Методы контроля в спортивной тренировке футболиста. Оценки эффективности техники в футболе. Характеристика автоматизированных методов комплексного контроля в спорте Контроль за факторами внешней среды

Развитие науки и техники позволяет обеспечить эффективный инструментальный контроль над подготовкой в физической культуре и спорте. В том числе имеется возможность более эффективно проводить отбор, прогноз в спорте и контроль эффективности тренировочной работы. Новые технологии позволяют повысить точность инструментальных методов контроля. В этой связи следует упомянуть разнообразные лазерные измерители и анализаторы двигательных характеристик и процессов, протекающих в организме спортсмена. Сюда же нужно включить цифровую фото- и видеорегистрацию, совместимые через инфракрасные порты и высокоскоростные технологии Bluetooth с компьютерами, имеющими большую емкость оперативной и системной памяти, а также компактные носители информации на CD, DVD, USB Flash. Все это позволяет создавать большие компьютерные базы данных на основе сбора показателей организма спортсменов на разных этапах их подготовки.

Состав измерительной системы

Отдельные приборы, измерительные блоки, средства передачи информации объединяют в единую систему. Последняя должна включать датчики различного типа (сенсоры, например, датчики ЧСС типа Polar), каналы связи, приемное (регистрирующее) устройство и блок обработки информации (наиболее часто это компьютер, рис. 2).

Рис. 2.

В состав измерительной системы часто включаются блоки оптической регистрации движений. Эти блоки представляют собой методы дистанционного и бесконтактного контроля движений. Они служат целям регистрации кинематических характеристик, включая пространственные, временные и пространственно-временные параметры движений. Результаты фотосъемки и/или видеорегистрации движений предназначены либо для их визуального изучения, либо, как сказано выше, для кинематического анализа (регистрация положений, поз, перемещений, скоростей и ускорений). В первом случае результаты исследования представляются в виде фотоснимков, видеофильмов, видеоклипов и др. Во втором случае, в комбинации с компьютерной техникой, имеется возможность регистрировать двигательные характеристики и тем самым осуществлять метрологический контроль технической подготовленности спортсменов. Для решения практических задач в настоящее время широко используется цифровая фото- и видеоаппаратура. Приборы этого типа значительно упрощают обработку материала, особенно при использовании прикладных компьютерных программ. После съемки тренировочного или соревновательного сюжета записанное изображение на карту памяти или DVD прибора (фото- или видеокамеры) может быть отправлено в компьютер, используя USB порт, а также инфракрасный или порт Bluetooth. Положения, позы, перемещения можно подвергнуть детальному анализу, используя программу Adobe Photoshop. Для создания видеоклипов элементов техники движений можно использовать программу Adobe Premier. Для непрерывного контроля игровой деятельности в спортивных играх (баскетбол, футбол, хоккей и др.) используются специальные системы, включающие несколько видеокамер, объединенных в общий контур (например, используя карту видсозахвата изображения) при помощи компьютера.

Запись с цифрового фотоаппарата или видеокамеры можно просмотреть после выполнения упражнения и произвести качественный анализ. Вместе с тем имеется возможность наблюдать движения с помощью видеокамеры в реальном масштабе времени (on-line). Для этого камеру присоединяют к DVD- player, а в том случае, когда требуется выполнить захват изображения и записать его на жесткий диск компьютера, необходимо оборудовать компьютер платой видеозахвага. При работе с аналоговыми видеокамерами установка должна включать преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Эту задачу хорошо решают компьютерные платы, называемые TV-tuner, которые легко помещаются на «материнскую» плату компьютера. В этом случае наблюдаемое на мониторе компьютера движение спортсмена может быть «захвачено» (опция «capture» - захват) и записано на жесткий диск для последующей обработки. Этим способом можно регистрировать относительно медленные движения, характерные для гимнастики, акробатики, бега, спортивных игр (то есть не броски и ударные действия). При этом эффективность захвата и записи изображения определяется мощностью процессора компьютера, его быстродействием. Регистрация движений с помощью видеосъемки позволяет эффективно оценивать движения в динамике. Цифровые приборы позволяют фиксировать движения со скоростью более 100 кадров в секунду. Видеозапись изображения движений сочетается с использованием фотоэлектронных методов их регистрации. При помощи фотоэлектронных устройств в спортивной практике точно измеряются моменты окончания движений, например, на финише скоростного бега. Эти методы обладают малой инерционностью и высокой степенью точности.

