Олимпиады по биологии. Подготовка к олимпиадам по химии и биологии Как подготовиться к всероссийской олимпиаде по биологии

Гайтон А., Холл Дж., Медицинская физиология . Практический учебник по физиологии ежегодно приводит в замешательство большинство участников оригинальностью заданий. Чтобы успешно решать такие задачи, надо иметь хороший багаж теоретических знаний и эрудиции. Данная книга, несмотря на большой объем, читается легко и иногда дает даже избыточную для олимпиады информацию (но мы-то знаем, что на теоретическом туре избыточных знаний не бывает!).

Рупперт Э. Э. Зоология беспозвоночных. В 4 томах . Единственный доступный современный учебник по зоологии беспозвоночных, который действительно ведет диалог с читателем, а не просто дает факты в энциклопедической форме. Вдобавок здесь есть информация и о методах современной классификации, и кладистики, без которой сложно усвоить систему живого мира.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных . Мой самый любимый учебник по зоологии позвоночных: эволюционный подход и рассмотрение материала не по классам животных, а по системам органов.

Зитте П., Вайлер Э. В., Ботаника. В 4 томах . По-немецки строгий и качественный учебник ботаники. Он широко освещает темы, которыми зачастую пренебрегают (или дают в малом объеме) другие пособия: физиология, филогения, популяционная биология и экология растений. К сожалению, информации об анатомии и морфологии недостаточно для практических туров.

Олимпиада Всероссийская олимпиада по биологии Школьный этап стартует в сентябре

Соревнование для 5-11 классов с лабораторными экспериментами. Победители и призеры получают льготы при поступлении

Биология

Льюин Б. Гены, Клетки . База знаний по современной молекулярной биологии, клеточной биологии и биохимии. Такие энциклопедические книжки не следует читать перед самой олимпиадой, лучше за полгода-год. Стоит добиться не знания всех белков и их функций в клетке, а некоего общего понимания логики внутриклеточных процессов: метаболизма, передачи и реализации наследственной информации, транспорта и сигналинга, а остальное вам подскажут/расскажут в заданиях.

Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии, Фаллер А., Шюнке М. Анатомия и физиология человека . Все, что может потребоваться в вопросах гистологии и анатомии. Анатомия Фаллера – качественная цветная книга, которая не углубляется в тонкости бугорков на костях и латинские названия, а дает понимание связей функций и структур в удобной форме. В конце каждой главы есть краткое содержание, что делает очень простым повторение материала в ночь перед соревнованием.

Watson J. D. Molecular biology of the gene . Прекрасный современный учебник молекулярной биологии от звездной персоны в мире науки. Это была первая книга о «молекулярке», которую я прочитал, и я до сих пор об этом не пожалел.

Futuyma D. Evolution . Эволюция, по моему мнению, самая сложная тема в биологии для понимания и изучения, и эта книга действительно непроста в усвоении. Но те, кто осмелятся ее открыть, найдут в ней и палеонтологию, и биогенез, и генетику, но, в основном, множество графиков, таблиц и гистограмм.

Michael T. Madigan Brock Biology of Microorganisms . Вдумчивое прочтение этой книги может заменить учебники по молекулярной биологии, биохимии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, основам медицинских знаний и эпидемиологии. Все темы, хоть как-то связанные с микроорганизмами, прекрасно рассказаны и проиллюстрированы.

Peter H. Raven Biology of Plants . Данный учебник ничем не лучше русскоязычных по количеству информации, но читать его стоит хотя бы ради иллюстраций жизненных циклов различных растений и грибов.

Интернет-ресурсы

Биомолекула . Самый научный среди научно-популярных ресурсов русского интернета. Здесь можно найти новости науки и дайджесты журналов, обзоры и спецпроекты, и даже статью за моим авторством.

Элементы большой науки . Сайт, следить за которым должен каждый. Здесь публикуются даже не новости, а пересказы новых громких научных работ, и еще множество всего.

Батрахоспермум . Дерзкий журнал научной направленности для любознательных и приятных людей с чувством юмора. Авторские статьи из этого журнала читаются с огромным интересом, и совсем не требуют тяжелых мыслительных усилий для понимания. При этом журнал освещает многие необычные и уникальные темы, о которых вы, скорее всего, больше нигде не услышите.

Кукина Светлана Ивановна
учитель биологии и химии
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Кашарская средняя общеобразовательная школа
Конышевского района Курской области

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ?

В настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ОГЭ,ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.
В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции.
Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической. Чтобы ученик 9 класса показал достойные результаты необходимо начинать, как минимум, с 6 класса.
Мои ученики тоже принимали участие в школьном и районном этапах олимпиады, на школьном этапе были призеры и победители и на районном Требовалось кардинально менять способы подготовки учащихся к олимпиадному движению, а точнее приводить в систему и вырабатывать конкретную методику.
Начала я с того, что собрала «Банк олимпиадных заданий», в котором были олимпиадные задания разных этапов за пять лет. Затем я приступила к анализу содержания заданий муниципального и регионального уровней и формулировке выводов. На примере заданий ОГЭ И ЕГЭ выводы получились следующие:
1. Олимпиадные задания образуют три группы:
Часть 1 – задания с выбором одного правильного ответа из четырех;
Часть 2, 3 – задания с выбором нескольких ответом или сопоставление.
2. 25% заданий на знания предмета в рамках углубленной школьной программы.
3. 50 % заданий на знания за рамками школьной программы.
4. 25 % заданий на применение знаний в нестандартной ситуации, анализ данных и решение задач.
Как видите, знаний, которые ребята получают на уроках, не достаточно. Нужна дополнительная внеурочная подготовка.
Далее я провожу отбор учащихся и формирование школьной команды учащихся, которые хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету.

