Физические качества в гандболе. Этапы многолетней подготовки гандболистов. Цель и задачи изучения дисциплины

В практике подготовки гандболистов высокой квалификации проблема методов количественной оценки уровня подготовленности спортсменов и качества их соревновательной деятельности в основном решена.
Совершенно иная ситуация сложилась в подходах к распределе-нию тренировочных нагрузок по совершенствованию технико-тактического мастерства гандболистов на различных этапах спортивного совершенствования.

В частности, не решены вопросы об особенностях распределения основных средств подготовки спортсменов в длительном соревновательном периоде, об основных структурных единицах соревновательного периода – мезоциклах и макроциклах. Известно, что главной стратегической линией оптимизации тренировочного процесса на различных этапах спортивного совершенствования является использование моделей, отражающих специфику игры.

В данном случае речь идет о повышении тактического мастерства спортсменов, гибкости его использования, быстроты смены тактических вариантов, совершенствовании умения нейтрализовать сильные стороны соперника и использовать слабые. Однако до настоящего времени не разработаны достаточно объективные модельные характеристики групповых и командных тактических действий гандболистов с учетом игрового амплуа, что препятствует выявлению пробелов в технико-тактической подготовленности игроков с целью внесения необходимых коррекций в учебно-тренировочный процесс.

Мы поставили своей целью разработать эффективную систему совершенствования технико-тактической подготовленности гандболистов на основе индивидуализации тренировочного процесса.

Для этого мы должны:
1. Определить структуру командных и индивидуальных технико-тактических действий высококвалифицированных гандболистов.
2. Выявить критерии оценки технико-тактического мастерства гандболистов с учетом особенностей соревновательной деятельности.
3. Определить эффективные формы организации тренировочных занятий по совершенствованию индивидуальных и командных тактических действий.
4. Разработать и экспериментально обосновали методику технико-тактической подготовленности гандболистов.

Это позволит:
- определить факторную структуру соревновательной деятельности ведущих зарубежных команд и команд высшей лиги Узбекистана;
- выявить узловые компоненты и разработать модельные характеристики соревновательной деятельности гандболистов высокой квалификации (командные и по амплуа);
- определить коэффициенты значимости технико-тактических действий спортсменов и разработать количественную оценку их технико-тактического мастерства в процессе игры;
- экспериментально обосновать методику совершенствования технико-тактической подготовки гандболистов с учетом особенностей соревновательной деятельности.

Таким образом, решение выше поставленных задач позволит разработать ряд новых эффективных инновационных направлений, способствующих рациональному построению учебно-тренировочного процесса гандболистов.

Абдалимов О.Х., Камбаров Д.С

Доктор педагогических наук, профессор В.Я. Игнатьева
Кандидаты педагогических наук И.В. Петрачева, А.М. Иващенко
А.В. Игнатьев, В.П. Андреева, И.А. Дивенко

Российская государственная академия физической культуры
Ключевые слова:
многолетняя подготовка, возрастные этапы, факторная структура подготовленности, высокорослые игроки, половое созревание.

Рис. 1. Ранговая структура физической подготовленности гандболистов на разных возрастных этапах. Условные обозначения: К - координация метания, Л - ловкость, СК - скорость, С - сила, П - прыгучесть

Рис. 2. Модели физической подготовленности гандболистов с разной длиной тела в 14 и 17 лет. Условные обозначения: - - высокие, - - выше среднего, . . - . . среднерослые. 1-прыжок в длину с места, 2-тройной прыжок, 3-метание мяча 1кг правой, 4-метание левой, 5-метание двумя сидя, 6-метание мяча 2кг двумя, 7-бег 30м, 8-челночный бег 100м, 9-выходы 66 м, 10-обводка 30 м правой, 11-обводка левой.

Факторная структура физической подготовленности гандболистов 14 и 16 лет различного амплуа


Введение. Многолетняя подготовка высококвалифицированного спортсмена осуществляется в несколько этапов: базовой подготовки, начальной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования . Однако возрастные границы этих этапов в разных видах спорта различны в зависимости от специфики начала занятий и достижения высшего спортивного мастерства.

Официальный набор в группы ДЮСШ по гандболу начинается с девяти лет, а лучшие достижения гандболисты демонстрируют после двадцатилетнего возраста. Этапы подготовки гандболистов в ДЮСШ и СДЮШОР обозначены , цели на каждый этап сформулированы, есть разработки по методике начальной подготовки [I], данные возрастного становления физических качеств у юношей и девушек . Однако достаточного обоснования деления многолетней подготовки гандболиста на этапы в научно-методической литературе нет.

