Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям. Курсовая работа на тему “Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям” Практические методы психологической подготовки спортсменов

Психологическая подготовка спортсмена

Понятие о психологической подготовке спортсмена, ее виды. Значение психических качеств в некоторых видах спорта

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность пси­ холого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортив­ ной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств лич ности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и уча­стия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специаль ную . Суть общей психологической подготовка заключается в том. что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных заня­ тий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом выс­ шего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обу­чение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режи­мом сна и т.д.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе трени­ровок. Она проводится параллельно с технической, тактической подго­товкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических про­цессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, опти­ мальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью ус­ тойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внут­ ренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические ка­ чества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свой­ ства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психичес­ кие состояния , проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А, Худатов).

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ошущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, рит­ма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; вы­сокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распре­деление); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению так­тикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: спо­собность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мыш­ления и др.

Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена (табл. 24.4) Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, неза­висимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для побе­ды. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремле­ние избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.

Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, ха­рактерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, уме­ние подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительнос­ти. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям.

Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единобор­ствах, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное зри­тельное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оператив­ного мышления, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решитель­ность, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков.

Психологическая подготовка к тренировочному процессу

Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом ас­пекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мо тивов , определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств , необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в лю­бом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами , которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мо­тивы занятий спортом - быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности - выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться вы­соких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные воз­награждения и др. (Ю.Ф. Курамшин, Б. Кретти, Р.А. Пилоян).

Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое зна­чение, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, чес­толюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена.

Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному про­цессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирова­ние и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощ­рений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен форми­ровать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами сис­темы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отно­шение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, от­ношение к спортивному режиму и т.п.

Составной частью общей психологической подготовки является воле­ вая подготовка.

Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достиже­ния сознательно поставленных целей при преодолении различных трудно­стей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные . Субъек­ тивные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные труд­ности вызваны общими и специфическими условиями спортивной дея­ тельности : строгим соблюдением установленного режима, публичным ха­рактером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприят­ной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

Основные волевые качества в спорте - целеустремленность, настой­чивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоя­тельность, выдержка и самообладание (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик).

Целеустремленность выражается в способности ясно определять бли­жайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и зада­чи, спортсмен совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, конт­роль тренера и самоконтроль.

Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достиже­нию цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, тех­нической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюби­вым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.

Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, лич­ный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дур­ным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оце­нивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.

Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний, Эти качества подразумевают своев­ременность, обдуманность принятых решений, хотя а отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.

Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, отно­ситься к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибоч­ных действии и поступков.

Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является це­леустремленность, которая в значительной мере определяет уровень вос­питания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональ­ном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и кон­кретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, спорт­смены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодо­левать трудности и управлять своим поведением. Основным средством воспитания волевых качеств спортсменов является систематическое выпол­нение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.

В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмо­циональная основа (А. Ц. Пуни). Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств усо­вершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.

Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомер­но, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психоло­гических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсме­нов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. В связи с этим заслуживают внимания классификация ведущих и дополнительных волевых качеств спортсмена, которую предложил Ф. Генов (табл. 24.5).

Воспитание волевых качеств спортсменок связано с постоянным пре­одолением объективных и субъективных трудностей. Усложнение учебно-тренировочного процесса, создание преодолимых, но требующих полевых усилий трудностей, борьба с «тепличными» условиями, создание на тре­нировочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение ус­ловий занятий к соревновательным - вот основные требования, которые дают возможность воспитывать полевые качества в процессе тренировки.

Для реализации названных требований в процессе воспитания волевых качеств применяется целый ряд методических приемов: исполь­зование неблагоприятных метеорологических условий; вариативность трасс, площадок, мест тренировок, расположения снарядов; преодоление сверх­соревновательного времени; уменьшение площади для действий, создание мнимых усложнений; опробование соревновательных трасс, мест, снаря­дов, режима, соревнования с различными (сильными и слабыми) сопер­никами; проведение занятий в присутствии судей, гостей, зрителей; со­здание неожиданных препятствий различной степени трудности и др. Наряду с этим широко используются одобрение, похвала, поощрение, критика, пример, убеждения и т.д.

Важным разделом волевой подготовки спортсмена является последо­вательное усиление самовоспитания на основе самопознания, осмысления сути своей деятельности. Сюда входят такие компоненты, как: а) соблю­дение общего режима жизни; б) самоубеждение, самопобуждение и само­принуждение к выполнению тренировочной программы; в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и им подобных методов и приемов; г) постоянный самоконтроль (Л.П. Матвеев).