Планируем работу.

Создание индивидуальных образовательных траекторий;

Преобладание индивидуальных форм работы над групповыми;

Тесное взаимодействие старших школьников с младшими.

При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причём ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение большинства занятий, свободный выбор направления познавательной или исследовательской работы. Ученики могут прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы получить помощь в выполнении проектных работ, собираются мини-группы для решения биологических задач, обсуждения теоретических вопросов. Старшие могут, решая свои задачи, выступить в роли консультантов и контролёров для младших. Учитель консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает перспективы и цели дальнейшей подготовки.

1 Учитывая. что эти занятия проводятся, как правило, после напряжённого учебного дня, неплохо предусмотреть возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать негромкую музыку может оказаться совсем не лишней.)

Из сказанного ясно, что наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы. Напротив, такие формы должны быть более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. Это может быть демонстрация биологического эксперимента, интересные лекции выпускников-биологов, рассказ об итогах прошедшей олимпиады, конкурса проектов, своеобразный самоотчёт участников.

Перейдём к содержательной стороне подготовки к олимпиаде. Что необходимо школьнику для участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности биологии как естественной и экспериментальной науки можно выделить три составляющих такого успеха.

Составляющие успеха:

Развитый биологический кругозор;

Умение решать биологические задачи, работать с тестами;

Практические умения и навыки.

Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки школьника. Отбор учащихся основан на их успеваемости по предмету, на уровне познавательной активности и на стремлении побеждать. Далее начинается самый трудный, но очень интересный процесс подготовки.
У каждого учителя есть свои приемы, методы, формы, которыми он пользуется. По этому вопросу очень много полезной информации размещено в сети Интернет, анализируя эту информацию можно определить условия подготовки к олимпиадам:

    Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективные курсы, эвристические олимпиады.

2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя может выражаться лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику. Читаем книги.

В формировании биологического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной биологической литературе. На начальных этапах это могут быть детские биологические энциклопедии, книги о природе, научно-популярные журналы. Для старших школьников будет интересна и более серьёзная литература: вузовские учебник, практикумы, научные журналы.

Может возникнуть вопрос, насколько усваивается информация прочитанных книг и статей, сможет ли ученик актуализировать эти знания в нужный момент? Конечно, какая-то часть информации остаётся всегда. Как сделать её усвоение более эффективным?

Есть способ эффективной подготовки - целевое изучение биологической литературы.

Цели могут ставиться различные, как правил, это обобщение, систематизация материала, или, наоборот, опережающий вопрос перед изучением новой темы. В поисках необходимой информации «перелопачиваются» самые различные источники, приобретаются необходимые умения, а создаваемые при этом продукты затем используются как справочные материалы.

Большое внимание уделяется работе с учебной и справочной литературой по экологии, т.к. этот предмет в нашей школе не изучается, а школьники проявляют большую заинтересованность в нём.

В настоящее время наряду с книгами, пожалуй, большую роль играет такой источник информации, как интернет. На разнообразных биологических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, всевозможные тесты, задания олимпиад различного уровня.

Можно и нужно ли управлять этим потоком информации? Во всяком случае, желательно ознакомить школьников со списком биологических сайтов, где они могут найти полезную для себя информацию. Одним из таких сайтов, несомненно, является , где размещены ресурсы для подготовки к региональному этапу по биологии. На этом сайте можно получить онлайн-консультацию по интересующему вопросу, проверить свои знания, выполняя тестовые задания прошлых лет, посмотреть видеоурок.

Исследуем и проектируем .(презентации к проектам) Индивидуальная образовательная траектория даёт возможность каждому участнику команды выбрать направление проектно-исследовательской деятельности. Часто работа над проектом начинается ещё в 5 классе: собирается информация, анализируется, обобщается собранный материал. Затем вырабатывается гипотеза собственного исследования, анализируются экспериментальные данные. « Созревший» проект отражает личностно-индивидуальную позицию автора и имеет социально-практическую значимость. С такими проектами наши школьники стали победителями региональной политехнической олимпиады по экологии.

Решаем задачи, выполняем тесты .

Навыки решения генетических задач необходимы во Всероссийской олимпиаде школьников. Мною подобраны и систематизированы задачи к Всероссийской олимпиаде школьников. Ученик имеет возможность поэтапно выполнять сначала простые задачи, а затем более высокого уровня сложности. Учитель всегда покажет путь решения задачи, обратит внимание на ошибку. Дать задание, а потом проверить может и старший ученик, одновременно вспомнив сам, как он справлялся с этой задачей. Перед муниципальным этапом олимпиад по биологии и экологии регулярно в компьютерном классе выполняем в режиме онлайн разнообразные тесты, отдавая предпочтение заданиям прошлых лет.

Выполняем практические работы Часто школьники, успешно преодолевшие теоретический тур городской олимпиады по биологии испытывают трудности на практическом. Требования к практическому туру ежегодно возрастают, т.к. именно здесь школьник может применить свои знания на практике. Мы уделяем большое внимание при подготовке к практическому туру таким аспектам, как изготовление микропрепаратов, умению работать с определителями, выполнению лабораторных работ по предлагаемой инструкции.