Ученые и практические работники народного хозяйства в тесном творческом содружестве планомерно выполняют поставленную XXV съездом КПСС задачу - ускорить темпы научно-технического прогресса.
Применение многочисленных технических средств, современных тренажеров, использование новейших данных многих смежных наук дает возможность в значительной степени корректировать современные представления науки о физической культуре и возможностях человеческого организма.

Появление новых приборов и методик позволяет превратить места занятий в научные лаборатории, влияет на улучшение научно-педагогического и материально-технического обеспечения физкультурного движения. Происходит коренное изменение взглядов на использование средств физического воспитания в зависимости от возраста, пола, условий жизни. Создаются необходимые условия для укрепления союза науки и практики, для соединения возможностей научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.
Можно с уверенностью говорить о том, что результаты научно-технической революции успешно проникли вовсе сферы человеческой жизни. В наши дни успехи биологии, медицины, физической культуры все больше и больше связываются с развитием различных технических средств. Радиоэлектроника, радиотелеметрия стали одними из основных исследовательских и контрольных методов при наблюдениях за состоянием человека во время интенсивного труда, в период тренировки или соревнований. Для этого ученые и инженеры разработали много систем радио- и телевизионных средств, регистрирующих физиологические функции организма и передающих информацию на различные расстояния.
Современные требования заставляют создавать миниатюрные и экономичные радиопередатчики, разрабатывать малогабаритную устойчивую к помехам, многоканальную радиотелеметрическую аппаратуру, способную давать максимальный объем информации о состоянии человека при выполнении различных видов деятельности. Подобные приборы используются, например, на космических кораблях. Они применяются и в спорте. Советские спортсмены-велосипедисты, впервые получившие золотые медали в командной гонке на 100 км на первенстве мира в Англии в 1970 г. и на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г., в значительной степени своими успехами обязаны научному обеспечению тренировок с использованием радиотелеметрических устройств.
Все большее и большее значение придается обработке получаемой информации на вычислительных машинах с использованием эффективных диагностических алгоритмов. В качестве простейшего кодирования физиологической информации используется кардиофон, преобразующий теле электрокардиограмму в звуковые сигналы. Достаточно широкое распространение получили телеметрические устройства ближнего радиуса действия для передачи физиологической информации из полостей тела - эндорадиозондометрия.
Достижения спортивной медицины тесно связаны с дальнейшим развитием биологической радиотелеметрии, с созданием надежных систем врачебного контроля и медицинского обследования спортсменов. Решение основных технических проблем передачи биоинформации направлено на снижение веса и габаритов датчиков, повышение экономичности и надежности работы аппаратуры. Все это создает предпосылки для более широкого использования таких методов в спортивной практике, для создания на стадионах радиотелеметрических лабораторий, которые с успехом будут решать сложные задачи.
Применение миниатюрных биотелеметрических датчиков для наблюдения за спортсменами во время тренировок и соревнований значительно раздвигает возможности тренера и дает в руки спортивного врача методы объективной оценки состояния человека, находящегося на значительном расстоянии от исследователя.
Исследованию механизмов биологических реакций на тренировочную нагрузку, повышению требований к сбору и обработке информации сейчас придается очень большое значение. Регистрация двигательных актов, электроплетизмография, исследования энерго-обмена, деятельности эндокринной системы, пищеварения, психофизиологическая характеристика спортсмена, биологическое управление - вот неполный перечень проблем, стоящих сейчас перед наукой. Давно прошла пора кустарных методов обработки получаемой информации, все шире применяется специальная аппаратура, дающая тренеру и педагогу обширные данные о сдвигах в организме человека под влиянием физических упражнений.
Современные научные приборы, усилители, осциллографы, динамографические устройства являются необходимым оснащением исследований, обусловливающим дальнейшие успехи научной мысли. В области физической культуры все больше используются электронные приборы, определяющие основные параметры спортивных движений, приборы экспериментальной психологии спорта, экспериментальной физиологии и спортивной медицины. Сложная аппаратура недавнего прошлого входит в повседневную практику. Сейчас уже широко применяется надежная радиотелеметрическая аппаратура системы «Спорт», позволяющая получать необходимую медикобиологическую информацию для педагогического использования.
В выступлениях советских спортсменов на олимпийских играх в Мюнхене, Инсбруке и Монреале немалая заслуга советских ученых, врачей, тренеров. Обширная срочная информация о биологических процессах, происходящих в организме человека под влиянием занятий физической культурой и спортом, позволяет тренеру и преподавателю делать учебно-тренировочную работу научно управляемой, более точно вести спортсмена к высокому результату, а занимающегося физическими упражнениями- к укреплению здоровья и творческому долголетию.
Современные технические средства и инструментальные методы контроля используются в учебно-тренировочном процессе во многих видах спорта. Применяется и контроль за работоспособностью спортсменов с помощью различных тестов.
Данные, полученные в ходе научных исследований, позволяют утверждать, что современные технические средства являются одним из важнейших факторов, способных существенно повысить эффективность обучения. Использование инструментальных методов контроля за качеством усвоения учебного материала дает возможность лучше изучить индивидуальные особенности занимающихся. Достижения научно-технического прогресса создают предпосылки для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса в спорте и физическом воспитании.

  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке

    1.Характеристика комплексного контроля в спорте.

    2.Виды контроля.

    3.Требования к показателям контроля.

    1. Характеристика комплексного контроля в спорте

    В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

    Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

    Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

    Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

    Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

      показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

      показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

      показатели состояния внешней среды.

    Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

    Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

    Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

    Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

    Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

    Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

    Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

    Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

    Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

    Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

    Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

    Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

    Разновидности комплексного контроля

    Направления контроля

    Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

    Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

    Контроль за состоянием внешней среды

    Контроль соревновательной деятельности (СД)

    Контроль тренировочной деятельности (ТД)

    а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

    а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

    Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

    За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

    Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

    а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

    Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

    Оперативный

    Измерение и оценка показателей на любом соревновании

    Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

    Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

    Педагогический контроль является средством выявления воздействия используемых средств и методов тренировки на организм спортсмена. Управление процессом развития тренированности и приобретения спортивной формы основывается на постоянном сборе Достоверной, полной и своевременной информации о состоянии спортсменов и команды.
    Использующийся часто на практике метод оценки подготовленности по спортивным результатам не только ограничен в своих возможностях (может использоваться лишь в соревновательном периоде), но и недостаточно достоверен, поскольку в спортивных играх результат выступления определяется сложением двух составляющих - подготовленности двух соперничающих сторон. Кроме того, сам спортивный результат (разница в счете) никак нельзя отнести к разряду эталона уровня подготовленности. Поэтому оценку эффективности учебно-тренировочного процесса можно произвести лишь по выявлении подготовленности по различным ее составляющим. С этой целью используют комплексный педагогический контроль.
    В процессе тренировки контроль осуществляется непрерывно. Формы его различны:

    оперативный контроль - он позволяет судить о влиянии на организм спортсмена однократного выполнения предложенных ему упражнений;

    текущий контроль - с его помощью собирают информацию о состоянии спортсмена после каждой тренировки или выступления на соревновании;

    этапный контроль - он помогает оценивать влияние на организм относительно более длительного этапа тренировки и выступления на соревнованиях.

    Оперативный контроль дает возможность более точно индивидуально дозировать тренировочные нагрузки. Текущий контроль позволяет точнее планировать содержание тренировки в микроциклах. Подбор средств и характер тренировки на отдельных этапах и в периодах круглогодичной подготовки помогают уточнять этапный контроль .
    Объективность и ценность собираемой в процессе педагогического контроля информации обеспечивают научно обоснованные методы контроля, и в частности контрольные упражнения.
    В процессе тренировки педагогический контроль устанавливают по следующим разделам:
    1. Отношение спортсменов к учебно-тренировочной работе. Для этого учитывают посещаемость тренировок, оценивают поведение и активность участия (дисциплина, трудолюбие и т. д.). Все эти данные заносит тренер в дневник.
    2. Эффективность использования средств тренировки. Здесь учитывают расхождения между планируемым и реальным положением дел. Учитывают объем, интенсивность, сложность упражнений и их переносимость занимающимися. С этой целью чаще всего используют пульсометрию, хронометрирование, запись содержания.
    Эффективность используемых средств оценивается отдельно по видам подготовки. Физическую и техническую подготовленность оценивают при выполнении специальных контрольных упражнений. Уровень тактической подготовленности можно определить с помощью эпизодической оценки эффективности соревновательной деятельности, выполнения разучиваемых взаимодействий в модельных упражнениях (игра 1 х 1, 2*2 и т. д.), а также постановки специальных тактических задач на тренажерах.
    Психическую подготовленность систематически оценивают в процессе наблюдений за поведением игроков в сложных упражнениях, в конфликтных ситуациях и трудных моментах.
    3. Состояние тренированности оценивают с помощью контрольных упражнений, в процессе выполнения которых регистрируют различные характеристики функциональной деятельности организма, функциональные пробы, данные самоконтроля и других методов врачебного контроля.
    В практике используют различные методы педагогического контроля: педагогические наблюдения, анкетирование, экспертные оценки, объективные оценки с помощью контрольных упражнений и т. д.