В нашу задачу входило обоснование поэтапного построения многолетней подготовки гандболистов в СДЮШОР на основе положения о направленности этой подготовки к высшему спортивному мастерству .

Методика. Основным методом исследования было педагогическое тестирование гандболистов, занимающихся в СДЮШОР г. Москвы и в командах мастеров. Измерения физического развития, физической подготовленности велись ежегодно в течение 20 лет. С помощью анализа изменения состояния гандболистов в возрастном аспекте были сделаны выводы о рациональном делении многолетней подготовки на этапы и направленности подготовки на каждом этапе.
Результаты и их обсуждение. Исследование факторной структуры физической подготовленности гандболистов 10-17 лет и мастеров спорта по 26 надежным тестам показало резкую смену рангов пяти идентичных для всех возрастных групп факторов через каждые два года (рис. 1). Первая смена происходит к 12 годам и дает право отсчета этапа многолетней подготовки от базового к этапу начальной специализации. Вторая смена рангов происходит к 14 годам, и с этого возраста начинается новый этап углубленной тренировки. Смена рангов физической подготовленности к 16 годам символизирует наступление этапа спортивного совершенствования.

Название этапов в разных видах спорта одинаковое, однако содержание и смысл их не всегда совпадают. В гандболе этап начальной специализации предполагает разделение игроков по амплуа в команде. На этапе базовой подготовки, участвуя в двусторонних играх на тренировке и в соревнованиях, юные спортсмены выполняют, функции различных амплуа. Однако короткий период занятий гандболом и направленность на всестороннее развитие на этом этапе не дают выраженных особенностей подготовленности по амплуа. Эти особенности у игроков первой и второй линии нападения формируются только к 14 годам. В таблице представлена факторная структура физической подготовленности гандболистов 14 и 16 лет. Здесь четко видна разница ранговой структуры подготовленности игроков одного возраста, но разного амплуа и сходство по амплуа игроков разного возраста.

Опираясь на эти данные, мы выделили возрастной этап от 12 до 14 лет как этап начальной специализации, а от 14 до 16 - углубленной специализации по амплуа. В спортивных командных играх подготовка с учетом амплуа в команде весьма важна.

Общетеоретическое название этапа от 14 до 17 лет - этап углубленной тренировки. И действительно за этот период юные игроки должны достигнуть такого уровня подготовленности, чтобы переносить на следующем этапе спортивного совершенствования нагрузки, принятые в командах мастеров взрослых спортсменов. Этого можно достичь только при широкой индивидуализации подготовки по нескольким признакам, а не только по амплуа.

В гандболе актуален вопрос подготовки высокорослых игроков. По нашим данным , высокорослые юноши имеют преимущество перед игроками выше среднего и среднего роста в своем физическом развитии и физической подготовленности до 14 лет. До этого возраста у них выше и темпы полового созревания, они на 1-2 балла опережают своих сверстников. После 14 лет замедляются и биологическое развитие и развитие физических способностей (рис. 2). Игроки, имеющие длину тела выше средней, в 17 лет приобретают преимущество по нескольким показателям физической подготовленности, которой в 14 лет не было. Особенно это отражается на способности к метанию, так как высокорослые к этому возрасту теряют в силе. Такой регресс можно затормозить, если строить подготовку на этапе углубленной тренировки с включением локальных целенаправленных силовых нагрузок. Индивидуализация подготовки с учетом антропометрических характеристик на данном этапе необходима.

Еще более наглядно характеризуют этап углубленной тренировки данные обследования девушек. По нашим наблюдениям гандболистки 15 и 16 лет не только не наращивают некоторые физические способности, но и снижают показатели, которые у них были в 14 лет. При этом такая тенденция наблюдается у девушек независимо от их антропометрических характеристик. У гандболисток нет ярко выраженных особенностей физической подготовленности по признаку длины тела, по этому признаку нет достоверных различий и в биологическом возрасте, как у юношей. Однако этап углубленной тренировки у девушек отличается и совершенно иной динамикой развития качеств, чем у юношей, и требованием углубленной индивидуализации подготовки каждой спортсменки.

Для иллюстрации особенностей развития женщин на этапе углубленной тренировки (от 14 до 17 лет) приведем динамику показателей времени бега на дистанцию 30 м и челночного бега на дистанцию 100 м гандболистов и гандболисте к 10-17 лет и мастеров спорта (рис. 3, 4). Эти рисунки подтверждают необходимость особого подхода к тренировке девушек на данном этапе, поиска средств поддержания достигнутого ранее уровня физических способностей. Эти средства, как и у высокорослых юношей, заключаются в силовых специальных нагрузках, а в отличие от юношей еще и в правильном питании, средствах восстановления и планировании нагрузок с учетом биологической функции женского организма.