При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:

    Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

    Принцип активность знаний . Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

    Принцип опережающего уровня сложности . Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

    Анализ результатов прошедших олимпиад . При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

    Индивидуальный подход . Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

    Психологический принцип . Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО

Никогда не думал, что буду заниматься биологией. Просто в голову не могло прийти. Я учился в обычной средней школе, без особого труда получал пятерки, воевал со всеми подряд в классе, чтобы не быть белой вороной, и все равно ей оставался. К седьмому классу конфликт утих, но это было уже не важно – мама отвела меня на подготовительные курсы в лицей. Я хотел поступать в гуманитарный класс: мне казалось, что нужно становиться юристом или адвокатом, чтобы зарабатывать хорошие деньги…

Короче говоря, меня отдали учиться на медика. Из подготовительных курсов больше всех помню учительницу по биологии: Дмитриеву Ольгу Ивановну. Она бегала по классу говорила: представьте, что я инфузория-туфелька! Раздавала нам тесты, где каждый свой ответ нужно было комментировать, быстро проверяла и объявляла: “Всем 2”. Причем с таким запасом юмора, что даже после десятого отправления переделывать всю работу у нас оставалось желание, все-таки сделать этот тест. Вступительные экзамены я сдал все на 5ки и только по биологии было 4. Впрочем, следующие два года до десятого класса мне больше нравилась химия и кролики на даче, чем ботаника с анатомией. Хотя биология наступала во все оружии. Инфузория Туфелька (мы так и продолжали за глаза звать Ольгу Ивановну) каждый урок вела по-разному, занималась с нами проектной деятельностью, и остальными педагогическими прелестями, мы ездили на конференции, защищали свои собственные экспериментальные работы. Но к олимпиадам она относилась прохладно. И как говорится, ВДРУГ я занял первое место на областной олимпиаде. А, это, как известно, означает, что можно ехать дальше на зональную олимпиаду и там всех побеждать, а потом и на всероссийскую. Мечтам не было предела. Областная олимпиада состояла из вопросов на размышления. Поэтому все силы я бросил на подготовку своей мыслительной машины: внушал себе аутотренингом, что я всех обыграю, что мои мысли мои скакуны, а память безгранична.
Закончилось это жутким расстройством: никаких вопросов на размышления не было. Были тесты, в которых половину слов я не понимал. И практический тур, где тоже было все худо: ну как обычный ребенок, хоть и в десятом классе может знать всех рептилий, птиц, млекопитающих, а еще и растения, да причем в лицо, и кстати по латыни?! Помню, еще там был плазмолиз и хроматография – их я худо-бедно поставил. Короче говоря, я был восемнадцатым. И тогда я решил, что так не годится. Кроме того, Господин Случай бросил к нам в почтовый ящик еще до олимпиады школьную газету, в которой рассказывалось про новый факультет в МГУ – Факульет биоинженерии и биоинформатики. Как я хотел туда поступить!..
А поступить туда можно было даже без экзаменов, если победить во всероссийской олимпиаде.
Грядущее лето я себе отменил, обманом пробрался в областную библиотеку и выписал все нужные книги на мамин читательский.

СТРАШНОЕ ЛЕТО

Чем занимаются летом нормальные люди? Ясное дело, что отдыхают. Чем занимался я? Готовился к олимпиаде. У меня в запасе было дней 250 и каждый день был на счету. Как я уже говорил, я вывез половину областной библиотеки по биологии. (Ну если быть точным: 4 книги по генетике, 2 по зоологии беспозвоночных, 3 по зоологии позвоночных, 2 по цитологии, 3 по физиологии, 3 по ботанике, 2 по экологии, 1 по геоботанике, 3 по анатомии, 3 по биохимии). Еще я докупил книгу по молекулярной биологии. Итого 27 книг. Их нужно было прочитать, законспектировать и выучить. Я назначил себе подъем на 9, отбой на 23, было отведено время на еду, а остальное) – на подготовку.
За лето я одолел половину книг, до октября закончил все. В результате у меня получилось 20 девяностолистовых тетрадей конспектов и куча споров с моей учительницей по биологии: я спорил с ней почти по каждому вопросу на уроке. В конце концов меня освободили от занятий по биологии.
Дальше была городские олимпиады по биологии, экологии и химии. Набравшись наглости я занял все первые места. А дальше было что-то.

МАМА ПРОТИВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Я занял на областной олимпиаде не первое, а второе место. Это означало, что ни на зональную олимпиаду, ни на всероссийскую я не поеду. Причем эта история попахивала тем, что первое место продали. Я продолжал готовиться к олимпиаде, повторял конспекты, а мама названивала в наше областное министерство образования. До самого последнего дня они тянули, говорили, что кто поедет на зональную олимпиаду еще не известно… За день до выезда на зональную олимпиаду выяснилось, что меня в списках нет. Родители отправили меня после скандала с министерством за свои деньги.

Чтобы поехать на всероссийскую олимпиаду нужно на зональной было попасть в восьмерку первых. Я был четвертым, первое место нашей области на последнем.

В МАЙКОПЕ

Всероссийская олимпиада проходила в Майкопе. Тетушка, которая сопровождала меня свято верила в мои способности, и надеялась хотя бы на предпоследнее место. Я поселился в комнате с мальчиком из 9 класса, которого мы со вторым соседом тайно прозвали Лось и десятиклассником, с которым мы ехали в одном купе в поезде (бывают ведь совпадения). С ним мы быстро сдружились. Правда он временами курил чай, временами возвращался навеселе с расширенными зрачками, но каждый сам решает, как жить.

После теоретического тура у всех был упадок настроения, каждый считал свои баллы, слышались крики из соседнего окна: «Пацифист, сколько баллов?». Как я выяснил основные шансы на победу были у того самого Пацифиста (Москвина Ильи) и у Джона (Мымрикова Жени). После подсчета баллов получилось что я опережаю Джона. Практический тур пролетел как-то незаметно, устный отметился моим успехом у местных бабушек, которые выслушивали наши ответы. Долго ли коротко ли результат получился следующий: Абсолютное первое место: Москвин Илья далее Погодина Катя, я и Джон. Собственно это и была команда на межнар.