Сравнительное значение волевых качеств в отдельных вилах спорта (по Генову)*

Виды спорта

Ведущие волевые качества

Ближайшие к ведущим

Следующие за ними

1-я группа легкоатлетический бег, бег на лыжах, плавание, велоспорт, конькобежный спорт, гребной, парусный спорт

Настойчивость,

упорство

Самооблада­ние, СТОЙКОСТЬ

Инициатив­ность, самосто­ятельность, решительность, смелость

2-я группа спортивная и художе­ственная гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика, легкоатлети­ческие прыжки и метания, фигурное катание на коньках, стрельба

Настойчивость, самообладание

Смелость

Инициатив­ность, самосто­ятельность, решительность

3-я группа прыжки на лыжах, слалом, прыжки в воду, прыжки с парашютом, мотоспорт, конный спорт, альпинизм

Смелость, ре­шительность

Настойчивость, самообладание

Инициатив­ность, самосто­ятельность

4-я группа спортивные игры

Настойчивость, решительность, смелость

Самооблада­ние, упорство

5-я группа бокс, борьба, фехтование

Инициатив­ность, само­стоятельность

Решительность,

смелость

Самообладание, настойчивость

"Примечание. Целеустремленность является общим волевым качеством для всех видов спорта

Психологическая подготовка к соревнованиям

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непос­редственную; перед выступлением, в ходе соревнования и после его окон­чания.

Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает: получение ин­ формации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурен­ тах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, осо­ бенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы дей­ ствий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревно­ ваниям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку сис­ темы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию пра­ вильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препят­ ствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с уста­ новкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и исполь­ зование приемов для снижения цсихической напряженности спортсмена.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управление психическим состояни­ ем непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между_выступлениями и организацию условий для нервно-пси­ хологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, зак­ лючающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борь­ бы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к макси­ мальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьша­ющих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воз­действие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию воле­ вых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализацию психическо го состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оцен­ ке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; психологи ческое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - ана­ лиз прошедших выступлений; ориентировочное программирование очеред­ ного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьше­ние психического утомления, снижение напряженности путем примене­ния разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).

Успешность выступлении спортсмена в соревнованиях во многом зави­сит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.

Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревно­ваниями, обычно подразделяют на четыре основных вида:

1) оптимальное возбуждение - «боевая готовность». Это состоянием характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;

2) перевозбуждение - «предстартовая лихорадка». В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный ис­ход соревнования;

3) недостаточное возбуждение - «предстартовая апатия». В этом со­стоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение тех­нико-тактических возможностей и др.;

4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а три других - препятствуют. В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре глав­ные задачи.

2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения - если спортсмен находится в состоянии«предстартовой лихорадки».

3. Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его активности - если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии».

4. Изменить уровень эмоционального возбуждения - если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения. Симптомы повышенного уровня возбуждения у пловцов перед стартом (по данным В.Н. Платонова, С.М, Ваицехонекого)

Физиологические симптомы

Психические симптомы

Повышенная частота сердечных сокращений

Узкая фокусировка внимания

Повышенное артериальное давление

Чувство утомления

Учащенное дыхание

Депрессивное дыхание

Повышенное мышечное напряжение

Головокружение

Нервные движения

Чувство паники

Бессонница

Потеря самоконтроля

Неспособность к управлению объемом и направленностью внимания

Повышенное выделение адреналина

Значительно сниженная сосредоточен­ность, большая нервозность

Нарушение координации движений

Нежелание тренироваться, участвовать в соревнованиях, безразличие, подав­ленность

С этой целью используются различные средства, методы и приемы воз­действия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса.

Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применя­ются:

а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спорт-

смена, снятию состояния неуверенности - разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред;

б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена - самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа «ус­покойся», «возьми себя в руки», «все в порядке», «мол)

в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спорт­ смена положительные эмоциональные реакции- чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, про­ слушивание через наушники музыкальных произведений;

л) успокаивающая аутогенная тренировка;

е) успокаивающий массаж;

ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполня­емых плавно, не спеша и, т.п.);

з) специальные дыхательные упражнения, направленные на снижение пси­хического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предсто­ящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревновани­ях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к кон­центрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настрой­ке на максимальное использование своих технико-тактических и физичес­ких возможностей, самоприказам типа «отдай все - только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т.д. Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковремен­ной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холодовыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилак­тических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная трени­ровка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спорт­сменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными осо­бенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние не­достаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявле­нии требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его воз­буждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.


ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ тРЕНИРОВКЕ

Основные направления психической подготовки:

Формирование мотивации занятий спортом;

Воспитание волевых качеств;

Идеомоторная тренировка;

Совершенствование быстроты реагирования;

Совершенствование специализированных умении;

Регулировка психической напряженности;

Выработка толерантности к эмоциональному стрессу;

Управление стартовыми состояниями спортсменов.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИИ СПОРТОМ

Одна из проблем психической подготовки - сохранение жела­ния спортсменов к постоянному совершенствованию на протяже­нии длительного времени. С особой остротой эта проблема прояв­ляется в последние годы в связи с резко возросшими трениро­вочными и соревновательными нагрузками, физическими и психи­ческими напряжениями, затратами времени,

На этапе начальной подготовки тренировочный процесс не свя­зан с большими нагрузками, он содержит в себе много нового и интересного и спортсмен прогрессирует от занятия к занятию. Все это позволяет поддерживать у юных спортсменов естественный интерес к занятиям. В дальнейшем, по мере увеличения нагрузок, определенной стабилизации, а иногда и длительного застоя в ре­зультатах, многие спортсмены не в состоянии сохранить устойчи­вый интерес к занятиям. По этой причине некоторые из них пре­кращают тренировку или находят интерес в занятиях другими видами спорта, который, как правило, также оказывается неустой­чивым.