    Учет - важнейший составной элемент в системе педагогического контроля. Учету подлежат все результаты педагогического контроля. На основании учета можно составить представление о качестве учебно-тренировочной работы, выполнении планов тренировки и выступления на соревнованиях.
    Учет должен охватывать все разделы учебно-тренировочного процесса и при этом оставаться простым по форме, достаточно полным и наглядным.
    Существует несколько разновидностей систематического учета: предварительный, текущий, этапный и итоговый.

    Предварительный учет предполагает сбор исходных данных для предстоящего планирования и организации учебно-тренировочной работы. Необходимо собрать сведения о спортсменах ((численность группы, ее подготовленность, состояние здоровья, Занятость учебной или производственной деятельностью), об условиях и материально-техническом обеспечении тренировочного процесса (состояние залов и площадок, инвентарь и оборудование и т. д.).
    Текущий учет ведется постоянно и позволяет выявить отклонения от намеченных планов, точно оценить фактически выполненную работу, учесть результаты выступления на соревнованиях и т. п.
    Этапный учет заключается в подведении итогов учебно-тренировочной работы за определенный этап или период круглогодичной тренировки. В него входят общие данные о выполненной работе в каждой тренировке, микроцикле и месяце занятий. Эти результаты сопоставляют с плановыми и используют для планирования следующего этапа тренировки.

    Итоговый учет представляет собой обобщение результатов всех видов учета. Он проводится по завершении полугодичного и годичного циклов тренировки. В итоговом отчете анализируется выполнение плана по всем его разделам. Этот анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны в организации и методике учебно-тренировочной работы, обосновать изменения, которые лягут в основу будущих планов. На основании итогового учета составляют годовой (полугодовой) отчет о работе команды (группы) и спортсменов.

    Тренеры и спортсмены постоянно и обязательно ведут документы Учета. Они служат основной формой контроля учебно-тренировочного Процесса. К ним относятся журнал группы, дневник тренера и дневники спортсменов.
    Журнал группы - основной документ текущего учета. В него вносят список занимающихся, данные медицинских осмотров, фиксируют посещаемость и успеваемость, результаты сдачи норм, контрольных нормативов и выступлений на соревнованиях.
    Содержание каждого занятия, соревнования и его результаты сразу же заносят в журнал и дневник тренера.
    Дневник тренера - это основной рабочий документ, в котором ведется планирование и учет всей его деятельности. Здесь сосредоточены результаты наблюдений, данные педагогического контроля, содержание всех тренировок, результаты и анализ выступлений на соревнованиях. Дневник обычно рассчитывается на весь период действия перспективного плана.
    Дневник спортсмена. В него входят индивидуальный план, учет выполненной работы, результаты самоконтроля и контрольных соревнований. Спортсмен отмечает в нем свои результаты, анализирует выступления и намечает пути самосовершенствования. Систематическое ведение дневника позволяет спортсмену быстрее находить причины своих неудач и определять пути совершенствования. Тренеру необходимо обучить спортсменов ведению дневника, а в дальнейшем анализировать его вместе с ними.

  • 1.Цели и задачи спортивной тренировки
  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • 2. Виды контроля

    Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

    Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.

    Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении как бег на 100 м можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные , которые и должны измеряться в ходе контроля.

    Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля , так и для планирования нагрузок.

    Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.

    Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

    В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

    Контроль за состоянием подготовленности спортсмена . Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

      оценку специальной физической подготовленности;

      оценку технико-тактической подготовленности;

      оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

    Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.

    Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

    Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

    Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность. Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

    Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

    Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

    Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена. В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность - обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

    Оценка тактической подготовленности.

    Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования).

    Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

    Контроль за факторами внешней среды.

    Для того чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

    В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсмена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

    К таким факторам относятся:

      климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);

      состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, условия скольжения на льду или снегу);

      качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;

      поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

      социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов;

      объективность судейства;

      продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха спортсменов.

    В процессе контроля оценивают:

      эффективность соревновательной деятельности;

      уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;

      возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность;

      реакцию организма спортсмена на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;

      показатели нагрузки различных структурных образований тренировочного процесса - упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и макроциклов и т.п.

    Выбор тех или иных показателей зависит от вида контроля и его конкретных задач. В зависимости от этого программа контроля может включать широкий комплекс параметров, позволяющих получить всестороннюю информацию о состоянии спортсмена, его функциональных возможностях или же базироваться на отдельных частных показателях, учет которых может улучшить планирование отдельных компонентов тренировочной нагрузки.