Каждый год летом и зимой в Мытищах организаторы олимпиады проводят сборы для тех, кто успешно выступил (в основном берут дипломы первой и второй степени). Кроме того летом там же проходит подготовку команда на международную олимпиаду.

Кроме того команда на международную олимпиаду постоянно ездит в МГУ к преподавателям биологического факультета. Что мы и делали, а еще, как полагается, ездили «зайцами» электричках и ходили гуськом через турникеты. В общем вытворяли такое, что понять может только приезжий. Еще я почему-то запомнил монстеру в кабинете Татьяны Андреевны, которая нас учила делать срезы. Я с завидным удовольствием поливал эту монстеру соляной кислотой, да простит мне Татьяна Андреевна.

ЭМИРАТЫ, АВСТРАЛИЯ, НАДУВНОЕ КЕНГУРУ

Нам в тот год особенно повезло: международная олимпиада проводилась в Австралии. Если мне не изменяет память это 14 часов полета из Москвы. В Австралию мы летели с остановкой в Дубаях. Очень милая страна, как только приехали мы… замерзли, в автобусе от кондиционеров.

Нам вообще не советовали выходить из номеров, но как можно быть в Дубаях и не погулять? Мы пошли искать море. Расположение моря мы определяли по Джону: он указывал пальцем в сторону и говорил: «Море там.» Мы шли метров пятьсот, потом Джон тыкал пальцем в другую сторону, и мы сворачивали. Прошли ровно по кругу. Море так и не обнаружили, зато увидели кафе «Beryozka». Мы конечно туда не пошли, но обрадовались.

В Австралии нас поселили в университетском городке в комнаты по одному. В каждой комнате был телефон, так что первое что мы сделали это начали звонить по остальным комнатам и спрашивать: “Do you speak English?” Собственно про инглиш спрашивал Джон, а потом отдавал трубку мне, и я выжимал из себя еще пару фраз. Как ни странно второй на проводе была девочка из Казахстана, так что дальше было: “Do you speak Russian?” Кроме того у Джона в комнате стоял холодильник, а в холодильнике вино, которое мы решили оставить на празднование конца олимпиады.

На олимпиаде общались мы в основном с русскоговорящими: Латвией, Молдовой, Эстонией, Белоруссией и Украиной (с некоторыми дружим до сих пор). Не знаю почему, но на олимпиадах команды из России обычно любят шутить над непонимающими русский язык. До нас парень из русской делегации, что-то отпустил непристойное, когда ехал в лифте с американцами о чем скоро пожалел: одна из них раньше жила в России. В Австралии же наши друзья по СНГ играли в какую-то народную китайскую игру из палочек: из них строится башня, а потом из башни вытягиваются палочки. После того как мы присоединились, башня превратилась в, не буду говорить какое, пожелание китайцам (со смыслом: «не выиграете вы олимпиаду»), у меня даже сохранилась фотография с одним парнем из Азии на фоне этой надписи. Помниться я ему сказал, что это пожелание доброго утра. С возрастом должно, наверное, становиться стыдно за такое, но почему-то кому бы я ни показывал до сих пор ничего, кроме смеха, эта фотография не вызывала. Кстати тот, парень, как оказалось, играл русский гимн на пианино, а потом занял абсолютно первое место на олимпиаде.
Из наших шалостей помню еще одну. На студенческой кухне мы с Джоном примотали Илью, Катю и Олю из Молдовы к стулу полиэтиленовой оберткой, написали “Made in Russia by Djon and Denis” долго смеялись, а потом пошли звать иностранцев посмотреть на наше творение. На нас все потом смотрели как на подозрительных личностей. Только security, выгонявший нас с кухни долго смеялся.

Время летело быстро, закончился практический, а потом и теоретический туры олимпиады. С Джоном мы решили это все отметить.

Выпили ту самую бутылку и пошли на охоту за кенгурой. Та самая кенгуру стояло в корпусе наших наставников. Надувная в половину нашего роста. Загребли ее под мышку и пошли к себе домой. На следующее утро мы узнали, что какие-то «придурки», по словам нашего наставника, унесли кенгуру у главной наставницы. Сложно все-таки завтракать, если от смеха хочется чай расплескать. Мы как охотники конечно хотели увезти трофей с собой, но нам было жалко наставницу, от которой ушел любимый кенгуру. На следующий день она была самой счастливой из всех, кого мы видели. Раздавала всем сувенирные кепки и прощалась, ведь все разъезжались может быть для того, чтобы больше никогда не увидеть друг друга.

Написанное тут является сугубо личным мнением автора, сформировавшимся за время общения с людьми из разных ВУЗов и наблюдений за тем, как складывается их жизнь. Никоим образом не претендует на звание истины в последней инстанции.