Какие же меры следует принимать для сохранения и даже по­вышения мотивации спортсмена к напряженной подготовке и до­стижению наивысших результатов?

Прежде всего тренер должен стремиться обеспечить такую ор­ганизацию и содержание тренировочного процесса, которые посто­янно ставили бы перед спортсменом задачи ощутимого совершен­ствования. Так, на первом этапе многолетней подготовки должна быть обеспечена направленность на обучение и совершенствование основных двигательных навыков и умений, изучение основ вида спорта. В дальнейшем нужно постоянно ориентировать спортсмена на необходимость активной работы над совершенствованием все более тонких компонентов подготовленности, преодоление постоян­но возрастающих трудностей освоения все более высоких на­грузок.

Принципиально важным моментом в поддержании устойчивого интереса спортсмена к занятиям является постоянная совместная работа с тренером, привлечение его к творческому процессу плани­рования и реализации тренировочных планов. Это приводит не только к поддержанию"у спортсменов интереса к занятиям, но и способствует более быстрому технико-тактическому совершенство­ванию, росту спортивных результатов.

Формирование у спортсменов целенаправленной мотивации спортивного совершенствования, активного творческого отношения к тренировочному процессу, осознания целей достижения высоко­го спортивного результата формирует чувство ответственности, облегчает перенесение высоких нагрузок и болевых ощущений, спо­собствует изменению порогов чувствительности соответствующих анализаторов, эффективной мобилизации ресурсов организма.

ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс вос­питания воли органически увязывается с совершенствованием тех­нико-тактического мастерства, развитием физических качеств, ин­тегральной подготовкой спортсмена.

При воспитании волевых качеств у спортсменов решающим фактором является ориентация деятельности спортсмена на пре"одоление возрастающих трудностей. Направленность к высшим достижениям, постоянное повышение тренировочных требований со­здают предпосылки для систематического преодоления всевозрас­тающих трудностей как в тренировке, так и в соревнованиях, что содействует воспитанию волевых качеств (Л. П. Матвеев, 1977). Практической основой методики волевой подготовки служат сле­дующие факторы.

1. Регулярная обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок. Решающим здесь является воспитание спортивного трудолюбия и делового стиля организации занятий.

Требование обязательного выполнения тренировочной програм­мы и соревновательных установок связано с воспитанием у спортсмена привычки к систематическим усилиям и настойчивости в " преодолении трудностей, умения доводить начатое дело до конца, твердо держать дачное слово. Успех в этом деле возможен лишь и том случае, если спортсмен четко осознает задачи в спорте, пони­мает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодо­ления больших трудностей, верит в тренера и в правильность избранной методики подготовки. Очень, важно, чтобы сложные за­дачи, которые ставятся перед спортсменом па различных этапах его спортивного совершенствования, были реальны при соответствующей мобилизации духовных и физических сил,

2. Системное введение дополнительных трудностей. При этом применяются различные приемы: введение дополнительного зада­ния, проведение тренировочных занятий в усложненных условиях, увеличение степени риска, введение сбивающих сенсорно-эмоцио­нальных факторов, усложнение соревновательных воздействий и др.

3. Использование соревнований и соревновательного метода. Повышению эффективности использования соревновательного метода способствуют методические приемы,- широко применяющие­ся на практике: а) соревнования с установкой на количественную сторону выполнения задания; б) соревнования с установкой на ка­чественную сторону выполнения задания; в) соревнования в услож­ненных или непривычных условиях.

Очень важно регулярное участие в различных соревнованиях, обязательное участие в календарных соревнованиях и системати­ческое использование соревновательного метода при организации

тренировочных занятий.

4, Последовательное усиление функции самовоспитания на ос­нова самопознания, осмысления спортсменом сути своей спортив­ной деятельности. Сюда входят следующие компоненты: а) неот­ступное соблюдение общего" режима жизни; б) самоубеждение, самонобуждение и самопринужденне к выполнению тренировочной программы и соревновательного результата; в) саморегуляция эмо ций, психического и общего состояния посредством аутогенных других методов и приемов; г) постоянный самоконтроль.

Основной метод воспитания спортсмена - метод убеждения, личный пример тренера и товарищей.

В процессе волевой подготовки особое внимание необходимо об­ращать на нравственно-этическое воспитание спортсменов. Спор­тивная этика как совокупность норм и правил поведения спортсме­на, определяющих его отношение к Родине, обществу, коллективу, в процессе спортивного совершенствования является одним из важ­ных разделов профессиональной этики. В содержание этого понятия входят как общие требования морали, выработанной обществом, так и и специфические требования к поведению спортсмена.

Но есть особые требования, разрабатываемые спортивной этикой, поскольку спортсмены и тренеры подчас оказываются в исключительных ситуациях. К ним относятся постоянное совершенствование спортивной квалификации, высокая добросовестность, организованность, постоянная забота о судьбе товарища, оперативность, способность быстро принимать решение, выдержанность, тактичность, критическое отношение не только к другим, но и к себе, бескорыстное служение спорту.

