой борьбы в стойке но и хорошей техникой борьбы лежа. Это происхождение знаменитого «нэ вадза» области Кансай. В заключении ко всему этому можно сказать, что Танабе Матаемон способствовал совершенствованию дзюдо Кодокан».

«Я уважаю Тобари и других, таких как он. Даже после того, как они проиграли, они возвратились. Многие другие, проиграв, не имеют мужества вернуться для повторного поединка» - слова самого Танабе Матаемона, произнесенные им после второй схватки с Тобари Такисабуро.

Известно, что Танабе не всегда выигрывал схватки. К примеру, он дважды боролся с Исогаем Хадзимэ в Фукуоке и Киото и оба раза в ничью. Но тогда Кодокан получил подкрепление в лице Самура Кайчо, старшего сына мастера Такеучи Санто Рю Дзю-Дзюцу. Считается, что он изучил дзю-дзюцу у своего отца. «Нэ вадза» Самуры была «ни с чем не сравнимой» в Кодокане. Он присоединился к Кодокану в июле 1898, был аттестован на шодан в октябре 1898, и на нидан в октябре 1899 по случаю его отправки к Бутокукай в Киото. Там он стал помощником главы отделения дзюдо, в котором Исогай был руководителем. Несмотря на то, что он был на 9 лет старше, Исогай практиковал нэ-вадза с Самурой с первого дня, стремясь узнать, как противостоять подобным методам из корю дзю-дзюцу.

В книге Кудо Райсуке "Japanese Judo: Hidden Records" вышедшей в 1972 есть информация о схватке между Исогаем и Танабе. Там сказано, что в конце 1899 года, в Окаяме были организованы выступления по боевым искусствам. Они прошли в мае 1900. Исогай представлял Бутокукай, а Танабе должен был представить Фусэн рю. Пользуясь случаем, Танабе предложил организовать бой между ним и Исогаем.

Исогай посчитал это неразумным, т.к. Окаяма, префектура Хёго - сердце Фусэн рю, Такеучи рю и Кито рю дзю-дзюцу. Последователей корю дзю-дзюцу тут было много и Исогай знал, что Танабе будет в этом районе особенно жестким конкурентом. Для схватки Исогай провел несколько месяцев интенсивных тренировок с Самурой, сосредотачиваясь на нэ вадза. Он знал, что Танабе не станет пытаться победить бросками, а уподобится змее, пожирающей лягушку: сначала захватит ногу, потом тело, потом вымотает противника и, когда тот устанет, проведет свой прием. Он был очень компетентен в болевых и удушающих приемах. Поэтому, в этом матче (который судил Имаи Котаро из Такеучи рю) Исогай контролировал руки и ноги и прижимался к Танабе, не давая ему провести удушение или залом. Толпа поклонников Танабе кричала судье о том, что таким образом тянется время, но тот продолжал поединок. Для того чтобы разорвать схватку и начать снова Танабе попытался вытянуть Исогая за границу татами, но зная его стратегию Исогай не позволил этому случиться, всем телом вытолкнув их обратно. К этому моменту время схватки истекло.

Существует также отчет о матче 1900 г, который посетил сам Император. Отчет был напечатан в ежемесячнике Кодокана Дзюдо Мэгэзин или Дзюдо Интернейшнл (французско -японский проект). Известно, что на этих соревнованиях были разрешены болевые приемы на руки и ноги и представитель Кодокана попался на выкручивание ноги «ашигарами». Одним из участников был Танабэ Матаэмон и известно, что он одержал множество побед приемами нэ вадза.

Танабэ Матаемон был титулован и принят на службу как в Бутокукай так и Кейшихо и преподавал там вплоть до поздних лет жизни.

Имаи Котаро, Исогай Хадзимэ и Танабе Матаемон участвовали в первом комитете дзю-дзюцу сэйтэй гата в Бутокукайi в 1906. Считается, что эта встреча оказала большое влияние на программу Кодокан дзюдо.

В книге Оимацу «Пятьдесят лет дзюдо» есть информация о последователях Танабе Матаемоне и Фусэн рю. Оимацу был не только Генеральным Менеджером Кодокана на протяжении нескольких лет, но также профессором Токийского университета. В своей книге он пишет: «Тани был учеником Танабе Матаемона в Кобе, под его руководством он и освоил Фусэн рю дзю дзюцу. Перед началом японо-русской войны 1904-5 гг. он отправился в Америку, а после вместе с Мицуё Маэда, Шинширо Сатаке, Акитаро Оно и Таро Мияке объехал Европу, собирая лучших боксеров и борцов». Неизвестно, владел ли еще кто-либо из этой группы, кроме Юкио Тани Фусен рю. Известно, что Маэда и Сатаке путешествовали по Южной Америке, где вероятно, обучали основателей бразильского дзю-дзюцу».

Надо заметить что в интервью 1906 года, известный борец Уениши упоминает, что вместе с Юкио Тани тренировался в Осаке в додзе мастера Хандо, которые активно контактировал с Танабе Матаемоном и додзе которого, по некоторым данным посещали многие дзюдоки того времени.

Юкио Тани (1881 - 1950) стал, вероятно, наиболее известным бойцом Англии, а возможно, и Европы, прославившимся проведением сотен, если не тысяч схваток с противниками любого веса и размера. Многие его последователи стали известными мастерами дзю-дзюцу и дзюдо.

Один из его друзей и учеников, Отани Мацуру стал руководителем Британского Союза Дзюдо. Таким образом, многие элементы техники и тактики Фусэн рю попали в Джукошин рю, школу Брайана Чика, одного из ближайших учеников Отани сэнсэя.

Сейчас школа фусэн рю существует в нескольких регионах Японии и её центр находится в провинции Окаяма. Надо сказать, что раздел спортивной борьбы лежа там практически не представлен. Это странно, и по этому поводу есть следующее мнение: некоторые специалисты считают, что раздел «нэ вадза» был разработан Танабе Матаемоном специально для борьбы с дзюдоками и, хотя и был основан на идеях его школы, но не являлся её непосредственной частью. Поэтому он передавал его только спортсменам, среди которых впоследствии было много дзюдока. Позже этот раздел превратился в то, что сейчас иногда называют «косэн дзюдо». Таким образом, последователи Соке Танабе сейчас просто передают классическое направление корю дзю-дзюцу, а нэ вадза изучается лишь теми, кто тренируется в косэн дзюдо. Однако ряд приемов, выполняемых на коленях есть в современной программе фусэн рю, а также есть группа воздействий на суставы, которые оканчиваются в положении лежа.

Приведенный ниже рассказ была напечатан в Дай-Ниппон Дзюдо-ши (История Японского дзюдо) в 1939 году. Он озаглавлен «Танабе Матаемон о Фусен рю дзю дзюцу».

«Гэнкоцу Ошо (Моцуге Цендзи) был лоялистом (по отношению к императору). Он преуспел в восемнадцати боевых искусствах, тядо (чайной церемонии), поэзии хайку, каллиграфии и увлекался старинными реликвиями. Он был очень сильным человеком, о чем повествуют множество историй. Его умственная сила, полученная в результате практики дзэн объединялась с силой физической, и говорили, что ему никогда не приходилось использовать всю ее мощь против кого бы то ни было. Вероятно, наиболее известная история о чикара курабе (тестирование силы) связана с огромным борцом сумо в храме Саиходзи в Онимичи. В знак победы Гэнкоцу Ошо оставил отпечаток костяшек на деревянном столбе храма. Если вы спросите местных, они подтвердят, что отметины от костяшек бережно хранятся по сегодняшний день.

Одну историю о том, как Гэнкоцу посетил дом моего дедушки Садахару, я слышал от родителей. Когда они беседовали и пили чай, Гэнкоцу сказал: «Я забыл привезти тебе подарок». После чего он поднял чашку с чаем и прижал ее к деревянному столбу. Другой рукой он прижал ее с обратной стороны. После, с выкриком, он крепко сдавил их - дом вздрогнул. На чашке остались опечатки трех костяшек; она до сих пор находится в семейном хранилище.

В последние годы мой отец Танабе Торадзиро служил клану Мацудайра, и по рекомендации Моцуге Цендзи я преподавал в известной школе каллиграфии в Киото.

Жесткая тренировка Маита Наши (не сдаваться)

Я (Танабе Матаэмон) впервые получил наставления в дзю-дзюцу от своего отца - Танабе Торадзиро, когда мне было 9 лет. Я взял старомодное имя Матаэмон, потому что хотел стать лучшим мастером дзю-дзюцу в Японии, и к тому же мой отец был похож на знаменитого мастера меча Араки Матаэмона. Несмотря на то, что отец довольно трепетно относился ко мне, во время тренировок дзю-дзюцу, поблажек он не делал. Неважно, кого он тренировал - он был безжалостен. Такие тренировки для меня, как для ребенка, были очень жестокими, и, возможно, поэтому я плохо рос. Поначалу мне не очень нравилось дзю-дзюцу, но однажды, надев тренировочное ги, я не захотел проигрывать и начал стараться изо всех сил - так, сам того не осознавая, я стал постепенно продвигаться.

Когда мне исполнилось 14 лет, мы с отцом отправились путешествовать по различным додзё. Почти все мои противники были больше меня, но я не видел смысла сражаться со слабыми. Так как я постоянно тренировался с взрослыми, мне пришлось смириться с травмами. В результате, несопоставимость силы моих рук с силой противников, и тот факт, что я должен тренироваться с такими людьми, сыграли мне на руку.

Первый опыт соревнования я получил, когда мне было 14. Произошло это в маленькой деревушке в префектуре Окаяма, куда мы отправились с отцом. Взрослые соперники не хотели сражаться со мной из-за моего малого веса и роста, но, в конце концов, согласились. Первой проблемой, с которой мы столкнулись, был выбор подходящего соперника. Я сам выбрал сидящего напротив меня силача. Я подумал, что если мне все равно, выиграю или проиграю, можно взять самого сильного. Он оказался местным учеником Нагаёши, тренировался в сумо и немного владел дзю-дзюцу. Отец разволновался и сказал, что различие в физической силе огромно, и с моей стороны неразумно получить травму, мне следовало выбрать кого-то другого. Но я настоял на своем.

Мы начали поединок с традиционного тачиай (сумо). Я потянул его к себе, но не давал подойти слишком близко. Потом, наклонившись довольно низко, мне удалось схватить его за оба бедра и закрутить, не сокращая дистанцию. Хотя я был гораздо меньше и моложе, поединок закончился вничью. По окончанию поединка прозвучали громкие аплодисменты, чем отец был очень доволен. До сих пор помню его похвалу.

Тренируясь с учениками отца, я никогда не допускал проведения удушения или залома. В 15 лет я-таки попался на залом, вследствие чего локоть вылетел с громким хрустом. Моя тактика заключалась в выжидании удобного момента для освобождения - когда противник устанет. То же касалось и удушений. Эта способность выдерживать заломы и удушения открывала широкий стратегический спектр. Вскоре меня стали называть «Нэ вадза Танабе».

В 17 лет я участвовал в смешанных соревнованиях по сумо и дзю-дзюцу, состоящих из десяти схваток за неделю. Все мои противники в сумо в среднем весили 250 фунтов; я победил всех, кроме одного, по имени Кандагава, который был настолько толстый, что я нигде не мог обхватить его.

Мое мастерство дзю-дзюцу во многом зависело не только от хороших учителей, хотя я действительно освоил множество приемов от отца. Я всегда выбирал сильных соперников и никогда не сдавался, невзирая на травмы или слабость. Именно так оттачивалось мое дзю-дзюцу. Это заставило меня разработать различные способы использования силы противников. Например, я пришел к тому, что назвал Унаги но Осаеката (удержание угря). Как вы знаете, если прижать угря рукой - он уползет, но если вы аккуратно положите руку - его можно поймать. Позже последовала техника змеи и лягушки - эта техника борьбы в партере, поражающая соперников подобно тому, как змея медленно заглатывает лягушку.

Когда мне было 22, я отправился в Токио. В том же 1890-м году полиция Токио (Кейшихо) назначила меня мастером боевых искусств (шиханом), и я провел несколько лет преподавая дзюдо/дзю-дзюцу в различных школах. В 1906 я стал дзюдо Киёши (учителем). Я оставил работу мастера дзю-дзюцу/дзюдо в 1922, когда мне было 53 года. В 1927 Бутокукай присвоил мне титул Ханши (мастер) в дзюдо».

Интересно описание тактики змеи и лягушки, данное Танабэ Матаемоном: «Змея не может сразу же проглотить лягушку. Поэтому она сначала захватывает одну ее ногу, потом вторую, затем затягивает тело и таким образом медленно и неизбежно поглощает её. Не важно, что делает лягушка, она не в состоянии вырваться. Для победы или поражения принцип удержания угря и змеи поедающей лягушку очень важны».

Линия приемственности: Моцугай Фусэн - Такеда Садахару Йошитака - Танабе Торадзиро Йошисада – Танабе Йошиширо Йошимицу (Матаемон) – Накаяма Эйзабуро Йошиюки – Накаяма Каза – Иноуэ Казутоши Йошицугу. Также мэнкй кайдэн получил Масумото Такасама возглавивший «Бункей» в Осаке.

Школа Джукошин рю дзю-дзюцу была создана английским мастером Брайаном Чиком на основе его многолетнего опыта личной практики и преподавания дзюдо и дзю-дзюцу.

В основу этой школы легли принципы, техника и тактика старого дзю-дзюцу и традиционного дзюдо, распространенного в Англии с начала 20-го века, а также современные методы боя, развитые в Европе в различных организациях дзю-дзюцу.

С точки зрения Шихана Брайана Чика, важнейшим для тренировок высокого уровня является полноценное понимание того, что вы делаете, зачем и почему нужно делать именно так.

Для каждого мастера боевого искусства, он считает важным иметь хорошую технику своего стиля, скорость, умение двигаться расслабленно, возможность долго сохранять себя в хорошей физической форме и умение координировать силу тела и сознания.

Тестирование (квалификационный экзамен на степень) в Джукошин рю, это не только демонстрация технического уровня, но и характера.

«5-S» Джукошин рю дзю-дзюцу

5 аспектов, важных для каждого тренирующегося в Будо

· Skill – устойчивый навык

· Speed - скорость

· Suppleness – податливость, гибкость

· Stamina - стойкость

· Strength – мощь, сила

Система мастера построена на изучении и понимании естественных рефлексов человека. Практически все приёмы тренируются с учетом характерной реакции противника на ваше действие. В Школе множество комбинаций, ударов, бросков, болевых приемов и удушений, воздействий на болевые точки, а также большое количество приёмов с оружием и против него. Технические действия большинства приемов направлены в конкретные нервные центры и суставы. Третья часть техники Школы состоит из приемов, характерных для традиционного дзюдо, треть составляют удары и треть приемы, характерные для традиционного дзю-дзюцу.

На сегодняшний день, Джукошин рю продолжает развиваться, во многих странах мира, благодаря помощи ведущих инструкторов организации Jukoshin Ryu International.

Соке Брайан Чик и создание Джукошин рю дзю-дзюцу

Брайан Кевин Чик начал заниматься дзюдо в 1959 году в возрасте 10-ти лет. Свой черный пояс (первый дан) он получил через 11 лет тренировок в конце 1969 года из рук своего сэнсэя, японского мастера Отани Мацуру (1896 – 1977), обладателя 8-го дана, у которого он стал тренироваться с 1964 года. Став одним из лучших английских учеников сэнсэя, Брайан Чик тренировался у него, вплоть до его смерти в 1977 году. Последней степенью, полученной от М.Отани, был 4-й дан дзюдо. После этого, бразды правления в организации «Matsuru Otani Society of Judo» перешли к сыну мастера, Робину Отани (ныне президенту «British Judo Council»), от которого, продолживший занятия Брайан Чик получил последовательно 5-й и 6-й дан дзюдо.Также, с 1969 по 1970 год Брайану Чику посчастливилось обучаться у легендарного японского мастера Кенширо Аббэ (1915 – 1985), обладателя 8го дана дзюдо и 6 дана кендо, кюдо, айкидо и каратэ, чемпиона Японии по дзюдо среди 5-х данов и абсолютного чемпиона Японии 1933 года, «учидэши» Уешибы сэнсэя, основателя айкидо. Аббэ сэнсэй был самым юным 3-м, 4-м и 5-м даном дзюдо в японской истории и самым юным чемпионом Японии (18 лет).Тренировки дзюдо в «Matsuru Otani Society of Judo» проходили в традиционной манере, с большим акцентом на прикладное применение приемов самообороны «гошин-дзюцу». Изначально, мастер Отани преподавал дзю-дзюцу, затем, сделав акцент на дзюдо, он до конца своих дней придерживался старых прикладных методов, даже в соревновательных дисциплинах. Например, в практике борьбы отсутствовали какие-либо броски с собственным падением, кроме томоэ-наге и йоко сутэми наге. Приемы раздела «макикоми» не присутствовали вообще. Более того, любой бросок, при котором исполнитель падал сам (кроме вышеупомянутых) приводил к наказанию исполнителя. При этом не возбранялись болевые замки кистей и ног, которых нет в спортивном дзюдо. Хорошо развит был раздел борьбы лежа «косэн дзюдо» и схватки в этом стиле часто практиковались отдельно.

Сам Мацуру Отани начал заниматься Будо с детства, посещая секцию кендо при школе и отдельно практикуя дзю-дзюцу. В 1917 году он переехал на Цейлон, где два года работал и интенсивно тренировался дзю-дзюцу у японского инструктора Сэйзо Усуи, после чего, переехал в Англию, где примерно через год стал заниматься у первого японского преподавателя Кодокан дзюдо в Англии сэнсэя Хикоичи Аида, ученика и ассистента Кано Дзигоро. После пяти лет интенсивных тренировок, к 1926 году, Отани становится учеником, другом и, со временем, помощником выдающегося мастера Юкио Тани, с которым остается рядом вплоть до его смерти в 1950 году. Последней степенью, которую Отани получил от своего учителя был 4-й дан. Затем, 5 дан дзюдо он получил от Ичиро Хата. Только в 1945 году, Отани сэнсэй открыл свой собственный клуб дзюдо и в 1948 году, этот клуб трансформировался в организацию с филиалами. Он входит в созданную в этом же году Британскую Ассоциацию Дзюдо. Однако уже через 6 лет он разочаруется в исключительно спортивной направленности этой организации и в активно пропагандируемом (с его точки зрения) отходе от традиций. Поэтому, все клубы, руководимые его последователями, выходят из BJA и продолжают практиковать классический стиль.

В 1955 году, Лондон посещает Кенширо Аббэ и Мацуру Отани начинает активно контактировать с этим мастером и становится его учеником. Считается, что в 60-х годах, последователями учителя Аббэ в разных дисциплинах стали более 25.000 человек.О Кенширо Аббэ рассказывают легенды: говорят, однажды, в возрасте 40-ка лет, демонстрируя свою теорию «кюшиндо» и отрицая силовой подход к схватке, он поставив в ряд 31 молодого дзюдоиста черного пояса, превосходящих его ростом и весом и сообщив каждому, каким приемом он намерен победить, провел подряд 31 поединок, сделав именно то, что планировал. В 1937 году, Аббэ провел схватку с легендарным Кимурой Масахико. Это было единственное поражение Кимуры на татами дзюдо. После схватки Кимура сказал: «Это было, как будто я боролся с тенью и пытался поймать ветер». В своем обучении в Англии, Аббэ сэнсэй часто использовал «шинкен» боевой меч, которым почти касался ученика во время выполнения какого-то задания. Во время своей ранней практики в бусэн в Японии, Аббэ каждую субботу проводил подряд по пять схваток в течение 25 минут. Это привело к результату и когда перед одной из аттестаций, ему пришлось схватиться с двумя обладателями 2-го дана, двумя обладателями 3-го дана и одним мастером 4-го дана, он выиграл все схватки, потратив всего несколько минут.

В 1958 году, Аббэ сэнсэй развивает невероятно бурную деятельность, развивая различные направления Будо. Он создает в Англии Британский Союз Дзюдо, Британский Союз Каратэ, Британский Союз Айкидо и Британский Союз Кендо. Все они являются отделениями Международного Союза Будо (IBC) и развиваются в духе «кюшиндо» - понимания Будо мастера Аббэ. В 1959 году, Национальному тренеру Британского Союза Дзюдо сэнсэю М.Отани был присвоен 7 дан. Старший сын сэнсэя, Томио Отани специализируется в кендо, айкидо и иайдо и со временем, доходит до уровня 5-го дана от Аббэ сэнсэя в этих искусствах. Он продолжает развивать идеи своего учителя и развивает концепцию «кюшиндо». Младший сын Отани, Робин акцентирует внимание на дзюдо.

Следует заметить, что с появлением в Англии Кенширо Аббэ, сэнсэй Отани пожелал изменить свою манеру преподавания, начав практиковать под руководством Аббэ сэнсэя. Однако тот назвал его стиль очень старым, редким и интересным в виду своей неспортивной направленности и порекомендовал сохранить все старые методики, просто обогатив их новыми. В 1960 году, Аббэ сэнсэй попадает в автокатастрофу и получает серьезные повреждения позвоночника и черепно-мозговую травму. Однако в 1963 году он, несмотря на проблемы со здоровьем принимает участие в грандиозном Будо представлении в Королевском Альберт Холле. Вместе с 67-ми летним Мацуру Отани он демонстрирует «каеши но ката». Затем он возвращается в Японию. Только проведя длительное время в чтении мантр и священных текстов в буддийском храме, в 1967 году Аббэ сэнсэй полностью излечивается от своего недуга, мучившего сознание и тело. В 1969 году он снова еще на один год возвращается в Англию, где оказывается пораженным тем, во что превратились, за почти 10 лет отсутствия, созданные им организации. Он объявляет, что культивирование техники, направленной на победу, исключительно по принятым IJF правилам, искажает суть боевого искусства и его идеи «кюшиндо». Поэтому он трансформирует Британский Союз Дзюдо, назначив его председателем Мацуру Отани, который получает 8-й дан.

Регулярно, в любом возрасте, сам практикуя схватки «рандори», Мацуру Отани продолжал традицию своего учителя, известного японского мастера борьбы Юкио Тани, который прославился в Европе тем, что за свою огромную карьеру поединщика, проиграл всего лишь один бой против другого японского мастера дзю-дзюцу. Юкио Тани, которого многие считают основоположником европейского дзю-дзюцу, несмотря на свои 5 футов 6 дюймов роста, боролся на сцене без остановки, последовательно со многими соперниками, пока желающие схватиться с ним в этот день не иссякали.

Его менеджером был известный в Англии Barton Wright (основатель «баритсу» - смеси дзю-дзюцу, европейской борьбы и бокса). В 1904 году, Юкио Тани становится инструктором Британского Общества Дзю-Дзюцу (Лондон). Вскоре к нему присоединяется мастер йошин рю дзю-дзюцу Таро Мияки, и его школа оказала большое влияние на становление этой организации. В соавторстве с Мияки, в 1906 году Юкио Тани написал книгу «Состязание в дзю-дзюцу».

Согласно информации, данной в книге «Mastering Jiu-Jitsu» Рэнзо Грейси и статьи из книги Оимацу «50 лет дзюдо», мастер Тани был последователем Фусэн рю, школы, которая кроме стандартного для традиционного дзю-дзюцу прикладного рукопашного боя имела особую специализацию в работе лёжа. Учителем Тани сэнсэя был выдающийся мастер дзю-дзюцу Танабэ Матаэмон, который прославился тем, что выиграл множество схваток против представителей Кодокана, используя разнообразные приемы «нэ-вадза» (раздел борьбы лежа).

В 1918 году, приехавший в Лондон известный мастер дзю-дзюцу Гундзи Коизуми (тэншин шинье рю, шин шин рю, акишима рю) открывает клуб Будоквай, и через год, после приглашения, к нему присоединяются Юкио Тани. В 1920 году, после визита основателя дзюдо Дзигоро Кано и его ученика Хикоичи Аида (оставшегося в Лондоне), организация Будоквай переквалифицируется в основном на дзюдо, в котором в этом же году, Юкио Тани и Гундзи Коизуми получили вторые даны. В 1948 году Гундзи Коизуми создает Британскую Ассоциацию Дзюдо, в которую входят большинство клубов Великобритании. Мастер умер в 1965 году, совершив самоубийство. По мнению многих, он не смог смириться с тем, что дзюдо, практикуемое в его организации, приняло формы, как он считал, крайне далекие от изначальной идеи Будо, бывшего смыслом его жизни.

Имена мастеров дзю-дзюцу того времени были известны далеко не только в Британии. В книге великолепного российского автора, специалиста в истории самбо и рукопашного боя в России Михаила Лукашева «На заре российских систем рукопашного боя» есть интересный перевод статьи известного английского атлета, чемпиона и рекордсмена мира в поднятии тяжестей, а также борца и боксера Томаса Инча о его поединке с мастером дзю-дзюцу Раку Уэниси. Несмотря на преимущество в весе более чем в 30 кг, Инч легко был многократно повержен японцем. В конце текста, Инч пишет: «…нужно сказать, что Уэниси и Тани Юкио победили всех лучших европейских борцов, а Юкио Тани был еще меньше, чем Уэниси». Также, имена Юкио Тани и Мияки как лучших мастеров дзю-дзюцу называет в своей книге Нил Ознобишин, автор книги «Искусство рукопашного боя», изданной в России в 1930 году. Он также называет Юкио Тани «одним из лучших японских чемпионов» и указывает, что знаменитые призовые бойцы Юкио Тани, Мияки Таро и др. «японские профессоры дзю-дзюцу в Лондоне» сами будучи прекрасными мастерами, преподавали это искусство систематично и полно.

Свой первое додзё, по рекомендации своего японского учителя, Брайан Чик открыл в 1972 году в Лондоне. Этот клуб «Judo Ippon» был известен жесткой практикой старого дзюдо, в котором считалось зазорным пытаться выиграть схватку не «иппоном», а какой-то иной оценкой. Броски с падением считались некорректными, т.к. считались опасными в реальной, не спортивной схватке. Борьба лежа «косэн дзюдо» также активно изучалась в этом додзё. Несмотря на специфическую направленность, многие ученики «Дзюдо Иппон» успешно выступали во многих соревнованиях и сам Брайан Чик стал 5-ти кратным национальным чемпионом по дзюдо.

В юношестве, уже имеющий мастерскую квалификацию в дзюдо Брайан Чик начал посещать тренировки по смежным дисциплинам и серьезно занялся дзю-дзюцу. В этом единоборстве, он учился и аттестовывался у комиссии специалистов под руководством профессора Джеймса Бланделла (основателя Британской Ассоциации Дзю-Дзюцу и впоследствии основателя WJJF), профессора Роберта Кларка и профессора Ричарда Морриса. Название практикуемого ими направления «джуко рю дзю-дзюцу» было заимствовано в период организационных отношений с «Jukokai Int-l» и его руководителем сэнсэем Родом Сачарноски. Со временем, отношения Брайана Чика с Ричардом Моррисом стали очень тесными и долгое время впоследствии, они работали совместно.

Профессор Моррис в юности был ведущим учеником Альфа Моргана – одного из первых английских учеников Юкио Тани сэнсэя. Моррис практиковал старый стиль, и после получения черного пояса в дзюдо, стал изучать другие направления боевого искусства и переквалифицировался в дзю-дзюцу, став одним из самых известных и авторитетных преподавателей этого вида Будо.. Большое влияние на него оказал Д.Бланделл. До 1986 года Ричард Моррис был председателем BJJA и директором WJJF, затем создал собственную организацию Ju-Jutsu International. Через некоторое время, в 1992 году он стал со-учредителем Всемирной Федерации Кобудо (WKF).

Последней степенью, полученной Брайаном Чиком от Роберта Кларка, в 1993 году был 6-й дан дзю-дзюцу. В 80-х годах, в аттестационную комиссию вошел японский мастер Иноуэ Тсуеши Мунэтоши, Соке Хонтай Такаги Йошин Рю. С этого момента, Брайан Чик также стал заниматься традиционным дзю-дзюцу и посетил Японию для стажировки. Его ведущим японским инструктором в дзю-дзюцу был Ясумото Акиоши сэнсей.

В этом же году, Совет Представителей WEBBS из около 50ти стран мира коллегиально присвоил Шихану Чику 8 дан.

В 2003 году, по предложению своих учеников из нескольких десятков стран мира, кроме WEBBS, являющегося всестилевой организацией, объединяющей разные направления боевого искусства, Шихан Брайан Чик создает стилевую структуру, в которой культивируется сформированный им за многие годы практики и преподавания стиль современного дзю-дзюцу – Jukoshin Ryu. В этой системе, как её основатель, Шихан Брайан Чик получает титул Соке и 9 дан, как признание своих высоких заслуг в развитии современного дзю-дзюцу. Эта степень была подтверждена множеством дружественных организаций.

На сегодняшний день, WEBBS объединяет более 50-ти стран мира и более 6-ти тысяч членов, из которых около 500 обладателей черного пояса. Среди членов WEBBS более 2х тысяч последователей Джукошин рю.

Кроме дзюдо и дзю-дзюцу, Брайан Чик занимался также специализированными техниками рукопашного боя и боя с оружием. Он неоднократно приглашался для проведения занятий с подразделениях специального назначения России, Украины, Германии и Канады. Множество его учеников – полицейские чины.

Спортивная карьера Брайана была яркой – он пятикратный национальный чемпион по дзюдо. Излюбленные спортивные техники: сеой отоши, харай гоши, дэ аси барай, катаха дзимэ и дзюдзи гатамэ.

В 1994 году, British Budo Magazine номинировал Брайана Чика на титул Best British Martial Arts Instructor .

В 1996 году, его имя было вписано в зал славы Всемирной Федерации Кобудо WKF Hall of the Fame .

Тогда же он вошел в World Hall of the Fame (USA, Europe).

Брайан Чик выпустил несколько ДВД. Это 2 диска Power Ju-Jutsu, 3 диска Ju-Jutsu Syllabus, 1 диск Kobudo и 1 диск Junior Judo.

Шихан Чик также написал несколько книг. Первая была создана в соавторстве с профессором Ричардом Моррисом «Ground Control», вторая «Jukoshin RyuJu-Jutsu».

На сегодняшний день, Брайан Чик проводит отдельные занятия по дзю-дзюцу и дзюдо в своих додзе в Лондоне, а также, проводит огромное количество учебных мероприятий в разных странах мира, организует Всемирные Конгрессы, соревнования и демонстрации.

Брайан Чик и «Бушинкай Интернэшнл»

В 1998 году, осенью, Всемирный Конгресс WKF во Франции (Страсбург) посетил, в ту пору обладатель 3-го дана, Евгений Радишевский, руководитель «Бушинкай». На этом мероприятии он был представлен ведущим инструкторам и руководителям WKF. В этом же году, он, вместе со своим учеником Юрием Спиваченко посетил штаб-квартиру WKF в Лондоне для двухнедельной индивидуальной стажировки и повышения квалификации в дзю-дзюцу и традиционном дзюдо под руководством Ханши Ричарда Морриса и Шихана Брайана Чика. На этой же стажировке, по предложению английских мастеров, ЕАР провел ряд занятий для членов английских Додзе WKF. Мероприятие было более чем успешным, и «Бушинкай» официально был признан WKF.

Последующее приглашение посетить Украину для проведения учебно-тренировочного семинара было принято и, в 1999 году, Донецк и Макеевку посетил Международный Координатор организации, Шихан Брайан Чик, который провел 7 дней интенсивных тренировок, включая мастер-классы и индивидуальные занятия. Следующий приезд Шихана Брайана Чика, уже в Одессу, в штаб-квартиру «Бушинкай», прошел в 2000 году. Он провел тренировочные сборы, принял участие в судействе соревнований, провел ряд аттестаций и мастер-классов.

Через некоторое время, Шихан Брайан Чик, с которым сложились близкие дружеские отношения, предложил присоединиться к вновь созданному WEBBS в качестве национальных представительств. Таким образом, «Бушинкай» принял участие в Первом Всемирном Конгрессе WEBBS в Барселоне, где наша команда заняла призовое место в международном турнире по ground grappling и приняла участие в международной демонстрации.

Дальнейшие отношения WEBBS и Бушинкай проходят очень активно. Наши команды посещают ежегодные Конгрессы WEBBS в разных странах мира, ЕАР проводит занятия в штаб-квартире WEBBS в Лондоне (сам при этом, индивидуально обучаясь у Шихана Б.Чика) и в других странах, организуются регулярные стажировки инструкторов и учеников организации. В 2005 году, Евгений Радишевский становится Международным Координатором WEBBS для Восточной Европы, членом всемирной аттестационной комиссии и одним из 5ти ведущих Шиханов организации. В 2006 году Бушинкай становится одним из ведущих организаторов Конгресса WEBBS Японии. В этом же, 2006 году, Шихан Б.Чик посещает Белоруссию и проводит турне по нескольким городам. Там же собирается общий сбор юданша WEBBS из Восточной Европы, для которых проводится цикл специализированных занятий. В 2009 году, Шихан Чик проводит на Украине турне и проводит восьмидневную интенсивную стажировку для черных поясов, а также проводит цикл занятий для Управления Государственной Охраны страны (охраны первых лиц государства). На этих сборах, Шихан Радишевский становится одним из четырёх обладателей 7-го дана Джукошин рю и группа инструкторов Бушинкай получает высокие степени 4го и 5го дана.

В переводе с японского дзю-дзюцу означает "искусство мягкости", что указывает на принадлежность этого стиля к так называемым "внутренним" школам. "Дзю" (или, по-китайски, "Чжу") - древний принцип даосской философии - применяется не только в японских системах рукопашного боя, но и в китайских, таких, как тайцзи-цюань, багуа-джан и других. А название одного из корейских стилей борьбы - ю-суль буквально означает "искусство мягкости".

Дзю-дзюцу оформилось в средневековой Японии, сначала как Ерои-куми-ути (борьба в доспехах, но без оружия), а затем и как тай-дзюцу (рукопашный бой). Борьба по принципу "дзю" исключала грубое противоборство сил, а наоборот, предполагала использование энергии противника для проведения приемов. Поэтому большое место в дзю-дзюцу отводится приемам с выведением соперника из равновесия с помощью захватов.

В настоящее время в Японии и во всем мире существует огромное количество школ дзю-дзюцу, среди них такие известные, как дзюдо и айкидо. Активно действует школа Есэйкан, объединяющая традиции дзюдо и айкидо, пользуется уважением древняя школа Дайто-рю, давшая начало айкидо, и Кито-рю, стоявшая у истоков дзюдо. К сожалению, многие школы в ХХ веке отошли от устоев боевых искусств: так дзюдо обратилось в сторону спорта в погоне за олимпийским золотом, а айкидо переродилось в род парных гимнастических упражнений, отстраненных от реальности поединка.

Тем не менее, в основании этих, самых знаменитых ныне, школ лежали истинные принципы Будо. Вот почему многие мастера сейчас обращают взоры к началу ХХ века и стремятся к возрождению боевых искусств в их первоначальном виде. Глубоко уважая традицию и отдавая дань ее усердному изучению, не следует все же останавливаться в развитии. В мире боевых единоборств произошел бурный прогресс за последние несколько десятилетий, и не учитывать его достижений невозможно, если подходит к делу серьезно. Особенно это касается техники нанесения ударов руками и ногами, а также тактики ведения поединка. Именно поэтому современные школы дзю-дзюцу, свято сохраняя основные принципы этого древнего искусства, проводят ревизию технико-тактического арсенала, добиваясь гармонии практической (прикладной), эстетической и духовной сторон единоборства.

Кодокан - школа японского дзю-дзюцу - основан в 1882 году профессором Кано Дзигоро (1860-1938), мастером школ Кито-рю и тенсин Синъе-рю, соединившим технику этих и других направлений, а также приемы традиционного Окинава-тэ в системе Кодокан дзю-дзюцу, позднее получившей название дзюдо.

Современный Кодокан (Кодокан Син-рю) несколько отличается в техническом плане от традиционного, в особенности это касается ударного раздела. Также больше внимания уделяется прикладному разделу, охватывающему приемы самозащиты в нестандартных ситуациях и работу с оружием. Следуя заветам Кано о необходимости гармоничного развития личности и общества в целом, придерживаясь основных технико-тактических принципов ("расшатывания", оптимального приложения сил и т.п.), "новый Кодокан модернизирует и обогащает арсенал старой школы на основе лучших разработок современных видов единоборств.

Техника Кодокан син-рю дзю-дзюцу

Представляют: Таир Нариманов (1 дан дзюдо, 2 дан дзю-дзюцу) и Михаил Когтев (1 кю дзюдо, 2 кю дзю-дзюцу)

Стойки и перемещения.

Основная естественная стойка - шизен-хонтай (или шизентай): ноги расставлены примерно на ширину плеч (чуть больше длины стопы между пятками), носки разведены в стороны под углом 70-90 градусов по отношению друг к другу. На фото 1 показана фронтальная стойка шизентай. Она может быть также левосторонней и правосторонней - в полуоборота к противнику, тогда ее называют камаэ - боевая позиция. (Фото 2).

Широкая защитная стойка - дзиго-хонтай (или дзиготай) применяется в некоторых элементах приемов для понижения центра тяжести и сохранения устойчивости. Дзиготай также может быть фронтальной, вполоборота или боком к противнику. Ступни в этой стойке разведены так, чтобы бедра были почти параллельны полу, а проекция колена совпадала с центром стопы (фото 3). При переносе центра тяжести в сторону передней ноги получается стойка дзэнкуцутай, а в сторону задней - кокуцутай. Другие вспомогательные стойки мы рассмотрим позже. Положение рук в стойках зависит от конкретной ситуации, но различается, в основном, по уровням: верхний (дзедан), средний (тюдан) и нижний (гэдан).

Перемещения производятся чаще всего "челночным" шагом (цуги-аси), когда сначала выставляется вперед передняя нога, как бы растягивая стойку, затем подтягивается задняя. Таким образом совершается перемещение на небольшое расстояние без смены стойки. Аюми-аси ("скользящий" шаг) предполагает смену стойки. Начинает движение задняя нога, скользя строго по прямой до тех пор, пока не окажется впереди на длине стойки. Такой шаг позволяет перемещаться на большую дистанцию одним движением, но он имеет неудобное "открытое" положение в момент смены стойки (когда ноги находятся на одной фронтальной линии). Поэтому очень важно тренироваться в аюми-аси, чтобы выполнять из без малейшей потери равновесия, единым, непрерывным и мощным движением.

Поворот (тэнкан) обычно осуществляется вокруг носка загруженной ноги (на которую перенесен вес тела), когда другая нога описывает дугу в 90 градусов или 180 градусов. Иногда поворот выполняется простым скручиванием бедер и корпуса на носках ног без их перемещения. Такой поворот используется для мгновенного ухода с линии атаки или для выведения противника из равновесия скручиванием.

Технику выполнения атакующих ударов мы рассмотрим отдельно: в кихон-ката (базовой форме). Блоки и другие защитные действия будут описаны в разделе нагэ-вадза (техника бросков).

Броски Кодокан син-рю (нагэ-вадза)

Традиционно броски деляться на 3 основные группы: тэ-вадза (броски руками), тай-вадза (корпусные броски) и аси-вадза (броски с помощью ног). В программе 5 кю (желтый пояс) - 3 броска тэ-вадза, 2 - тай-вадза и 2 - аси-вадза. Мы будем описывать их в порядке, установленном для сдачи экзамена.

1. Котэ-гарами (бросок выкручиванием кисти) .

Выполняется в данном случае как контратака от прямого удара в корпус цки-тюдан. Поставьте предплечье жестко перед собой, чуть отводя атакующую руку внутрь блоком сото-укэ (фото 4, 5). При этом нельзя отводить руку слишком далеко, или уходит с линии атаки, так как в этих случаях трудно будет осуществлять контроль руки противника. Второй рукой перехватите запястье противника и повернитесь на носке передней ноги на 90 градусов, проводя вывод из равновесия в сторону и вниз.

Накройте локтем плечо соперника и контролируйте его руку, зажимая под мышкой приемом ваки-гатамэ (фото 6). Затем перехватите его кулак, разворачивая его ладонью от себя (фото 7), и, сделав шаг вперед, вытяните противника за собой и развернитесь на 180 градусов, подламывая его кисть таким образом, чтобы углы в запястье и локте составили по 90 градусов каждый (фото 8). Соперник при этом должен находиться в неустойчивом и согнутом положении, чтобы не иметь возможности защититься от броска или провести удар. Доворачиваясь еще на 90 градусов в том же направлении и продолжая скручивать кисть от себя и вниз, бросьте соперника (фото 9).

2. Котэ-гатамэ (бросок рычагом кисти) .

Защищаясь от удара ути-кири наотмашь ребром ладони (фото 10), поставьте двойной блок: одна рука блокирует локоть согнутой при замахе руки противника, другая - захватывает запястье (фото 11). При этом необходимо подать корпус вперед, переместив вес тела на переднюю ногу (стойка дзэнкуцу-тай). Затем, вращаясь на этой ноге, выведите соперника из равновесия вперед-вниз, контролируя его руку приемом сото-удэ-гатамэ (рычаг локтя снаружи), как показано на фото 12. Используя сопротивление соперника, сгибающего руку в локте для защиты от болевого приема, захватите его кисть ближней рукой, так, чтобы ваш большой палец уперся в основание большого пальца соперника, а остальные четыре пальца охватывали ребро ладони.

Подломите кисть против естественного сгиба (фото 13) и выведите противника вверх на носки ног, поднимая его предплечье по вертикальной линии. Это движение напоминает взмах мечом над головой (фото 14). Продолжайте поворот и встаньте грудью к противнику. Опустите его руку, выкручивая кисть до предела. Углы в запястье и локте - по 90 градусов, как и в предыдущем приеме, только здесь перегибание и выкручивание проводиться в противоположном направлении (фото 15). Очень важно сохранять контроль кисти соперника до момента его падения (фото 16).

3. Иппо-сэои (бросок через спину захватом одной руки) - относится к корпусным броскам.

Защищаясь от рубящего удара сооку сото-кири (фото 17), поставьте блок ребром предплечья, а другой рукой нанесите хлесткий контрудар кулаком в лицо соперника (фото 18). Это позволит (по крайней мере) отвлечь его внимание и занять на мгновение его руку в защите, что исключит атаку этой рукой, а может быть, и ваш удар и достигнет цели. Захватите атакующую руку противника двумя руками, дерните его к себе и вниз, разворачиваясь к нему боком и понижая стойку до позиции дзиготай (фото 19).

Затем, зажав руку между своими, воздействуйте на нее приемом ути-уде-гатамэ (рычаг локтя изнутри), как показано на фото 20, и плотно прижмитесь плечом к противнику, перенося вес тела на переднюю ногу. Болевое ощущение заставит соперника подняться на носки. В этот момент повернитесь вокруг передней ноги к нему спиной и чуть подсядьте, так, чтобы его центр тяжести оказался точно над вашим (фото 21). Наклоном корпуса вперед, сохраняя болевой контроль руки, перебросьте его через себя (фото 22, 23).

4. Уширо-отоси (бросок назад) .

От прямого проникающего удара ногой вперед маэ-кэкоми (фото 24) уйдите с линии атаки, отводя удар внутренней частью предплечья - гэдан-сото-укэ (фото 25). С шагом цуги-аси сократите дистанцию и захватите ближнюю руку противника, нанося одновременно другой рукой удар в плавающие ребра (фото 26).

Скручиваясь бедрами и всем корпусом, выведите соперника из равновесия назад, блокируя его руку (фото 27). Ближней к нему ногой выбейте его одноименную ногу. Ваша нога должна двигаться сверх-вниз, как бы втыкаясь в ковер, а подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб соперника (фото 28). При этом продолжайте толкать его руками назад и вниз и бросьте к своей передней ноге (фото 29).

Возвращаясь к самому началу приема, заметим, что при возможности следует входить в контратаку шагом аюми-аси со сменой стойки, так, чтобы удалось захватить голову соперника. В этом случае (фото 30) вывести его из равновесия гораздо проще, упрощается и работа ног, так как ваша активная нога находится уже в удобном положении позади ноги противника.

5. О-госи (бросок через поясницу) .

Удар сото-кири (фото 31) парируйте ближней рукой из передней стойки: предплечьем в локтевой сгиб - блок агэ-укэ - снизу-вверх (фото 32). Дальней рукой нанесите хлесткий удар в лицо соперника. Опуская предплечье блокировавшей руки подмышку противника, обхватите его за поясницу (фото 33). Развернитесь спиной, перенося вес тела на дальнюю ногу и, плотно прижимая противника к себе, взвалите его на поясницу (фото 35) и перебросьте одним движением (фото 36).


6. Сото-аси-бараи (подсечка снаружи)
.

В данном случае - подсечка сзади. Отведя удар маэ-кэкоми блоком гэдан-сото-укэ как при подготовке броска назад (фото 37), сократите дистанцию подшагом цуги-аси и захватите плечо или воротник соперника (фото 38). Выводя его из равновесия назад-вниз, подсеките ближнюю ногу стопой в голень (фото 39) и бросьте противника, контролируя его ближнюю руку захватом (фото 40).

7. Ката-гатамэ (бросок рычагом плеча) .

Начало защиты сходно с элементами броска котэ-гарами: блокируйте удар ути-кири двумя руками (фото 41) и проведите контроль локтя сото-удэ-гатамэ с поворотом на носке передней ноги (фото 42). Далее - перехват кисти для "взмаха мечом" (фото 43). Однако после взмаха снова опустите и выпрямите руку соперника, вытягивая ее к своему дальнему бедру одновременно с поворотом на 180 градусов (фото 44). Продолжайте поворот вокруг передней ноги и встаньте боком к сопернику в дзиготай. Контролируйте его руку, зажимая плечо подмышкой с обратной стороны и перегибая локоть: ура-ваки-гатамэ (фото 45). Не давая противнику выпрямиться, развернитесь к нему грудью без перемещения стоп и перегибайте его руку в плече. На фото 46 эта позиция показана с обратной стороны, чтобы уяснить детали. Делая шаг аюми-аси прямо на соперника и продолжая толкать его выпрямленную руку вперед-вниз, бросьте его, контролируя захватом запястье или кисть руки (фото 47).

Семь перечисленных бросков составляют программу желтого пояса школы Кодокан Син-рю наряду с рассмотренными выше болевыми приемами: ваки-гатамэ, ура-ваки-гатамэ, ути-удэ-гатамэ, сото-удэ-гатамэ и ката-гатамэ. Также в программу 5 кю входит комплекс ударов кихон-ката.