Перед любым школьником рано или поздно встает вопрос: быть или не быть куда поступать? Если ваш выбор пал на Биологический факультет нашего МГУ, эта статья вам может быть полезна. Хотя, если только думаете, куда идти, тоже можете что-нибудь для себя узнать.
Прежде всего, несколько слов о выборе и том, почему стоит идти туда или в другое место. В околобиологической когорте ВУЗов генерально можно выделить следующие направления:
· Биология классическая — старая, добрая. С ней все, думаю, понятно, это именно биология, без резкой специфики. Плюс ее (в отличие, скажем, от направления биоинформатики и иже с ними) в том, что вы так или иначе будете знать биологию вообще, а не крайне частный ее кусок. Вузы, готовые вам это предоставить - это в первую очередь, конечно, Биофак МГУ. Ну и Биофаки других приличных заведений типа СПБГУ или Казанского Университета. Определенный минус заключается в том, что после окончания идти (если по специальности, разумеется) можно в два направления: в науку и в преподавание. И в том, и в другом достойную жизнь снискать можно, но для этого надо неслабо постараться. А кому сейчас легко? Но, так или иначе, имейте в виду, что классическая биология (особенно полевая) - сейчас не мэйнстрим. С рукам вас, как специалиста, никто отрывать не будет. Хотя, повторяю, достойное место под солнцем завоевать можно.
· Медицина - это направление сильно отличается. Идти туда стоит только если вы хотите этим заниматься и свою дальнейшую жизнь видите связанной с медициной. Если так, то вас ждут различные меды: от ФФМа (Фундамеда) до кучи всяких нумерованых. Востребована эта область будет всегда, другое дело что зарплаты обычных врачей уже вышли из сферы анекдотов и перешли в черный юмор… Но, уйти в востребованную область можно и оттуда (всякая фармацевтика (там, кстати, наряду с химиками нужны микробиологи), микрохирургия и еще Бог знает что).
· Биофизика, биоинжинерия, биоинформатика - еще более специфическая область, получившая большое развитие лишь в последнее время. Ее плюс является ее же основным минусом: сейчас это мэйнстрим. Оно востребовано, да! Но на данный момент представляет из себя своего рода Юрфак, только в биологии. Туда ломятся все, кому не лень. Поэтому конкурсы дикие. Еще большой минус в том, что кончив, например, ФББ (факультет Биоинжинерии и Биоинформатики), вы не будете знать биологии в общем. Вы будете очень и очень узким специалистом: в своей области знаю все, в других - на уровне общей грамотности. К тому же, я знаю не одного человека, который пытался перейти с ФББ на Биофак, но не знаю ни одного противоположного случая. Они, скорее всего, тоже есть, но общая тенденция все-таки заключается в переходе «оттуда», чем «туда». Из приличных ВУЗов в этом направлении я знаю два: уже упоминавшийся ФББ и Биофак МФТИ (Физтеха). Про последний могу сказать только одно: имейте в виду, это физика. В первую очередь физика. Ну и потом, МФТИ находится у черта на рогах в Долгопрудном.
· Преподавание . На самом деле, из классической биологии в него тоже можно прийти. Причем, как специалист, вы будете, возможно, даже компетентнее. Другое дело, что в различные педы поступить гораздо проще.
Поскольку моя компетентность в поступлении куда угодно, кроме Биофака находится примерно на уровне плинтуса… подвального этажа… говорить мы будем именно о нем, Биофаке.
Итак, чтобы туда поступить, надо сдать пять экзаменов: ЕГЭ по русскому, математике (профильный), химии и биологии и ДВИ (внутренний экзамен) по биологии. В 2016 году проходной балл составлял 431 (из 500). Это немало. И набирать эти баллы «честно и в лоб» достаточно сложно. Тут нам на помощь и проходят олимпиады.

Они бывают четырех уровней:
· Всерос - Она же «Всероссийская олимпиада школьников». Если вы стали призером или победителем заключительного этапа по своему профилю (у нас - биологии) - вы царь и Бог, все двери вам открыты, только аттестат получите. Вас берут автоматом. Если не по профилю - вы имеете 100 баллов за ЕГЭ по этому предмету. Это единственная олимпиада, которая не требует подтверждения ЕГЭ и учитывается с 9 по 11 класс (т.е. нет разницы, когда вы победили — вас все равно возьмут).
· 1 уровень - котируется всеми ВУЗами. В контексте Биофака: если вы стали победителем по биологии, вас примут с распростертыми объятиями, если призером - вы имеете 100 баллов за ДВИ. Если не по биологии - в любом случае 100 баллов за ЕГЭ. Однако немаловажный момент, чтобы «сработала» ваша олимпиада первого уровня, необходимо написать ЕГЭ по этому предмету выше определенного порога. В 2017 году он выставлен на уровне 74 баллов (источник - зам.декана Биофака, Белякова Галина Алексеевна).
· 2 уровень - берут в расчет некоторые ВУЗы, Биофака в их числе нет.
· 3 уровень - совсем ерунда. Никому по большому счету не интересны.

Какая олимпиада какого уровня, смотрите тут:
Подробнее стоит поговорить об олимпиадах первого уровня по биологии. Их всего три: Ломоносовка (олимпиада «Ломоносов»), ПВГ («Покори Воробьевы Горы») и Питерская (олимпиада СПБГУ).
· Ломоносовка . Состоит из двух этапов: заочный и очный. Заочный - вы дома, сидя с чайком на диване, за несколько часов должны решить задания в режиме онлайн. Гугл у вас при этом никто не отбирает. Только следите, ради Бога, что вы оттуда списываете! Да и всех прочих людей тоже. Лайфхак: в свое время (это было давно и неправда) мы с одноклассником писали ее вдвоем, общаясь по Скайпу. Делалось это скорее прикола для, но вам никто не помешает использовать этот прием и с серьезными намереньями. Тогда компанию можно и расширить. Заочных этапа два, в разное время. Из них достаточно написать один: результаты никак не суммируются, сделано это только для того, чтобы не лишать вас шанса в случае, если в одну из назначенных дат вы сломали ногу, уехали к бабушке, выиграли в лотерею. Очный - все серьезно, вы приходите и пишете уже на бумажке от руки, развернуто, все по-взрослому. Чтобы на него пройти, надо достойно написать заочный (больше его результаты нигде не учитываются: окончательные списки победителей формируются по результатам очного этапа). Содержание Ломоносовки с одной стороны достаточно разнообразно, с другой - в общем схоже из года в год. Там точно будет одно-два задания на натуралистику, задача на генетику, что-нибудь, связанное с генетическим кодом, и, почти наверняка, расчетная задача скорее на математику, чем на биологию. Поэтому очень рекомендуется перед очным туром прорешать задания прошлых годов. Минус Ломоносовки в том, что апелляции там нет почти никакой: она заочная и крайне мутная. Вы им все пишете, они вам говорят «принято-отказано». Без объяснений.
· ПВГ . Принцип действия тот же, что и у Ломоносовки: заочная, очная. Некоторая специфика в том, что на там очень не любят москвичей. Слишком умные, потому что. Изначально ПВГ создавалась как альтернатива Ломоносовке для регионов России, но Москва побеждает и там. Так что если вам могут снять баллы - вам их снимут. Но попробовать никто не мешает - вдруг?
· Питерка . Субъективно легче, чем предыдущие две. По крайней мере многие люди, с которыми я общался, это признают. Также два этапа: очный-заочный. Некоторая проблема в том, что очный этап в Москве не вполне устоявшийся: он то есть, то его нет, то он появляются в последний момент и пишется в коридорах библиотеки МГУ. Поэтому, если вы делаете ставку на Питерскую олимпиаду, лучше просто поехать писать очный этап в тот же Питер или Казань.

В общем, ситуация такая. Однако, даже написанное тут не является истиной, отлитой в скрижалях. Система нашего образования устроена так, что окончательные свои предпочтения по олимпиадам (всем, кроме Всероса, он работает в любом случае) каждый ВУЗ устанавливает сам, причем он обязан это сделать до шестого июня текущего года. То есть, когда все олимпиады уже прошли (скажем, еще в 2015 году Биофак брал в зачет олимпиады второго уровня по химии и математике, в 2016 - уже нет). «Могучая тройка», про которую мы говорили - наиболее устойчивый оплот постоянства во всем непостоянном олимпиадном мире. Их тронут в последнюю очередь. Поэтому следите за новостями и пишите, все что только сможете. Успехов вам!

Дополнительные плюшки. «А она кто, дети или инвалид?» В небольшом количестве, но все же есть. Их дают за:
· Итоговое сочинение. От фиги без масла до трех баллов. Проверяют его уже внутри ВУЗа, причем критерии неведомы (был случай, когда сочинение, на проверке в школе получило крайне условный «зачет», а в ВУЗе два балла из трех).
· Отличный аттестат. Вообще, у аттестата есть три агрегатных состояния: с двойкой (то есть его отсутствие), среднестатистический и отличный. Про средний балл - ерунда, не учитывается. Отличный аттестат дает (точнее, давал в прошлом году) 5 баллов.
· Спортивные достижения. ГТО, олимпийское призерство (серьезно!) и еще что угодно, на усмотрение приемной комиссии - максимум 5 баллов.

Как и по чему готовиться к олимпиадам.

Еще раз оговорюсь, это исключительно мой опыт и мое виденье ситуации.

Книжки . Наше все. Читайте, ребята. Это исключительно то, что я могу порекомендовать, исходя их своего опыта. Возможно, кому-то это будет слишком сложно - не расстраивайтесь, все придет с опытом.
· Ботаника - Лотова «Морфология и анатомия высших растений» . Все и про всех. К слову, в этой области кружок дает неплохую базу по полевым знаниям (на Всеросе девятого класса она вам пригодится, когда будете определять травки).
· Зоология беспозвоночных. Два варианта. Либо Догель «Зоология беспозвоночных» — достаточно прост и понятен, но безнадежно устарел. Анатомию по нему учить еще можно (хотя, кое-где уже и ее перекопали), систематику - и не думайте. Либо Рупперт с соавторами «Зоология беспозвоночных» же. Четырехтомник. Свежий и современный, однако многим может показаться сложным. Содержит кучу не нужных подробностей, которые надо уметь выпускать. Но, несмотря на это, очень хорош.
· Зоология позвоночных. Тоже два варианта. Либо Наумов-Карташов «Зоология позвоночных» — проще в восприятии и содержит достаточно много описаний образа жизни, внешнего вида и т.д. Либо Дзержинский «Сравнительная анатомия позвоночных» . Это, ребята, жестко. Именно что сравнительная анатомия. Но зато там все разобрано по косточкам. Причем, отчасти и в прямом смысле тоже.
· Цитология, генетика, биохимия. Вариантов достаточно много. Грин-Стаут-Тейлор «Биология». Трехтомник. В нем есть всего понемногу и не на самом заоблачном уровне. Ленинджер «Основы биохимии» — это чисто биохимия и ничего лишнего. Дерябин, «Функциональная морфология клетки» — цитология на весьма серьезном уровне. « Campbell biology » — очень хорошая книга на английском. В последнее время была переведена, но из-за каких-то бюрократических проволочек не отпечатана. Ищите в интернете.

Интернет-источники. Тоже крайне полезны.