Для воспитания высоконравственной личности необходимы: единство практической, организаторской и идейно-политической работы; целесообразная организация положительного нравственного опыта спортсменов; сплоченность коллектива спортсменов, бла-1рнятная моральная "атмосфера их жизни в деятельности; высокий авторитет тренера.

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА

Одним из важнейших разделов психической подготовки являет-

совершенствование кинестетических и зрительных восприятий параметров двигательных действий и внешней среды, сопровождающих процесс тренировки и соревнований. Спортсмены высокой квалификации обладают исключительными способностями к точной оценке кинематических и динамических характеристик движений, динамической структуры. Эти способности во многом определяют не только эффективность участия в соревнованиях, но и самым непосредственным образом влияют на длительность и качество технико-тактического и функционального совершенствования.

Совершенствованию специализированных восприятий способст­вует применение идеомоторной тренировки, которая позволяет спортсмену путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений лучше усвоить рациональные технико-тактические варианты выполнения движений, оптимальный режим работы мышечного аппарата.

Практическая реализация идеомоторной тренировки требует соблюдения методических приемов, которые постоянно должны находиться в поле зрения тренера и спортсмена. Во-первых, мысленное воспроизведение движений должно проводиться в точном соответствии с характеристиками техники действий. Во-вторых, необходимо концентрировать внимание на выполнении конкретных элементов действий. При этом спортсмены невысокой квалификации при создании образов движений в процессе идеомоторной тренировки должны чаще обращать внимание на более общие параметры - основные положения и траектории, темп движений и др. С ростом квалификации и увеличением точности зрительных и мышечно-двигатсльных восприятий идеомоторная тренировка в большей ме­ре должна направляться на совершенствование восприятий более тонких компонентов технико-тактических действий, ритма движе­ний, координации деятельности различных мышечных групп и т. п. Важной стороной психической подготовки, роль которой с рос­том спортивного мастерства возрастает, является психическая ре­гуляция межмышечной координации, выражающаяся в формиро­вании режима работы как мышц, обеспечивающих выполнение основных движений, так и их антагонистов. Умение синхронизиро­вать напряжение работающих мышц, максимально расслаблять мышцы-антагонисты - важный показатель спортивного мастерст­ва, обеспечивающий эффективное выполнение рабочих движений и повышающий экономичность работы. Даже не все спортсмены вы­сокого класса в должной мере владеют умением оптимально коор­динировать активность мышц. Стремление показать наивысший результат часто приводит к чрезмерному напряжению мышц лица, шеи, мышц-антагонистов, что снижает скоростно-силовые проявле­ния, выносливость, спортивные результаты.

Способность спортсмена сконцентрировать внимание на макси­мальной активности отдельных мышечных групп, при максималь­ном расслаблении других требует постоянной целенаправленной идеомоторной тренировки. Для решения этой задачи наиболее эф­фективно обучение спортсмена возможно более полному произ­вольному расслаблению мышц, а затем совершенствование способ­ности к концентрации напряжений мышечных групп, обеспечиваю­щих эффективное выполнение движения.

совершенствование быстроты реагирования

В процессе спортивной деятельности человек чаще всего встре­чается с необходимостью реагировать на слуховые, зрительные, тактильные, проприоцептивные или смешанные раздражения. В от­вет па эти виды раздражений возможны собственно реакции, т. е. ответное реагирование на возникающий сигнал, и реакции предвос­ хищения, т. е. реагирования, предполагающие соответствующие реакции экстраполяции в определенных временных, пространствен­ных или пространственно-временных соотношениях между возни­кающим стимулом и ответным действием.

Собственно реакции и реакции предвосхищения могут быть про­стыми и сложными. Сложные подразделяются на дизъюнктивные (со взаимоисключающим выбором) и дифференцировочные. Реак­ция боксера на действия его противника, заставляющего или насту­пать или отступать, реакция футболиста - ударить по воротам или дать пасс партнеру - относятся к дизъюнктивным (т. е. нельзя одновременно отступать и наступать, бить по воротам и переда­вать мяч и т. д.). Дифференцировочные реакции - один из наиболее сложных видов реагирований, требующий большого напряже­ния внимания для быстрого выбора наиболее адекватного ответно­го действии, а иногда и прекращения уже начавшегося ответа или переключения на другой вид действий. Например, фехтовальщик, начавший атаку, должен суметь перехватить контратаку против-шка и продолжить свою. Баскетболист, начавший действие для поражения кольца н увидевший эффективную защиту, меняет за-шсел и передает мнч партнеру, находящемуся в лучшем положении и т.д.

Латентное время простой реакции находится в пределах ЮО- 200 мс, что превышает время действий некоторых сигнальных раздражителей в спортивной деятельности. Так, например, время полета мяча при пенальти, скоростные действия боксеров, фехтовальщиков, волейболистов и других спортсменов выполняются быстрее 100 мс. Длительность зрительных фиксаций (при ознакомлении с ситуацией в информативном поиске) зависит от сложности перцеп­тивной задачи и колеблется в пределах 150-600 мс {Г. Г. Вучетнч, 1.П. Зинченко, 1970).