Чистых исследований состояния гандболистов на этапе спортивного совершенствования провести не представилось возможным в связи с отсутствием таких групп в СДЮШОР г. Москвы. Однако наши наблюдения за игроками 18-20 лет, выступающими за взрослые команды мастеров, показали большой диапазон уровня подготовленности этих спортсменов. Видимо, их уровень зависит от того, по какому признаку тренер отбирал игрока из детского коллектива, как игрок вписался в состав команды, сколько времени он проводит на площадке в соревнованиях.

Заключение. Оптимальными границами возрастных этапов подготовки гандболистов является возраст 12, 14, 17 лет. Этап углубленной тренировки от 14 до 17 лет - наиболее сложный и важный как для юношей, так и, особенно для девушек. Тренеры, работающие с женским контингентом, должны проявлять особое терпение и умение в подходе к спортсменкам именно на этом этапе. Для юношей необходима индивидуализация подготовки по признакам амплуа, длины тела, а для девушек - индивидуальный подход к каждой.

Литература

1. Гарбаляускас И.Л. Дис. канд. пед. наук. - Киев, 1983.
2. Гужаловский А.А. , Голуб О.С. "Теор. и практ. физ. культ. ", 1986, № 1, с. 33.
3. Дэагания Д.Г. Дис. канд. пед. наук. М.,1986.
4. Игнатьева В.Я. и др. Динамика физического развития, физической и технической подготовленности юных гандболистов . М., 1989.
5. Игнатьева В.Я. "Теор. и практ. физ. культ. ", 1985, № 8, с. 24.

Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму зани­мающихся. Чем выше уровень развития физических качеств, тем легче достичь спортивного мастерства. С совершенствованием функциональ-


мых возможностей организма увеличивается эффективность исполь­зования приемов техники и тактики игры.

Для общей физической подготовки гандболистов используют об-щеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снаря­дах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимна­стики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также фут­бол, хоккей, бадминтон.

Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: 1) упражнения для развития силы, быст­роты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств; 2) упражнения, направленные на совершенствование приемов игры.

Для развития силы используют упражнения динамического ха­рактера, выполняемые в переменном темпе, для развития «взрывной» силы- упражнения с малыми отягощениями, выполняемые в макси­мальном темпе. Наиболее эффективны упражнения с весом, составля­ющим 30% максимального. Выполнение их до отказа позволяет раз­вивать не только силу, но и силовую выносливость.

Очень полезны упражнения с небольшими отягощениями при ов­ладении основными техническими приемами игры. В этом случае уда­ется увеличить силу, не нарушая структуру техники игровых прие­мов. Поэтому в тренировке гандболистов широко используют утяже­ленный мяч (до 600 г), упражнения с набивными мячами и на блочных аппаратах (с отягощением). В тренировки включают также разнооб­разные упражнения со штангой, гантелями, эспандером, резиновыми шнурами, с преодолением собственного веса и сопротивления парт­нера, бег в усложненных условиях (по песку, снегу) и т. п.

В гандболе одинаково важна как скорость отдельного движения, так и способность длительное время действовать в максимальном темпе. Быстроту развивают с помощью упражнений, выполняемых с наи­большей частотой в течение 4-6 сек. Их периодически повторяют с ин­тервалами отдыха. Такой повторный метод работы успешно сочетается с методом переменной и интервальной тренировки.

Для развития скоростных качеств и приобретения так называемой игровой скорости используют разнообразные упражнения, выполнение технических элементов с максимальной скоростью передвижения и учебные игры с сокращением времени, уменьшением размеров площад­ки и количества играющих. Большое значение имеют также различные виды скоростного бега, и особенно рывки на 20-60 м, всевозможные игры и эстафеты.


Основой скоростной выносливости является общая выносливость, развиваемая в процессе длительного выполнения упражнений с неболь­шой интенсивностью. Для развития специальной выносливости, наобо­рот, необходимы упражнения, выполняемые с повышенной интенсив­ностью. Поэтому выносливость у гандболистов развивают в процессе переменной и интервальной работы. Тогда интенсивность упражнений должна достигать 80% максимально возможной. В конце упражнения пульс может достигать 180 ударов в минуту, а само упражнение про-


должается 30-90 сек. и примерно столько же пауза для отдыха, в ко­торой пульс снижается до 120-140 ударов.