Скрытый текст виден только

План подготовки учащихся к олимпиаде по биологии

Цели и задачи подготовки к олимпиаде:

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

    создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;

    пропаганда научных знаний

Фактические, понятийные и теоретические знания, подлежащие изучению при подготовке к олимпиаде:

    знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;

    знание химического состава живых систем;

    знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экоси­стем, биосферы;

    знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

    знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

    знание общих принципов наследования признаков организмами

    знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про­явления и значения в эволюционном процессе;

    знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно­шений в биоценозе,

    знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать

    распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

    устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

    устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

    устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

    составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

    строением и функциями органоидов клетки;

    особенностями строения и образом жизни организмов;

    средой обитания и приспособленностью организмов

    факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

    распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различ­ных типов клеток, организмов;

    распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

    сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

    сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

    распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

    определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные, интегративные знания и умения

    знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

    умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;

    умение оценивать последствия деятельности человека в природе

    умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений

Формы работы:

  1. Индивидуальные консультации

    Практические работы

    Решение олимпиадных заданий

    Просмотр видеоиллюстраций

    Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.

Блоки содержания, подлежащие изучению

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология


Электронные учебники:

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 10 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 11 класс

    Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. «Просвещение»

Интернет-ресурсы

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.

2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.

3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

И другие…

Видеокассеты

    Современный Гуманитарный университет. Видеоиллюстрации по следующим курсам биологии:

    Животные

    Анатомия и физиология человека

    Общая биология

    Экология

Список литературы:

    Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

    Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро­фа, 1998 и другие переиздания.

    Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил.

    Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;

    Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;

    Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга­низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
    –М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

    Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об­щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

    Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен­тана-Граф, 1999 и другие переиздания;

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Лукин Е.И. Зоология. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат, 1989. – 384 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)

    Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3-х т.: пер. с англ./под ред. Р.Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2001.

    Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако­номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

    Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

    Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В Ботаника для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение:, 1996. – 224 с.: ил

В программе дано распределение по разделам и темам, имеется список литературы для учащихся и учителя.

I . Биология и научный метод

Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Научный метод. Применение биологических знаний. Живые системы подчиняются физическим и химическим законам. Биогенез. Клеточная теория. Теория эволюции органического мира. Генная теория. Процессы метаболизма происходят с участием ферментов. Биохимические реакции находятся под контролем генов. ДНК - главный носитель генетической информации. Витамины - предшественники коферментов. Гормоны регулируют функции клеток. Взаимоотношения между организмами и окружающей средой.

II . Строение и функции клеток.

Молекулярная основа жизни . Характерные особенности живых организмов. Вещество и энергия. Строение вещества. Строение атома. Химические соединения. Органические соединения. Углеводы. Липиды (жиры). Стероиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Химические связи. Физические свойства составных частей клетки. Клетки и ткани . Клетки. Методы изучения клеток. Энергия. Движение молекул. Скорость диффузии. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой. Ткани. Ткани животных. Ткани растений. Системы органов. План строения тела и симметрии. Обмен веществ в клетке . Химические реакции. Катализ. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание и энергетические отношения. Окисление молочной кислоты. Окисление янтарной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Окисление жирных кислот. Гликолиз. Пентозофосфатный путь. Окисление аминокислот. Система переноса электронов. Динамическое состояние компонентов клетки. Процессы биосинтеза. Специальные типы обмена веществ. Биолюминсценция.

III . Мир живых организмов. Растения.

IV . Мир живых организмов. Животные

Низшие беспозвоночные . Основы классификации животных. Тип простейшие. Тип губки. Кишечнополостные и гребневики. Тип плоские черви. Системный уровень организации. Высшие беспозвоночные. Проблемы, связанные с жизнью на суше. Кольчатые черви. Членистоногие. Общее строение тела членистоногих. Классы членистоногих. Эндокринная регуляция линьки у ракообразных. Метаморфоз насекомых. Полет насекомых. Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Моллюски. Иглокожие. Тип полухордовые. Тип хордовые . Оболочники. Бесчерепные. Позвоночные. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные, или амфибии. Лягушка. Пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы. Млекопитающие.

V . Строение тела

Кровь. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и перенос кислорода. Жизненный цикл эритроцитов. Перенос кислорода у других животных. Лейкоциты. Защитные функции лейкоцитов. Жизненный цикл лейкоцитов. Тромбоциты. Свертывание крови. Болезни крови. Группы крови. Переливание крови. Система кровообращения . Кровеносные сосуды. Сердце. Сокращение сердца. Узловая ткань. Сердечный цикл. Тоны и шумы сердца. Электрические явления, связанные с сокращением сердца. Приспособление работы сердца к физической нагрузке. Пути циркуляции крови в организме. Кровообращение плода и изменения, наступающие после рождения. Скорость течения крови. Кровяное давление. Заболевания сердца и сосудов. Лимфатическая система. Кровообращение у других животных. Дыхание и газообмен . Прямое и непрямое дыхание. Строение органов дыхания у человека. Механика процесса дыхания. Количество воздуха, обмениваемого при дыхании. Состав альвеолярного воздуха. Газообмен в легких перенос кислорода кровью. Перенос углекислоты кровью. Асфиксия. Регуляция дыхания. Происхождение и эволюция легких. Дыхательные приспособления у других животных. Пищеварение . Ротовая полость. Глотка. Микроскопическая анатомия пищеварительного тракта. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка. Печень. Поджелудочная железа. Всасывание пищи. Толстая кишка и прямая кишка. Заболевания пищеварительного тракта. Химия пищеварения. Механизмы стимуляции пищеварительных желез. Пищеварительные системы других животных. Обмен веществ и питание . Основной обмен. Вещества, служащие источниками энергии. Обмен углеводов, жиров и белков. Другие компоненты пищевого рациона. Витамины. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины. Антиметаболиты. Пищевой рацион. Выделение . Почти и мочевыводящие пути. Образование мочи. Регуляторная функция почек. Вещества, содержащиеся в моче. Заболевания почек. Выделительные приспособления у других животных. Кожа, кости и мышцы - органы механической защиты и локомоции. Кожа. Скелет. Типы передвижения. Скелетные мышцы. Типы мышечного сокращения. Биохимия мышечного сокращения. Сердечная мышцы и гладкие мышцы. Мышцы низших животных.Нервная система . Нейроны. Нервный импульс. Мембранная теория проведения возбуждения. Передача в синапсе. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Электрическая активность мозга. Сон. Психические болезни и неврозы. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Мышление, память и научение. Вегетативная нервная система. Нервная система низших животных.Специализированные рецепторы - органы чувств . Процесс восприятия раздражения. Ощущения. Локализация раздражений. Кожная, кинестетическая и висцеральная чувствительность. Химические чувства - вкус и обоняние. Зрение. Глаз человека. Химии зрения. Дефекты зрения. Ухо. Чувство равновесия. Эндокринная система . Эндокринные железы. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Островки Лангерганса. Надпочечники. Гипофиз. Семенники. Яичники. Эстральный и менструальный циклы. Плацента. Другие эндокринные железы. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны. Инфекционные болезни, иммунитет и аллергия . Каким образом микроорганизмы вызывают болезнь? Защитные средства организма. Иммунологические реакции. Иммунологическая толерантность. Повышенная чувствительность. Антибиотики. Пути распространения микроорганизмов. Некоторые распространенные инфекционные болезни.

VI . Процессы, связанные с размножением

Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение у животных. Размножение у человека. Зародышевые оболочки. Плацента. Роды. Питание грудного ребенка. Эмбриональное развитие . Типы яиц. Дробление и гаструляция. Образование мезодермы. Развитие нервной системы. Развитие формы тела. Развитие сердца. Развитие пищеварительного тракта. Развитие почки. Регуляция процессов развития. Уродства и аномалии развития. Возникновение близнецов. Изменения, связанные с окончание внутриутробной жизни. Хромосомная теория наследственности . Развитие генетики. Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены и аллели. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Вероятностные отношения. Неполное доминирование. Определение генотипов. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Множественные факторы. Множественные аллели. Сцепление и перекрест. Генетическое определение пола. Сцепленные с полом и зависимые от пола признаки. Инбридинг и аутбридинг. Структура и функции генов. Молекулярная структура хромосом. ДНК как передатчик генетической информации. Химический состав ДНК. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Что такое ген? Генетический код. Синтез ДНК. Репликация. Транскрипция кода - синтез информационной РНК. Типы РНК: информационная, рибосомная и транспортная РНК. Синтез специфической полипептидной цепи. Связь между генами и ферментами. Гены и дифференцировка. Управление синтезом белков; концепция оперона. Изменение генов - мутация. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность. Наследственность человека. Вероятностные законы. Генетика популяций. Цитогенетика человека. Наследование физических признаков. Наследование умственных способностей. Наследственность и среда. Изучение близнецов. Евгеника.

VII . Эволюция

Основы и теории эволюции . История развития эволюционных концепций. Теория естественного отбора. Популяции и генофонды. Дифференциальное воспроизведение. Мутации - сырой материал для эволюции. Сбалансированный полиморфизм. Адаптивная радиация. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Прямолинейная эволюция. Происхождение жизни. Основные законы эволюции.Палеонтологические доказательства эволюции . Палеонтология. Геохронологическая таблица. Ранние геологические эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Живые доказательства эволюции . Данные систематики. Данные морфологии. Данные сравнительной физиологии и биохимии. Данные сравнительной эмбриологии. Данные генетики. Данные биогеографии. Биогеографические области. Эволюция человека . Приматы. Ископаемые приматы. Человекообезьяны. Ископаемые обезьянолюди. Ископаемые представители рода. Ископаемые и живые представители вида. Развитие культуры. Современные человеческие расы.

План подготовки учащихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии.

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии,

Теоретическая подготовка.

    Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

3 нед. октября

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

2 нед. января

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

библиотекарь, учащийся

учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

3-4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

3-4 нед. февраля

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

Учитель биологии,

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апреля

1-2 нед. мая

Апрель-май

Учащийся

Учащийся

Учащийся, учитель информатики.

Учитель биологии, учащийся.

Примерные задания при подготовке к олимпиадам.

Например . Обычно плодовые деревья стараются вырастить так, чтобы у них была большая крона: чем она больше, тем больше урожай. Однако сразу возникает проблема: широко раскинувшиеся ветви не выдерживают тяжести плодов и ломаются. Чтобы этого не произошло, ставят различные подпорки. Но это, в свою очередь, осложняет доступ к деревьям и почве под ними, подпорки могут повредить кору, да и сама их установка требует немалых затрат времени и материальных ресурсов. Как быть?

Задачи конструирования предполагают создание такой конструкции биологической системы, которая позволяет улучшить требуемый параметр этой системы при заданном принципе ее действия. Зона поиска в этом случае уже, и процесс решения можно начинать с применения системных методов поиска, например построения "дерева целей".

Например. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра А ухудшается параметр Б. Как быть?" Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Например. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Исследовательская задача - включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: "Почему? Как происходит?"

Например. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Например. Предполагается, что очаг инфекционного заболевания домашних животных находится в окрестностях города. Как определить точный ареал инфекции?

Например . Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

В горах, если собаки-спасатели находят замерзшего, то две из них ложатся по бокам потерпевшего, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному путнику. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его, если же это не удается, то вызывают на помощь людей. Своей мировой славой сенбернары обязаны, прежде всего, собаке Барри, которая спасла 40 человек. Как собаки находят людей?