Следовательно, в условиях некоторых видов скоростных взаи­модействий (в играх, единоборствах и др.) человек не в состоянии правильно реагировать по типу простой реакции в ответ на возни­кающие сигналы. Целесообразные и результативные реагирования спортсменов (особенно в сложных ситуациях единоборств и игр) могут быть объяснены выполнением действий но типу реакций предвосхищения (антиципации). В этом случае спортсмен реаги­рует не на появление того или иного раздражителя, а предугадывает (по времени или пространству) начало или появление сигнала для своих действий, предвосхищая момент и место действия соперника или партнера (движение оружия в фехтовании, появление мяча в играх и др.). Реакция предвосхищения является одной из форм вероятностного прогнозирования, важнейшим качеством, обеспечивающим результативность деятельности человека в сложных скоростных взаимодействиях спортсменов.

Различают два вида предвосхищений:)) перцептивное, заклю-]ающееся в контроле движения объекта с целью его перехвата в }бусловленном месте; 2) рецепторное, состоящее в экстраполяции ломента появления объекта на основании оценки временных пе-эиодов.

В процессе соревновательной деятельности спортсмен реагиру-

|ет, предвосхищая пространственные и временные характеристики 1вижущихся объектов (мяч, партнер, соперник и др.) как находя-

|щихся в его поле восприятия (зрение, слух и др.), так и экстрапо-шруя временные и пространственные характеристики своих дейст-

1в!п: с ритмом и темпом ранее изученных"движений, без контроля)рением или другими рецепторами.

Ориентация человека в процессе двигательных действий осуще-

|ствляется с помощью комплексной деятельности анализаторов, ко­торая позволяет из отражения отдельных анализаторов осуществ-

Лять целостное представление о положении тела, его перемещени-

|ях н эффективно реагировать адекватной формой поведения, Успешное развитие специализированных умений н качеств тре­бует развития следующих способностей:

» - дифференцировать и антиципировать пространствснно-вре-. менные компоненты соревновательных ситуаций;

» - выбирать момент начала движений в целях успешного про-, тнводействия противнику или взаимодействия с партнером по команде;

о - адекватно определять направления, амплитуду, скоростные характеристики, глубину и ритм действий своих, противника -и партнеров. -

Все это осуществляется в процессе отработки обусловленных действий, действий с выбором, переключением; в упражнениях, ста­вящих задачи варьирования быстротой, ритмом, амплитудой, дей­ствий, временными параметрами взаимодействия с противником (партнером).

Специфические умения и качества, о которых идет речь, даже у высококвалифицированных спортсменов развиты неодинаково. У каждого спортсмена есть свои сильные и слабые стороны подго­товленности, причем первые могут компенсировать наличие вторых. Отметим наиболее типичные варианты компенсаций:

Недостатки тактического мышления компенсируются быстро­той двигательных реакций, устойчивостью и распределением вни­мания, чувством времени, дистанции, момента и др.;

Недостатки распределения внимания компенсируются быст­ротой восприятия и мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференциаций и др.;

Недостатки переключения внимания компенсируются быстро­той двигательных реакций, способностью точно прогнозировать из­менение ситуации, чувство времени и др.;

Недостаточная скорость двигательных реакций компенсиру­ется способностью к прогнозированию, чувством дистанции, чувст­вом времени, распределением внимания и его устойчивостью, так­тическим мышлением и др.;

Недостаточная точность двигательных дифференциаций ком­пенсируется вниманием, быстротой двигательных реакций, чувст­вом времени и др.

В психической подготовке должны оптимально сочетаться зада­чи совершенствования специализированных умений и выделения индивидуальных особенностей спортсменов с целью наиболее пол­ного воплощения их способностей, психических и физических ка­честв в соревновательной деятельности.

Задача психической подготовки спортсменов в этом направле­нии заключается в выработке толерантности к эмоциональному, стрессу, вызываемому соревновательной напряженностью. (^ С этой целью в тренировочном процессе следует использовать увоз действия стрессового характера, соответствующие сложным и /неожиданным ситуациям, создавшимся в условиях соревнований, и Ч избирательно влиять на усиление той или иной мотивационной

-\ альтернативы соревновательной деятельности.

В психической подготовке спортсменов в тренировочных усло 1 виях могут применяться следующие воздействия стрессового ха­рактера: сбивающие факторы, факторы затруднения деятельности анализаторов, лимита и дефицита пространства и времени дейст­вий, ограничения или искажения информации, выполнения дейст­вий на фоне утомления.

г Сбивающие факторы. Решение двигательных задач па фоне вне­запных различных световых и звуковых эффектов, музыкального сопровождения, неадекватного по ритму выполняемым движениям, отвлеченных вопросов и др.

I Затруднение деятельности ведущих анализаторов. Выполнение приемов и действий с ограничением зрительной и кинестетической информации о параметрах выполняемых движений; использование

Перчаток (метания, баскетбол, гандбол н т. д.), очков с ограниче­нием центрального или периферического зрения (фехтование, спор-. тивпыс игры), действия на непривычном покрытии и др.

Лимит и дефицит пространства и времени. Выполнение трени­ровочных заданий на уменьшенных спортивных площадках (во­лейбол, хоккей, теннис и др.), ограничение поля боя (фехтование), ковра и ринга (бокс, борьба); ограничение или укорочение времени на выполнение тех или иных действий и др.