Основные упражнения, развивающие выносливость,- это кроссо­вый бег по пересеченной местности в сочетании с ходьбой и общераз-вивающими упражнениями, подготовительные и игровые упражнения, выполняемые продолжительное время (футбол, плавание, лыжи и 1 другие виды спорта, учебные игры и соревнования).

Совершенствуют выносливость, постепенно увеличивая нагрузку, повышая ее интенсивность, увеличивая темп и продолжительность вы-;; полнения упражнения.

Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координа­ции, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и спе­циальную) необходимо систематически.

Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на огра­ниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта (прыж- 1 ки в воду, бокс и т. п.), специальные упражнения в необычных усло­виях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.).

Гандболистам необходимо постоянно совершенствовать гибкость (особенно вратарям) и прыгучесть. Для этого в тренировки включают упражнения, с помощью которых развивают гибкость в других видах спорта.

Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает до­стичь гармонического единства их проявления в игровых, соревнова-|> тельных условиях.

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ

Ауади Хайтем Бен Мухаммед

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. Игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий спортсменов. Комплексный и разносторонний характер упражнений в гандболе требует высокой физической подготовленности спортсменов, а конкретно - развития таких двигательных качеств, как общей и специальной выносливости, силы, быстроты, ловкости. Для эффективного управления их развитием важен комплексный динамический контроль на различных этапах подготовки спортсменов.

Ключевые слова: физическая подготовка, гандбол, теория и методика спортивной тренировки.

Summary. Auadi Haitem Ben Muhammed. A place of physical preparation in system of training of the players of handball . The game activity of the players of handball is characterized by wealth containing and diversification of actions of sportsmen. Complex and versatile character of exercises in handball demands high physical preparation of sportsmen, and specifically - development of such motorial qualities, as general and special persistence, force, speed, dexterity. For effective control of their development the complex dynamic control at various stages of preparation of the sportsmen is important.

Keywords: physical preparation, handball, theory and procedure of sports training.

Общая характеристика физической подготовленности спортсменов.

Совершенствование системы подготовки спортсменов различной квалификации сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

Несмотря на то, что научные основы теории и методики спортивной тренировки были сформулированы в работах таких ведущих ученых как Д.Харре , Л.П.Матвеев , В.В.Петровский , Н.Г.Озолин , Ю.В.Менхин , В.Н.Платонов и другие, они до сих пор требуют систематического развития, дополнения новыми знаниями, касающимися конкретных видов спорта, уровня спортивного мастерства, а также различных сторон подготовленности спортсменов (технико-тактической, физической, психологической).

Как считает Ю.В.Верхошанский , дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных спортсменов требует кардинального усовершенствования всей системы их подготовки.

И хотя в содержании спортивной тренировки принято различать физическую, техническую, тактическую, психологическую подготовку, спортивный результат обеспечивается единством их проявления, тем более, что в каждом случае соревновательной деятельности эти виды подготовленности спортсмена выступают в тесной взаимосвязи. Исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству и стабильности физической подготовки. Физическая подготовка на данном этапе развития спорта достигла такого уровня, что дальнейшее повышение ее эффективности становится весьма сложной задачей. Ведущее значение физической подготовленности спортсменов В.П.Филин , М.Я.Набатникова , Н.Фомин, В.П.Филин , Л.П.Матвеев связывают с использованием в тренировочном процессе больших физических нагрузок, для выполнения которых необходим высокий функциональный потенциал .

Центральное место физической подготовленности определяется также тем, что другие стороны подготовленности спортсменов (технико-тактическая, психологическая) реализуются одновременно и в зависимости от уровня развития двигательных качеств, физического развития и функционального потенциала организма, что определяет сущность физической подготовленности. Учитывая взаимосвязь всех сторон подготовленности спортсмена, можно говорить о том, что от уровня физической подготовленности зависит успешное освоение разнообразных двигательных навыков, что лежит в основе технической подготовленности . Всесторонняя физическая подготовленность создает практическую базу для эффективной реализации и тактических задач.

Все это чрезвычайно важно в ситуационных видах спорта и в том числе и в гандболе: широкий арсенал двигательных навыков позволяет решать новые двигательные задачи, что крайне необходимо как в нападающих, так и в защитных действиях игроков.

С.Ю.Тюленьков, Е.В.Скоморохов, В.В.Бажанов убедительно показали, что даже на уровне сборных национальных команд по футболу уровень физической подготовленности является первостепенным фактором победы на соревнованиях.