^ Ограничение или искажение информации. Для успешной дея­тельности в условиях спортивного поединка спортсмен должен по-

Стояние воспринимать и перерабатывать информацию о технико-тактических замыслах и действиях соперника, эффективности своих действий и действий партнеров по команде, адекватности времен­ных и пространственных взаимодействий и т. д. Ограничение или искажение указанной информации применением специальных мето­дических приемов (встречи о незнакомыми соперниками, их частая смена, неадекватность действия партнеров и др.) вызывает инфор­мационны!! дефицит, который и обеспечивает создание стрессовой

Психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 4. Личный пример психологической подготовки спортсмена к соревновательному...

  • Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

    Реферат >> Психология

    Структуре общей психологической подготовки спортсменов Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является... Действительно, самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях...

  • Психологическая подготовка боксеров-юношей

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа - этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к... последующему бою. Следовательно, сущность психологической подготовки спортсмена сводится к направлению его сознания...

  • Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    2.2 Структура психологической подготовленности пловца Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом... -24 5 Специальная психологическая подготовленность. Специальная психологическая подготовка спортсмена к конкретному соревнованию...

  • «Кто приготовился к бою, тот его наполовину выиграл»

    Мигель де Сервантес

    Психологическая подготовка имеет очень большое значение в жизни человека, поскольку ситуации, к которым мы должны быть психологически подготовленными, возникают в ней постоянно. Особенно такая подготовка нужна и важна спортсменам, так как на пути к результатам высокого класса им приходится выдерживать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, как в тренировочной деятельности, так и во время соревнований, где зачастую спортсмен из-за волнения или апатии не может показать тот результат, к которому он готов.

    Исходя из вышесказанного, можно сказать, что психологическое обеспечение спортивной деятельности играет важную роль в общей системе подготовки спортсмена.

    Суть данного психологического обеспечения заключается в совершенствовании нервно – мышечной регуляции двигательной деятельностью и поведением спортсмена, что является целью психологической подготовки спортсменов. Под психологической подготовкой понимают совокупность психолого-педагогических мероприятий и действий тренеров, спортсменов, направленных на формирование и развитие тех психических функций и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности в избранном виде спорта и выступления в соревнованиях.

    В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов, в определении специфики нагрузок тренеры и спортсмены постоянно встречаются с необходимостью определения структуры подготовки, то есть знания видов подготовки и взаимосвязей этих видов.

    В соответствии с указанными только что целями принято различать общую и специальную психологическую подготовку.

    Таблица 1.

    Виды психологической подготовки

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    ОБЩАЯ

    СПЕЦИАЛЬНАЯ

    К длительному тренировочному процессу

    К данному соревнованию

    К конкретному сопернику

    Социально-психологическая

    К этапу тренировки

    Развитие координации движений

    Ситуативное управление состоянием

    К соревнованиям в целом

    Самовоспитание и рефлексия

    Взаимная коррекция

    Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в определенном виде спорта, ценятся и во многих других видах деятельности человека. К этой группе подготовки относятся: подготовленность к длительному тренировочному процессу, социально-психологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к рефлексии и самовоспитанию (Табл.1).

    Суть специальной психологической подготовки заключается в том, что она направлена на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности. Данная подготовка включает в себя такие компоненты как подготовка к конкретному соревнованию, к конкретному сопернику, к этапу тренировки, а также ситуативное управление за своим состоянием (Табл.1) .

    Данные виды психологической подготовки в процессе деятельности дополняют и влияют друг на друга.

    Подготовка к длительному тренировочному процессу предполагает решение многих вопросов, касающихся адаптации спортсменов к постоянным, систематическим многолетним тренировочным нагрузкам. Тренировочная работа неразрывно связана не только с перенесением нагрузок, но также и с целым рядом ограничений, обусловленных режимом питания, сна, отдыха, проведения досуга, преодолением некоторых привычек. При правильной подготовке спортсмен будет испытывать желание тренироваться, проявлять интерес к планированию тренировок. Повышению переносимости постоянных физических и психических нагрузок в длительном тренировочном процессе в значительной мере способствуют групповые тренировки, работа вместе с командой.

    Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей, возникающих на пути к цели . Главным фактором формирования воли является сознательный выбор более сложного и трудного, но эффективного пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях . Подчинение всех своих дел, умение рационально использовать каждую минуту, планирование и соблюдение режима дня, специальные задания для развития воли, демонстрация соперникам готовности переносить тяготы, различные пари с партнерами по спорту, тренером - все это позволяет сформировать волевую готовность спортсмена, создает ореол «легкой победы», позволяет порой выиграть соревнование до соревнования.

    Социально-психологическая подготовка способствует созданию наилучших условий для самореализации личности, позволяет снизить объем хлопот, обеспечивает новому игроку успешную адаптацию . Данный компонент общей психологической подготовки во многом предопределяет благополучие спортсмена и команды.

    Многие талантливые и перспективные спортсмены, к сожалению, оставляют большой спорт, не достигнув соответствующей социально-психологической зрелости, часто даже не поняв, что именно в этом причина неудавшейся спортивной карьеры. Исходя из вышеизложенного, следует обратить внимание на то, что простой факт неопределенности дальнейшего жизненного пути после прекращения спортивной деятельности существенно влияет на динамику результативности даже в период активных занятий тем или иным видом спорта.

    Развитие координации движений – одна из существенных сторон подготовки спортсмена. Техника любого вида спорта характеризуется филигранной сложностью . Во многих видах спорта преобладающая часть подготовки связана с работой над техническим совершенством, над освоением очень сложных движений. В тех видах спорта, где техника специально не оценивается, успех также весьма существенно зависит от постоянного совершенствования координации движений, от появления и освоения новых стилей в технике, от поиска индивидуальных средств технического совершенства.

    Формирование личности юных и взрослых спортсменов тесным образом связано с самовоспитанием . Анализируя свои действия и поступки, ставя перед собой значимые для него цели, спортсмен сознательно воспитывает у себя желаемые качества и черты характера: решительность, смелость, выносливость, упорство, настойчивость, дисциплинированность. При этом воспитание положительных качеств личности сопровождается испытанием своих качеств, нередко подражанием своему спортивному кумиру. Со временем у спортсмена складывается индивидуальная система постановки общей и частной задач, отбора наиболее пригодных средств и путей их применения в типичных и конкретных условиях спортивной деятельности.

    Каждое соревнование в жизни спортсмена обладает определенной спецификой, выражающейся в месте и времени проведения, в климатических условиях, в составе участников, в условиях зачета и допуска, в достоинстве наград победителя, в традициях межличностных отношений участников и т.д. При этом одно и то же соревнование может быть по-разному престижным для отдельных его участников, быть решающим или этапным. Поэтому подготовка к каждому соревнованию очень важна . Задачей тренера и спортсмена в этом направлении заключается в получении объективной информации об особенностях соревнования, оценки этих специфических факторов с позиций их полезности для подготовки спортсмена на конкретном этапе, а также планирование выступления на данном соревновании.

    Важной составной частью специальной психологической подготовки является подготовка к конкретному спортсмену . Стратегия и тактика соревновательной подготовки спортсмена во многом зависит от игры команд или соперников.

    Нередко спортивная судьба складывается так, что победа над определенным соперником является ключевой во всем соревновании или даже оказывается важнее выигрыша данного соревнования. В этой психологической подготовке, как правило, наиболее решающими являются свежая информация о сопернике, «разведка боем», а также учет типичных достоинств и ошибок, как противника, так и собственных.

    Очень важна и подготовка к этапу тренировки. Каждый тренер и спортсмен знает, что существуют наиболее трудные или наиболее предпочитаемые нагрузки. В подготовительном периоде часто приходится встречаться с необходимостью выполнения больших объемов физических нагрузок, а следовательно, и с высокими требованиями к волевым качествам, с переносимостью монотонии.

    Тренировки, проводимые на этапе соревнований, проходят на фоне повышенных требований к мобилизованной готовности спортсмена, к эмоциональной устойчивости, к психической надежности. Эти факторы накладывают заметный отпечаток на характер взаимных требований спортсменов и тренеров, отношений между спортсменами, уровень психической активности и тревожности. А этап разучивания новых элементов и комбинаций требует высокой собранности, внимательности, оптимального межличностного контакта тренера и спортсменов.

    Основной задачей психологической подготовки к этапу тренировки является своевременная перестройка стиля отношений, требовательности, системы анализа достигнутых результатов.

    Чаще всего эффект специальной психологической подготовки связывают с ситуативным управлением психическим состоянием спортсмена в различных соревновательных и тренировочных ситуациях . А подлинно широкими возможностями ситуативного управления состоянием располагают те спортсмены и их наставники, которые постоянно используют обширный арсенал приемов регуляции психических состояний, к тому же умеют быстро оценить ситуацию и принять единственно правильное решение.

    Каждый из вышеуказанных видов общей и специальной психологической подготовки в практике тренеров и спортсменов постепенно наполняется совершенно конкретным содержанием, средствами и приемами. Выделение видов общей и специальной подготовки целесообразно только с условием их взаимного обогащения и дополнения, взаимной коррекции.

    Таким образом, психологическая подготовка помогает спортсменам и их наставникам создать такое психическое состояние, которое вселяет в спортсмена уверенность в своих силах, помогает противостоять различным сбивающимся факторам как волнение, страх поражения, страх больших физических нагрузок в тренировке, а также для восстановления психической работоспособности после соревнований.

    Список литературы:

    1. Креттл Б.Дж. Психология в современном спорте. – Москва, 1978. - 102с.
    2. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: Фис, 1979. - 234с.
    3. Никифорова Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2003.- 607с.
    4. Проходовская Р.Ф. Физическое воспитание студентов специального медицинского отделения в Иркутском государственном университете. Учебное пособие. – Иркутск: Иркутский университет, 2001. – 81с.
    5. Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие для спортивных вузов. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт. – ФЛИНТА, 1999. – 152с.

    Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

    9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

    Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию – создание состояния его психической готовности к выступлению в соревнованиях.