Физическая подготовленность определяет общую работоспособность. При высоком уровне физической подготовленности спортсмен приобретает способность выполнять большой объем работы, повышается эффективность и скорость восстановления после больших физических нагрузок, а также в интервалах между ними .

Ученые в этой области пришли к мнению о том, что физическая подготовка на определенных этапах тренировки должна быть специализированной. Поэтому в 1970г. было предложено физическую подготовку разделять на общую и специальную . Такое предложение было связано с представлениями о том, что адаптационные изменения, происходящие под влиянием воздействия тренировочных нагрузок, специфичны и, следовательно, физические способности спортсмена должны быть сформированы адекватно для овладения избранной им спортивной деятельностью.

Если общая физическая подготовка ориентирована на гармоничное развитие двигательных качеств, физического развития и создание функционального потенциала, то специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта и особенностями соревновательной деятельности в нем .

Л.П.Матвеев считает, что общая физическая подготовка создает предпосылки для решения задач специальной физической подготовки и обусловливает в единстве с другими сторонами подготовки общий подъем функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннее развитие его двигательных качеств и приобретение навыков, необходимых как в спорте, так и в жизненной практике.

Но даже функциональный потенциал организма, приобретенный в процессе общей физической подготовки, является лишь необходимой предпосылкой для успешного совершенствования в том или ином виде спорта, однако сам по себе не сможет обеспечить достижения высоких спортивных результатов без последующей корректировки функциональной базы средствами общей физической подготовки.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности .

Специальная физическая подготовка в большей степени, чем общая связана с технической подготовкой, так как используемые в ней средства близки по форме к основным техническим приемам игры и поэтому эта сторона подготовки совершенствует форму новых движений, адекватную ей степень приложения усилий в различных фазах, координацию движений, быстроту овладения двигательными навыками, их устойчивость, приспособляемость к изменяющимся условиям .

Физические упражнения, используемые в общей физической подготовке, должны осваиваться спортсменом лишь в той мере, в какой необходимо для прогресса в избранном им виде спорта.

Различия общей физической подготовки и специальной физической подготовки состоит в том, что специальные упражнения развивают лишь определенные группы мышц, а упражнения из системы общей физической подготовки разнообразнее. Методы их использования воздействуют на весь мышечный аппарат, способствуя не только гармоничному развитию спортсмена, но и более эффективному использованию мышечной системы в случаях напряженной деятельности .

В отличие от специальной физической подготовки общая физическая подготовка связана с процессом специализации не прямо, а косвенно: она не вооружает спортсмена навыками избранного вида спорта, не развивает и способностей, специфичных для данного вида спорта. Ее назначение заключается в другом - она создает базу спортивной специализации путем овладения разнообразными двигательными навыками как сходными с двигательными навыками избранного вида спорта, так и отличными от них и этим обеспечивает такое физическое развитие, которое необходимо в качестве условия спортивной специализации.

Современный подход к значению и организации специальной физической подготовки просматривается в работе Ю.В.Верхошанского . Он считает, что до сих пор задачи специальной физической подготовки обычно ограничивались развитием специализированных двигательных качеств. Считалось целесообразным развивать их с помощью узко направленных средств и только затем интегрировать в некую структуру при выполнении спортивного упражнения. Средства специальной физической подготовки подбирались по внешнему формальному сходству. По мере изучения закономерностей процесса становления спортивного мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки и в связи с первыми шагами в практической разработке идеи программирования тренировочного процесса появились новые основания к изменению взглядов на специальную физическую подготовку. Становится очевидным, считает автор, что ее функция заключается не только в развитии двигательных качеств, сколько в интенсификации мышечной работы в специфическом для каждого конкретного вида спорта двигательном режиме с целью активизации процесса адаптации организма к условиям спортивной деятельности. Отсюда особую значимость обретает необходимость объединения средств специальной физической подготовки в относительно самостоятельную систему с конкретно выраженной целевой предназначенностью. Последнее является органической частью общей системы подготовки спортсменов и должна занимать в ней строго определенное место.

Ю.В.Верхошанский сформулировал понятие о формировании в ходе многолетней тренировки специализированной функциональной структуры работоспособности спортсменов. Специализированная функциональная структура, по определению автора, - это устойчивая форма межсистемных отношений в организме, которая обеспечивает максимальный уровень специфической работоспособности организма спортсмена в условиях соревновательной деятельности. Она обладает динамической устойчивостью и надежной воспроизводимостью. Это понятие развивает концепцию П.К.Анохина о функциональной системы применительно к напряженной мышечной деятельности. Последняя автором предоставляется как объединение различно локализованных структур и процессов для получения определенного конечного эффекта, обеспечивающего достижение намеченной цели.

По мнению V.N.Platonova и M.M.Bulatovoi , общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка представляют не два различных явления, а две различные стороны одного и того же явления -процесса всесторонней физической подготовки спортсменов. Они органически связаны в силу общих закономерностей спортивной тренировки, в которой они используются, общих закономерностей всестороннего физического воспитания спортсменов и общих механизмов адаптационного процесса.

Роль физической подготовки гандболистов по показателям соревновательной деятельности.

Определить значимость физической подготовленности спортсменов особенно в игровых видах спорта возможно при анализе соревновательной деятельности, которая предъявляет максимальные требования к проявлению их физических способностей.

Изучением характеристик соревновательной деятельности занимались и занимаются многие специалисты гандбола .

Основное место в гандболе составляет бег, что обусловливается необходимостью применять различные разновидности бега для выбора позиции; кроме того, бег является основой других средств игры -прыжков, бросков мяча, ведения мяча, блокирования игрока. По данным разных авторов, гандболист высокой квалификации в процессе игры преодолевает значительные, но разные расстояния. Различия данных объясняются повышением со временем интенсивности игр.

По данным В.И.Изаак , гандболисты в нападении за одну игру пробегают 4365 м, в защите - 5800 м, при этом бег на длинные дистанции составляет 750 м, а на короткие - около 1000 м.

Е.И.Ивахин, А.А.Малый, Н.И.Хомутов и др. отмечают, что в среднем дистанция, пробегаемая гандболистами высокой квалификации за одну игру, составляет 5200 м, а отдельные игроки значительно превышают эти показатели (до 6500 м).

Исходя из этих сведений, можно говорить о том, что в системе физической подготовленности гандболистов важную роль играет качество общей выносливости. Последнее подтверждается исследованиями Seliger V., Burka X. , В.Я.Игнатьевой . По их данным, потребление кислорода во время игры достигает у мастеров спорта 4,1 л/мин. -1 , что составляет 93,3% от МПК. За игру расходуется до 1500 Ккал. Однако немаловажную роль в соревнованиях играет и скоростная выносливость.

Е.И.Ивахин, А.А.Малый, Н.И.Хомутов и др. в результате анализа соревновательной деятельности установили, что в нападении с ходу и при отходах для защиты своих ворот гандболисты обычно перемещаются рывками по 25-40 м. Большая часть рывков (60 - 65%) выполняется с максимальной скоростью бега по прямой, с изменением направлений, в сочетании с ведением мяча. В нападении против организованной защиты игроки перемещаются короткими рывками (по 10 - 16 м) и преодолевают в среднем за одну игру до 670 метров. В подавляющем большинстве случаев рывки выполняются на максимальной скорости в сочетании с передачей мяча, остановками, ведением мяча, обводкой игроков и бросками мяча в ворота.

В.Цыганок приводит данные игровой деятельности мужской сборной команды Украины по гандболу на чемпионате Европы-2000. Спортсмены в финальных матчах провели 260 атак, при этом ими выполнено 30 быстрых атак. Средний показатель позиционного нападения составляет 267 атак. Последнее подтверждает значение скоростной выносливости в игровой деятельности гандболистов.

Важным является факт большой затраты энергии при остановках после скоростного бега - возникает необходимость погашения развитой инерции собственного тела и приобретения большой начальной скорости при выполнении рывков.

В.Я.Игнатьева отмечает, что гандболисты различной квалификации и игрового амплуа имеют существенные различия в использовании приемов и характера двигательной деятельности в зависимости от тактических функций. Так, рывков в нападении центральный игрок совершает 35, полусредний - 50, крайний - 42, линейный - 43. Рывков в защите центральный игрок совершает 83, полусредний - 74, крайний - 36, линейный - 74.

Количество ускорений в зависимости от игрового амплуа колеблется от 32 (крайний) до 22 (линейный).

Одним из существенных приемов в гандболе является передача мяча, которая осуществляется на близкое, среднее и большое расстояние с короткой и средней амплитудой движения и с различной скоростью. Выполнение передачи мяча связано с расчетом во времени и расстояния, с проявлением большой точности и избирательности.

Броски в гандболе выполняются преимущественно с максимальной силой, что требует значительного развития двигательного качества силы.

Передачи и броски мяча в ворота используются в нападении против организованной защиты. В процессе одной игры, по данным Е.И.Ивахина, А.А.Малого, Н.И.Хомутова , каждый гандболист осуществляет в среднем 102 передачи и 12 бросков мяча в ворота. В сумме все игроки команды выполняют до 612 передач и до 70 бросков мяча в ворота. Количество передач и бросков мяча в ворота между игроками распределяется также неравномерно. Это объясняется опять-таки спецификой функций спортсмена в команде, игровыми ситуациями. По данным этих авторов, в современном гандболе игроки второй линии выполняют в два с лишним раза больше передач мяча и бросков мяча в ворота, чем игроки первой линии. В.П.Зотов и А.И.Кондратьев приводят данные восьмилетних наблюдений за играми в международных соревнованиях гандболистов. По их данным, в среднем за игру гандболисты выполняют 100-107 бросков, в том числе: в опорном положении - 4,5%, в прыжке - 31,8%, в падении -8,1% и 7-метровых бросков - 20,2%.

В.Я.Игнатьева , анализируя игры гандболистов высокой квалификации, пришла к заключению, что наибольшее количество бросков в игре выполняют центральный разыгрывающий и полусредний. Крайние выполняют только половину количества бросков по сравнению с первыми, а линейные - лишь 25%. Самое большое количество бросков в игре приходится на спортсменов полусредних.

Высокого развития скоростно-силовых качеств требует такой элемент соревновательной деятельности, как прыжок.

Прыжки в гандболе используются как средство перемещения в пространстве в сочетании с бросками мяча в ворота, для овладения высоко летящим мячом, для блокирования мяча в защите.

В течение игры каждый гандболист, по данным Л.А.Латышкевича , выполняет в среднем 24-26 разнообразных прыжков. Количество выполняемых прыжков по данным В.П.Зотова и А.И.Кондратьева близко к приведенным, а именно: в среднем - 26-36. По данным В.Я.Игнатьевой , количество прыжков в нападении составляет 46, в защите - 16. По количеству прыжков в нападении достоверно отличаются результаты линейного от результатов спортсменов всех других амплуа -линейный, по мнению В.Я.Игнатьевой, редко пользуется прыжками в игре. Редко этим приемом пользуются и крайние защитники.

Таким образом, игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий спортсменов. Комплексный и разносторонний характер упражнений в гандболе требует высокой физической подготовленности спортсменов, а конкретно - развития таких двигательных качеств, как общей и специальной выносливости, силы, быстроты, ловкости. Для эффективного управления их развитием важен комплексный динамический контроль на различных этапах подготовки спортсменов.

Литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем . - М.: Медицина, 1975. - 402 с.

2. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка в системе высшего спортивного совершенствования // Физическая подготовка спортсменов высшего класса . - М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 5-24

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки . - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

4. Горкин М.Я. , Кочаровская О.В. , Евгеньева Л.Я. Большие нагрузки в спорте . - К.: Здоровья, 1973. - 205 с.

5. Зотов В.П. , Кондратьев А.И. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации . - К.: Здоров’я, 1982. -126 с.

6. Ивахин Е.И. , Малый А.А. , Хомутов Н.И. , Латышкевич Л.А. , Зотов В.П. и др. Гандбол / Тематический сборник. - К.: Здоров’я, 1975. - С.5-32.

7. Игнатьева В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов // Методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК . - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 48 с.

8. Игнатьева В.Я. , Атхам Камис . Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа // . - 1999. - №3. -С.37-39.

9. Изаак В.И. Экспериментальное обоснование методики физической и технической подготовки гандболистов старших разрядов // Автореф. ... канд. пед. наук. - Л., 1974. - 24 с.

10. Латышкевич Л.А. Гандбол / Учебник для студентов институтов физкультуры. - К.: Вища школа, 1988. - 169 с.

11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта . - М.: Воениздат, 1997. - 230с.

12. Менхин Ю.В. Физическая подготовка спортсмена / Учебное пособие / Сост. Ю.В. Менхин. - М.: ГЦОЛИФК, 1993. - 88 с.

13. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов . - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 129 с.

Современный гандбол характеризуется высокой интенсивностью игровых действий, силовыми противоборствами по всему полю, широким разнообразием используемых игровых приемов в нападении и защите, быстрыми переключениями по ходу игры, Все это требует от спортсменов высокого уровня развития специальных физических качеств и умения реализовать их в сложной игровой обстановке.

Состояние высокой физической подготовки гандболистов обусловлено уровнем развития ряда физических качеств и функциональных свойств организма. Эти физические качества и функциональные свойства обнаруживают заметные различия в зависимости от возраста, стажа занятий и специализации гандболистов. Улучшение показателей физической подготовки может быть достигнуто в процессе специализированной подготовки гандболистов путем отбора наиболее эффективных тренировочных средств и установления оптимальных объектов их применения.

Исключительно высокая напряжённость соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысило требования к качеству и стабильности физической подготовки. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, укрепление систем организма гандболиста для эффективного овладения навыками игры и соревновательной деятельностью.

Физическая подготовка гандболиста должна решать 2 главные задачи: всесторонне развивать всю двигательную систему игрока и совершенствовать специфические двигательные способности, от которых зависит успех в достижении высоких результатов именно в игре гандбол. Поэтому было предложено физическую подготовку гандболистов разделить на общую и специальную.

Главное место физической подготовки определяется также тем, что другие стороны подготовки спортсменов реализуются одновременно и в зависимости от уровня развития двигательных качеств, физического развития и функционального потенциала организма, что определяет сущность физической подготовки.

Наряду с развитием физических качеств на этапе начальной специализации детей занимающихся гандболом особое внимание следует уделить воспитанию спортивного интеллекта, формированию волевых черт характера, развитию оперативного мышления и памяти.

На этом этапе недостаточно общих мероприятий для воспитания личности, нужен индивидуальный подход к каждому ученику.

Определить значимость физической подготовки спортсменов особенно в игровых видах спорта возможно при анализе соревновательной деятельности, которая предъявляет максимальные требования к проявлению их физических способностей. Ведь соревнования - лучшее средство обмена передовым опытом. На соревнованиях гандболисты приобретают такие знания, которые невозможно получить на учебно-тренировочном занятии.

Для воспитания специальных физических качеств отводится важная роль в системе спортивной подготовки гандболистов. В тоже время каждое двигательное качество занимает определенное место в структуре подготовленности игроков. Степень влияния тех или иных способностей игрока на результат соревнования различна.

В спортивных играх выполняемая работа носит смешанный характер, и правильно оценить вклад аэробных и анаэробных энергосистем в обеспечение мышечной деятельности бывает весьма затруднительно.

Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под двигательными качествами понимаются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.

Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.

Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других другие. Выигрывая в проявлении одних двигатель качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности.

Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости.

Проявление выносливости, можно представить как результат

различного сочетания трех ее компонентов: аэробного, гликолитического и лактатного.

Совершенствование же двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к максимальному снижению энергозатрат и повышению эффективности использования биоэнергетического потенциала, т.е. к увеличению выносливости.

Разработаны специальные комплексы акробатических упражнений для тренировки гандболистов. В процессе применения упражнений данного типа необходимо учитывать период и цикл подготовки, индивидуальные особенности гандболистов, общую направленность тренировочного процесса. Это позволяет избежать отрицательного влияния акробатических упражнений на специальные упражнения соревновательного характера.

Исходя из анализа специальных комплексов акробатических упражнений гандболистов современного состояния проблемы управления тренировочным процессом и опираясь на общетеоретические знания в этой области, а также на результаты многих исследований.

Гандбол относят к группе ситуационных (нестандартно изменяющихся) видов спорта. Они характеризуются изменчивостью условий выполнения, отсутствием стереотипности в выполнении движений, повторений стандартных ситуаций. Главной особенностью спортивных игр является их яркое эмоциональное напряжение, которое обуславливается исключительной степенью неожиданности действий соперника, это влечет за собою физиологические изменения в организме, которые происходят по типу стрессовых реакций.

Гандбол характеризуется высокими требованиями к мастерству спортсменов, проявляемому в условиях постоянно меняющихся игровых ситуаций и игровых контактов.

Поскольку большинство игровых действий гандболистов на поле выполняются на больших скоростях с постоянным противоборством соперника, что часто заканчивается. Падением спортсменов, повышается риск травматизма, особенно когда правильное падение можно наблюдать только при выполнении игроком технического приема без сопротивления противника.

Чаще же гандболисты травмируются именно при потере равновесия и координации. В связи с этим появилась необходимость изыскивать новые средства, используемые в тренировочном процессе для повышения уровня развития координационных способностей и функции равновесия спортсменов.

В настоящее время упражнения акробатического характера в гандболе рассматриваются как средство, охватывающее все основные этапы многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Специфика учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у гандболистов требует высокого уровни развития координационных способностей и игровой ловкости, а также развития функции равновесия. При общем, достаточно высоком уровне развития физических качеств (общих и специальных), технико-тактической и психологической подготовленности, любой дополнительный фактор может стать решающим для достижения общей победы. Высокий уровень развития координационных способностей и игровой ловкости является базой, своеобразным фундаментом, на котором можно совершенствовать технико-тактическую, физическую и психологическую подготовленности.