    Как утверждает А.Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию – целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему.

    Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А.Ц. Пуни)

    Элементы готовности

    Характеристика

    Трезвая уверенность в своих силах

    Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований

    Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу

    Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

    Оптимальный уровень эмоционального возбуждения

    Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований

    Высокая помехоустойчивость

    Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

    Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением

    При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам

    Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:

      сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках – важно знать место проведения, в некоторых других случаях – основой является информация о соперниках и т.п.);

      определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);

      формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);

      вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);

      саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

      6) сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. – все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

    Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

    Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

    Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.

    В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

    Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

    Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

    Первый этап

    Решается специальная задача – снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

    Второй этап

    После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет:

      как можно больше отвлечься от всего окружающего;

      четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.;

      воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

    Третий этап

    В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

      он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

      ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;

      ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

      ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).

    Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

    Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие – мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

    Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

    Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания.

    Ранняя предсоревнователъная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

    Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-психологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - анализ прошедших выступлений; ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).

    Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.

    Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис. 24.8):

    1) оптимальное возбуждение - "боевая готовность". Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;

    2) перевозбуждение - "предстартовая лихорадка". В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнования;

    3) недостаточное возбуждение - "предстартовая апатия". В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей и др.;

    4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться.

    Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а три других - препятствуют. В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре главные задачи:

    2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения - если спортсмен находится в состоянии "предстартовой лихорадки".

    3. Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его активности - если спортсмен находится в состоянии "предстартовой апатии".

    4. Изменить уровень эмоционального возбуждения - если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

    С этой целью используются различные средства, методы и приемы воздействия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса.

    Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применяются:

    а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спортсмена, снятию состояния неуверенности - разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред;

    б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена - самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа "успокойся", "возьми себя в руки", "все в порядке", "молодец" и др.

    в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спорт смена положительные эмоциональные реакции- чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

    г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений;

    д) успокаивающая аутогенная тренировка;

    е) успокаивающий массаж;

    ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполняемых плавно, не спеша и т.п.);

    з) специальные зрительные упражнения, направленные на снижение психического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем измененияинтервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

    Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

    Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к концентрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настройке на максимальное использование своих технико-тактических и физических возможностей, самоприказам типа "отдай все - только выиграй", "мобилизуй все, что можешь" и т.д. Используются также "тонизирующие" движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холо-довыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

    Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мы-шечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

    Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его возбуждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

    Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

    Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

    Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.

    Психологическая подготовка к тренировочному процессу.

    В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и.т.д.

    У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятия спортом-быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом, и по мере роста достижений, эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности-выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др.

    Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка .

    Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей, возникающих на пути к цели.

    Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные.

    Субъективные трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях(страх перед противником, боязнь получить травму и.т.д.).

    Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями. Участие в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и.т.д.

    Основные волевые качества в спорте - целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание.

    Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим, является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей.

    Важным разделом волевой подготовки спортсмена является последовательное усиление самовоспитания на основе самопознания, осмысления сути своей деятельности. Сюда входят такие компоненты как:

    а) соблюдение общего режима жизни;

    б) самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение к выполнению тренировочной прграммы;

    в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и им подобных методов и приемов;

    г) постоянный самоконтроль.

    Психологическая подготовка к соревнованиям.

    Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания.

    Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления и.т.д.

    Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управлением психическим состоянием непосредственно перед выступлением.

    Психическое состояние, возникающие у спортсмена в соревнованиях, обычно подразделяют на четыре основные вида:

    1.оптимальное возбуждение - «боевая готовность». Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремление бороться за достижение высоких результатов;

    2.перевозбуждение-«предстартовая лихорадка». В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнований;

    3. недостаточное возбуждение-«предстартовая апатия. В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей и др;

    4. торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивость мыслей, боязни не показать планируемы результат, но не может от этого избавиться.

    Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а три других-препятствуют.

    В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре главные задачи:

      Уменьшить уровень эмоционального возбуждения-если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии».

      Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его активности- если спортсмен находится в состоянии» престартовой апатии».

      Изменить уровень эмоционального возбуждения-если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

    Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применяются: словесные воздействия тренера, самовоздействия (аутовоздействия спортсмена), перекючения внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спортсмена положительные эмоциональные реакции, фиксации мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений, успокаивающая аутогенная тренировка, успокаивающий массаж, успокаивающая разминка, специальные зрительные упражнения.

    Интеллектуальная подготовка.

    В подготовке спортсменов важную роль играет их интеллектуальная подготовка Она направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов.

    Интеллектуальные способности - это также способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношению к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуальных способностей

    *знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;

    *знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;

    *знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (принципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные и гуманитарные основы спортивной деятельности и.т.п.);

    *спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методике построения тренировки, внетренировочных факторов спортивной подготовки, требованиях к организации общего режима и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-технических, организационно-методических условиях занятия спортом и.т.д.

    Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена.

    Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выполнения специальных заданий и способов организации заданий, побуждающих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов, техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совершенствованию средств и методов подготовки.

    Интегральная подготовка .

    Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена-технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами.

    В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

    *соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;

    *специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей.

    К соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

    В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства.