Правила бойца от морихэй уэсиба. История возникновения и развития айкидо Основатель школы айкидо

Морихей Уэсиба — одна из наиболее примечательных личностей в истории боевых искусств XX века. Его мастерство считалось непревзойденным ещё при жизни, а после смерти вообще обросло многочисленными историями и легендами. Сейчас уже сложно сказать что-то наверняка о мастере, поскольку его учеников почти не осталось, фотографий и видеороликов сохранилось очень мало, а многочисленные биографии с завидным упорством переписываются одна с другой. Но объективно можно сказать одно, что человек, сумевший развить новое боевое искусство, получившее распространение во всем мире, должен был обладать завидной харизматичностью.

Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма. Его мать — Юки Итокава принадлежала к одной из ветвей клана Такеда — знаменитого самурайского рода, где на протяжении нескольких столетий передавалось айки-дзюцу дайто-рю.

В детстве Уэсиба одно время изучал дзю-дзюцу под руководством сенсея Тозава Токусабуро, шинкаге-рю кен-дзюцу, кито-рю. Тем не менее, было бы преувеличением говорить, что он достиг в этих искусствах высочайшего мастерства, поскольку возможности заниматься регулярно у него не было.

Сержант Морихей Уэсиба во время
русско-японской войны

В 1903 году, когда ему было 19 лет, Уэсиба пытался добровольцем записаться в армию. Шла русско-японская война, и в стране была объявлена мобилизация. Однако, его рост был ниже требуемых 157 сантиметров на 1,5 см, поэтому для того, чтобы пройти медицинскую комиссию, он висел на ветках деревьев с привязанными к ногам грузом. Как бы то ни было, в армию он был в итоге принят и зачислен в пехоту. Известно, что в 1904 году он проходил службу в Манчжурии, где шли упорные бои с российскими войсками, оборонявшими подступы к Порт-Артуру. Чем конкретно занимался Уэсиба на войне неизвестно, однако, вряд ли это было шибко мирное и безобидное времяпровождение, поскольку за отличие ему было присвоено звание сержанта и он был рекомендован к поступлению в Национальную Военную Академию. От продолжения военной карьеры Морихей Уэсиба отказался, и после демобилизации в 1907 году вернулся в Танабэ, где и начал интенсивное изучение различных боевых искусств.

Первоначально Уэсиба изучал Кодокан дзюдо под руководством Такаги Киоши, который находился в то время в Танабэ. Уэсиба даже переделал часть дома специально под додзё, где тренировался вместе с местной молодежью. Кроме того, он ездил по Японии, посещая различные додзё и обучаясь у известных мастеров тех лет. Будучи состоятельным человеком, он мог полностью посвятить себя поиску понимания «будо» — пути воина.

В 1912 году он переехал в дикие земли Хоккайдо, вняв призыву японского правительства заселять необитаемые прежде территории, и основал там небольшое поселение Ширатаки. Именно в этот период Уэсиба познакомился с известным мастером Айки-дзюцу дайто-рю Сокаку Такеда у которого тренировался на протяжении 5 лет, и получил в итоге степень кёдзю дайри, дающую в перспективе право преподавать айки-дзюцу.

Уэсиба в Аябэ. 1921 год

В 1920 году Уэсиба покидает Хоккайдо и вместе с семьёй переезжает в Аябэ, где распологалась штаб-квартира нового религиозного учения — «омото-кё». Там он знакомится с её основателем — мастером Онисабуро Дэгути. Философия омото-кё оказала значительное влияние на Уэсибу, который на протяжении последующих 8 лет проживал неподалеку от Аябэ, продолжая изучать айки-дзюцу, а также духовные аспекты новой религии.

Надо сказать, что омото-кё часто считается сектой на основе синтоизма. Для неё характерны мягкость и ненавязчивость, неприятие насилия и исключительный пацифизм. Последователи омото-кё следуют принципу «через искусство к Богу», считая, что для достижения совершенства достаточно приобщиться к истинным культурным ценностям. Среди них всегда было много любителей каллиграфии, чайных церемоний, неспортивных видов единоборств. Много внимания в омото-кё уделяется медитации, как одному из эффективных средств достижения внутренней гармонии.

В 1924 году Уэсиба принял участие в забавной авантюре Дэгути — Монгольском походе. Основатель омото-кё внезапно решил, что он аватар Будды Майтрея, и призвал своих сторонников выдвинуться в Монголию на поиски Шамбалы. Что ему нужно было в священных землях — не понятно. Возможно, он хотел основать там целое новое государство, объединяющее все азиатские народы. В любом случае, Дэгути верхом на белом коне лично возглавил пешую группу добровольцев, куда входил и Уэсиба. Очевидно, вид такой процессии должен был произвести неизгладимое впечатление на жителей Шамбалы. Однако, священную землю они так и не нашли, но зато были арестованы китайской полицией, которая предсказуемо не особо поверила рассказу путешественников. Все они были обвинены в шпионаже в пользу Японии и приговорены к расстрелу. Избежать смерти и вернуться на родину им удалось только после своевременного вмешательства японских дипломатов.

1935 год. Видео демонстрации
техник айкидо Уэсибой

После завершения похода, Уэсиба вернулся в Аябэ , где продолжил изучение боевых искусств. При этом в наибольшей степени его интересовали со-дзюцу (работа с копьем), кен-дзюцу (работа с мечом), а также дзю-дзюцу. В 1930 году в Ушигоме началось сооружение собственного додзё Уэсибы «Кобукан», прозванного в последствие «дъявольским» за исключительную жесткость и интенсивность тренировок. Примечательно, что хотя физическая сила в айкидо и не важна, тем не менее, ученики Морихея Уэсибы, равно как и сам мастер, были людьми далеко не слабыми. Достаточно сказать, что сам основатель при росте всего лишь 155 сантиметров весил 88 килограммов! На видео 1935 года можно увидеть каким было айкидо в «Кобукане» до войны.

В период с 1930 по 1940 год Морихей Уэсиба много путешествует по Японии, пропагандируя новое боевое искусство. Кроме Кобукана, он преподает в армейской школе Тояма, военно-морской академии, академии военной полиции.

В 1941 году официальный союз японских боевых искусств официально признал новое боевое искусство под названием Уэсиба-рю айки-будо, а в 1942 году Уэсиба окончательно дал название своему направлению: «Айкидо».

В ходе второй мировой войны Уэсиба преподавал айкидо солдатам действующей армии, что по его собственному признанию вызывало у него легкое чувство когнитивного диссонанса, поскольку это несколько противоречило миролюбивой риторике омото-кё.

После окончания Второй мировой войны айкидо стало приобретать характерную мягкость и плавность перемещений, поскольку Уэсиба начал переосмысливать свой взгляд на боевые искусства. Много внимания стало уделяться философским и духовным концепциям. Кроме занятий айкидо Морихей Уэсиба много времени проводил в молитвах, медитациях, изучении религиозных текстов, занятиях каллиграфией. Довольно часто мастер проводил тренировки в форме лекций, где рассказывал ученикам о своём понимании айкидо и его связи с путём воина. Интересно, что Морихей Уэсиба утверждал, что в айкидо насчитывается около 3000 различных базовых техник, каждая из которых может выполняться в 16 вариантах, в зависимости от ситуации. Существует большое количество видео с участием мастера, где можно посмотреть, как изменилось айкидо в исполнении основателя после войны.

Забавный факт: преподавая айкидо, Уэсиба не брал денег за обучение. Когда его ученики приносили ему месячную плату, он говорил, что не нуждается в ней. Тем не менее, он просил преподнести эти деньги духам (ками). Когда же ему были необходимы деньги, он садился перед алтарем ками и после молитвы брал оттуда столько, сколько считал нужным.

Морихей Уэсиба умер 26 апреля 1969 года когда ему было 85 лет, и был похоронен в Танабэ. До последнего дня своей жизни он проводил тренировки в своём додзё. После его смерти главой айкидо стал сын основателя — Киссемару Уэсиба. Благодаря большому количеству талантливых учеников, искусство о-сенсея распространилось по всему миру. В настоящее время существуют десятки различных направлений айкидо и тысячи клубов во многих странах мира.

В современном мире существует множество боевых искусств. Большинство из них имеют древнюю историю, неразрывно связанную с традициями Востока. Одним из самых загадочных и интересных является айкидо. Это исконно японский В нашей статье мы рассмотрим принципы и суть данного единоборства. Постараемся дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Борьба айкидо - что это?»

Формулировка

Айкидо - это японское боевое искусство, объединившее в себе несколько видов древних техник борьбы и самообороны. Среди них айкиджитсу, искусство фехтования на копьях и мечах, айки-дзюцу, дзю-дзюцу и т.д.

Айкидо - это по нему не проводят соревнований и чемпионатов, поэтому человечество мало что знает о данном искусстве, гармонично объединившем в себе физические и духовные практики.

Для справки

Популярный на Западе, а также и у нас в стране киноактер Стивен Сигал является обладателем седьмого дана по айкидо. Это высший ранг в данном единоборстве, означающий, что Сигал владеет им в совершенстве. В свое время он долгие годы провел в Японии, где изучал данный и даже имел свою школу, которая находилась в Токио.

История создания айкидо

Айкидо - это относительно молодой вид единоборств. Его основатель Морихей Уешиба появился на свет в 1883 году. А годом рождения айкидо можно считать 1925-й. В детстве Морихей был болезненным и хилым. Это подвигло его заняться изучением боевых искусств. Парень настолько увлекся практическим освоением древних единоборств, что не заметил, как из слабого ребенка превратился в мужчину с железными мышцами, гибкостью, как у пантеры, и безграничной выносливостью.

Уешиба долго странствовал по Японии в стремлении отыскать самых лучших учителей и жадно перенимал их знания и опыт. Спустя 20 лет тренировок он обрел славу непобедимого. Никто из соперников не мог его одолеть. И хоть тело спортсмена находилось в идеальной форме, душа Морихея все никак не находила покоя. Тогда он еще глубже погрузился в философские и религиозные учения. Результатом этого стало открытие собственной школы под названием Айкикай в 1925 году, которая и стала началом развития айкидо.

Создатель боевого искусства очень осторожно обращался со своим детищем. Считая айкидо мощнейшим оружием, прятал его от глаз людских и обучал в своей школе лишь малую группу проверенных лиц. И только после окончания Второй мировой войны айкидо было «выпущено на волю». Япония тогда находилась в плачевном состоянии, и Уешиба решил, что новое боевое искусство сможет помочь растерянным и угнетенным землякам обрести веру в себя и свою страну.

Что такое айкидо: суть айкидо и его философия

Если попытаться коротко сформулировать суть айкидо, то можно сказать, что она заключается в гармонии движений и дыхания, тела и ума, а также в полном отказе от личных амбиций.

Движения естественны, просты и лишены агрессии. Они направлены не на атаку, а на защиту. Тело борца во время схватки должно быть максимально расслабленным, а ум - напряженным. Именно уму, сознанию, духу Уешиба отводил основную роль в своем учении. Если большинство единоборств базируются на грубой физической силе, то в данном случае весь упор делается на мягкую силу разума.

Айкидо - это боевое искусство, которое не ставит перед собой цель победить. Ведь победа - субстанция относительная. Она никому не приносит пользы, лишь только ласкает самолюбие. Сегодня победишь ты, а завтра - тебя. Айкидо считает, что в этом нет никакого смысла.

Приверженцы учения Морихея Уешибы не атакуют и не дают отпор, не отвечают агрессией. Они как бы «уговаривают» противника отказаться от своих злых намерений, перенаправив его силы в безопасное русло.

Но чтобы добиваться таких результатов, нужно обладать высочайшим уровнем развития. Поэтому главная цель борцов айкидо - завоевать себя. Взять верх над собственными слабостями, вознестись над миром материальным в мир духовных высот.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами. По мнению Уешибы, это является результатом амбиций и желания победить любой ценой. Человека, зверя, природу… Кто-то опускает руки и проигрывает. Кто-то развивает боевые качества и побеждает. Но всегда найдется новый агрессор, который сделает сегодняшнего победителя проигравшим. На этом основана жизнь человека и базируется большинство боевых искусств.

Философия же айкидо иная. Она сводится к тому, чтобы равняться на природу, в которой нет конфликтов, а царят гармония и любовь. Создатель этого боевого искусства верил, что его детище сможет изменить человечество - сделает его счастливым.

Техника айкидо

В этом виде единоборств отсутствуют атакующие приемы. В техническом арсенале захваты, броски, маневрирование, уходы с линии атаки. Имеется также несколько видов ударов, но они носят, скорее, отвлекающий характер, чем атакующий. Мастер айкидо изучает движения противника и разгадывает, что он будет делать в следующий миг. Он использует энергию атакующего и ставит его в неудобное положение своими действиями. Таким образом атака противника разрушается, ему приходится придумывать что-то новое.

Как расшифровывается название?

Слово «айкидо» состоит из трех иероглифов, каждый из которых отражает частичку сути боевого искусства. Так, «ай» - это гармония и истинная любовь. «Ки» означает дух, внутреннюю энергию. А «до» переводится как путь. Получается, что айкидо - это духовный путь к гармонии.

Универсальность данного единоборства

В общепринятом понимании назвать этот вид единоборств спортом, наверное, нельзя. Кто-то может сказать по поводу айкидо: «Что это за спорт, если нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнований?» Все это действительно так. Но его приверженцы и не стремятся к мирскому признанию в виде титулов, кубков и грамот. У них совершенно иные приоритеты и задачи. Более того, если спортсменом может стать только человек определенного возраста и физического развития, то мастерство айкидо с его простыми и естественными движениями доступно абсолютно каждому. И ребенку, и женщине, и глубокому старику. Чтобы побеждать себя, нужно только одно - желание.

Принципы айкидо

Ответить на вопрос: «Борьба айкидо - что это такое?» - помогут принципы этого боевого искусства. Среди них выделяют такие:

  • Расслабленность и непрерывность движений.
  • Постоянный контроль мышц.
  • Правильная работа рук.
  • Концентрация воли.
  • Уверенность в себе.
  • Умение работать в группе.
  • Умение защитить себя.
  • Постепенность тренировок - от простого к сложному.
  • Занятия в хорошем расположении духа.

Айкидо Айкикай

Айкидо Айкикай - это Международная организация искусства айкидо, которую в 40-м году прошлого века официально признало японское правительство.

После кончины Морихея Уешиба ее возглавил сын Учителя Киссемару. И по сегодняшний день династия Уешиба руководит Айкидо Айкикай. Она старается сохранить учение в его первозданном виде. Айкикай - это классическая версия айкидо.

Штаб-квартира организации и основная методико-тренировочная база находятся в Токио. Центром всех мировых филиалов Айкидо Айкикай является одноименный фонд. Его глава и руководитель центра тренировок - Досю Моритэру Уешиба. Фонд Айкидо Айкикай осуществляет методическую поддержку различных организаций данного боевого искусства, экзаменует спортсменов и выдает сертификаты. Больше никто, кроме него, не имеет на это права.

Основатель Айкидо, Морихей Уешиба, родился 14 декабря 1883 года в семье фермера, жившей в окрестностях Префектуры Вакаямы, сейчас известной под названием Танабе. Он был единственным сыном среди пяти детей. От своего отца, Йороку, он унаследовал самурайскую решимость и интерес к общественным делам, а от своей матери огромный интерес к религии, поэзии и искусству. В раннем детстве Морихей был очень слабым и болезненным, поэтому предпочитал оставаться дома и читать книги, вместо того, чтобы играть на улице. Он любил слушать дивные легенды о творящих чудеса святых "Ен но Гьоджа" и "Кобо Даиши" и восхищался эзотерическими буддистскими ритуалами. Одно время Морихей даже хотел стать буддистским священником. Чтобы развеять мечтания сына, Йороку пришлось поведать истории о прадеде Морихея "Кичиемон", одном из сильнейших самураев своих дней, и способствовать его изучению борьбы Сумо и плаванья. Морихей окреп физически и в конце концов понял необходимость быть сильным после того, как его отец был избит бандой головорезов, нанятых конкурирующим политиком. В школе Морихею было скучно, т.к. его нервной энергии нужен был более практичный выход. Он устроился на несколько работ, но, похоже, они тоже принесли ему разочарование. Поработав немного торговцем, он наконец осознал, что имеет склонность к боевым искусствам. Ему очень понравилось изучать Джу-джутсу в Кито-рью доджо и искусство меча в тренировочном центре Шинкаге Рью. Но в связи с сильным приступом Бери-Бери ему пришлось отправиться домой, где позже он женился на Хатсу Итогаве. После выздоровления, в период Русско-Японской Войны он решил поступить на службу в армию. Имея рост около 150 см, он не прошел отбор. Будучи очень расстроенным по этому поводу, он немедленно отправился в лес и висел на деревьях, в отчаянии пытаясь растянуть свое тело. Следующая попытка поступления в армию была успешной, и в 1903 году он был зачислен пехотинцем. В этот период времени он произвел на старших по званию такое впечатление, что коммандующий офицер рекомендовал его для поступления в Национальную Военную Академию, но по разным причинам он отклонил это предложение. Морихей вернулся домой на ферму. Став сильным во время службы в армии, он хотел и дальше продолжать физические тренировки. Его отец построил на ферме доджо и пригласил известного инструктора по Джу-джутсу Такаки Кийоичи для его обучения. В течение этого времени молодой Уешиба стал еще сильнее и понял, что обладает большими умениями. В то же время его все больше интересовала политика. Весной 1912 года, в возрасте 29 лет, он со своей семьей перебрался жить на Хоккайдо. Спустя несколько лет стараний, небольшая деревенька зажила в достатке. Уешиба стал невероятно сильным, и сила его мышц стала почти легендарной. Именно в это время на Хоккайдо он познакомился с Сокаку Такедой, великим мастером Дайто-рью Айки Джутсу. После встречи с Такедой, осознав, что не может сравниться со своим учителем, Уешиба, похоже, забыл обо всем и всецело предался тренировкам. Через месяц он вернулся в Ширатаки, построил доджо и пригласил Такеду жить там, что тот и сделал. Узнав о серьезной болезни отца, Уешиба распродал большую часть своей собственности и оставил доджо Такеде. Он не собирался возвращаться на Хоккайдо. По пути домой он импульсивно остановился в Аябе, центре новой религии Омото-кио. Здесь он познакомился с главой новой религии, Онисабуро Дегучи. Очарованный Аябе и Дегучи, он остался еще на три дня и по возвращении домой увидел, что опоздал. Его отец уже умер. Уешиба очень тяжело воспринял смерть отца. Он решил продать унаследованную землю и перебраться в Аябе, чтобы изучать Омото-кио. Следующие восемь лет Уешиба учился у Онисабуро Дегучи, преподавал Будо и возглавлял местную пожарную бригаду. В течение следующего года многие люди искали учения у Уешибы, среди которых были Кенджи Томики (в дальнейшем создавший свой собственный стиль Айкидо) и известный Адмирал Такешита. В 1927 году Онисабуро Дегучи посоветовал Уешибе отделиться от Омото-кио и идти своим путем. Так он и поступил, переехав в Токио. Там он принимает решение построить формальное доджо в районе под названием Ушигоме (теперешнее местоположение Всемирного Центра Айкидо). В процессе строительства доджо с визитом приезжали многие инструктора, имеющие высокие степени в других видах боевых искусств, такие как Джигоро Кано. Впечатление, произведенное на них, было таким, что они направляли своих учеников обучаться у Уешибы. В 1931 году строительство "Кобукана" было окончено. В 1932 году было образовано "Общество Развития Будо", а Морихей Уешиба был назначен Главным Инструктором. Именно в это время к доджо присоединились такие ученики, как Гозо Шиода, Ринджиро Ширата и др. Вплоть до начала Второй Мировой войны Уешиба был чрезвычайно занят обучением в Кобукане, а также давал специальные уроки в крупных военных и полицейских академиях. В течение следующих 10 лет Уешиба приобретал все большую известность. В 1942 году, предположительно, по воле бога, он принимает решение вернуться к земледелию. Он часто говорил, что "Будо и фермерство едины." Война опустошила Кобукан, и он устал от городской жизни. Оставив Кобукан в руках своего сына Кисшомару, он переехал в Префектуру Ибараки, в деревню под названием Ивама. Здесь он построил доджо и известный поныне Айки-Храм. После войны Айкидо стремительно развивалось в Кобукане (сейчас Хомбу Доджо) под руководством Моритэру Уешибы. Морихей Уешиба стал известен как "О"Сенсей", или "Великий Учитель", Мастер Айкидо. Он также получил множество наград от японского правительства. До самого конца своих дней О"Сенсей оттачивал и совершенствовал свой "Путь", всецело посвящая себя усиленным тренировкам. В начале весны 1969 года О"Сенсей заболел и сказал своему сыну Кисшомару, "что Бог зовет его...". По его просьбе, он был перевезен в свой дом, чтобы быть рядом со своим доджо. 15 апреля его состояние стало критическим. Когда его ученики звонили ему, он отдавал свои последние указания. "Айкидо предназначено для всего мира. "Тренируйтесь не ради себя, а для всех людей повсюду."
Ранним утром, 26 апреля 1969 года, 86-летний О"Сенсей взял своего сына за руку, улыбнулся, сказал: "позаботься обо всем" и умер. Спустя два месяца его 67-летняя жена, Хатсу, последовала за ним. Прах О"Сенсея был захоронен в фамильном храме в Танабе. Каждый год, 29 апреля, в Айки-Храме в Иваме проходит мемориальная служба.

Информация взята с сайта Екатеринбургского клуба "Кобукан "

Заповеди О-сенсея

Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному будо название айкидо. Слово айки - очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности.
Айки - это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединении всех людей в одну семью.
Секрет айкидо - в том, чтобы достичь гармонии с движениями Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет айкидо, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: " Я и есть Вселенная".
Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник не атаковал. Это не потому что моя техника быстрее, чем техника партнера. Дело вообще не в скорости. Просто бой заканчивается, не успев начаться.
Когда кто-либо пытается подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со мной, он уже побежден. У времени нет меры "быстро" или "медленно".
Айкидо - это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает. Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение.
Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе? Прежде всего ты вбираешь в свое сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. "В любви нет противоречия. У любви нет врага". Противоречащий ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога.
Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии со Вселенной. Его будо - это будо разрушения. Это не созидательное будо. Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного - не истинное будо. Истинное будо не знает поражения. "Непобедимый" означает "никогда не сражающийся".
"Победа" для нас - это победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная нам миссия.
Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой.
Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется. Истинное будо заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, - это придерживаться этого пути.
Мне достаточно даже стоять спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит себе самим намерением ударить. Я един со Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет втянут в меня. Перед Уэсибой из айкидо нет ни времени, ни пространства - только Вселенная как она есть.
У Уэсибы из айкидо нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать будо означает иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинного будо нет ни противников, ни врагов. Истинное будо - в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной.
В айкидо нужен такой ум, который хочет служить миру для всех людей во всем мире, а не такой, который хочет быть сильным, и тренироваться только для того, чтобы свалить противника.
Когда меня спрашивают, почерпнуты ли принципы моего айки будо из религии, я говорю: "Как раз наоборот". Принципы моего истинного будо - это то, что освящает все религии и приводит их к завершению.
Я спокоен, когда бы и как бы на меня не нападали. У меня нет привязанности ни к жизни, ни к смерти. Я оставляю все, как есть, Богу. Не будь привязан к жизни и смерти и оставляй Ему все - не только, когда на тебя нападают, но и в повседневной жизни.
Истинное будо - это труд любви. Это труд дарования жизни всем существам, а не убийства или борьбы друг с другом. Любовь - это божество-защитник всего сущего. Без нее ничто не может существовать. Айкидо - это осуществление любви.
Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога. Этот мир не в порядке, потому что люди ищут общества друг друга, говоря и делая глупости. Добрые и злые существа - одна семья в этом мире. Айкидо отбрасывает любые привязанности; айкидо не называет относительное добрым или злым. Айкидо поддерживает рост и развитие всех существ и служит совершенству Вселенной.
В айкидо мы овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке. Мы идем по жизни с той же притязательностью нашего духа и пытаемся овладеть всей картиной мира.
Мы непрерывно молимся, чтобы сражения не произошло. Вот почему мы строго запрещаем поединки в айкидо. Дух айкидо это дух любовной атаки и спокойного примирения. с этой целью мы связываем и объединяем противников силой воли любви. Любовью мы можем очищать других.
Понимай айкидо прежде всего как будо, а потом - как путь служения делу сознания Мировой Семьи. Айкидо - не для одной страны и не для отдельного человека. Его единственная задача - выполнение работы Бога.
Истинное будо - это любовная защита всех существ в духе примирения. Примирить означает позволить осуществиться миссии каждого.
Быть на пути означает быть единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее, это уже не Путь.
Можно сказать, что айкидо есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего Дыхания. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия айкидо. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда айкидо принесет плоды в этом мире.
Без будо нация будет приходить в упадок, потому что будо - это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности.
Тот, кто стремится изучать айкидо, должен раскрыть свой ум, слушать искренность Бога посредством айки, практиковать его и постоянно совершенствоваться. Начинай воспитывать свой дух прямо сейчас!
Айкидо - это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия айкидо и она должна стать твоей миссией.

В дословном переводе с японского «айкидо» означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и традиционно считается одним из видов «будо» (Путь боевых искусств). Тем не менее, в виде, в котором айкидо существует и практикуется в нынешнее время во всем мире, оно представляет собой целый комплекс физического, духовного и нравственного воспитания цельной личности. Отличие айкидо от иных японских и ставших международными боевых искусств в том, что в нем ярко выражен оборонительный характер, отсутствуют состязания и особая система тренинга, которая подходит для лиц любого возраста, пола и физических кондиций. А также серьезной философской базой, в основе которой лежит принцип общей гармонии, достижимой через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (в наше время — префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, был избран членом местного муниципалитета и являлся одним из уважаемых людей. Его активная деятельность вызывала зависть политических оппонентов, которые частенько пользовались услугами наемных бандитов, жестоко избивавших Ёроки. Наблюдаемое в раннем детстве насилие оставило серьезный след в сознании Морихэя и желание отомстить обидчикам отца стало основополагающим мотивом в его стремления к физическому совершенствованию.

В юношестве Уэсиба был хрупким и болезненным, и тем не менее, энергичность, умение добиваться поставленной цели и хорошие манеры выгодно отличали его от остальных детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определило его общение с буддийскими служителями Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро, которые были его наставниками. По велению отца он пробовал себя в плавании и сумо; в это самое время начинает проявляться его тяга к боевым искусствам.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба

Освоив грамоту в возрасте семи лет и благополучно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба устраивается на работу служащим в налоговом управлении, а потом, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он пробует себя в торговле, и даже открывает в квартале Асакуса свой магазин «Уэсиба Сокай». Его интерес к будо растет, и все свободное время он отдает обучению под руководством мастера Токусабуро Тодзава, а также в додзе Синкагэ-Рю. Но вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден вернуться в Танабэ, где через какое-то время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, только отойдя от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, серьезно и постоянно увеличивая нагрузки. Его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетнего юбилея, Морихэй выглядит разительно иначе. Его тело очень мускулистое и, невзирая на свой маленьий рост (всего 152 см.), он гораздо сильнее многих. Однако, просто физическое совершенство не может дать ему удовлетворения и Уэсиба едет в Сакай к знаменитому мастеру Накаи Масакацу изучать ; полученные им на этих занятиях навыки органично вплелись потом в движения айкидо.

В этот период Уэсиба тратит массу сил для решения местных социально-экономических проблем, и его бурная деятельность в качестве политика приносит ему популярность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал железной волей. Его желание всегда быть впереди других видно во всем, в том числе и в деревенских соревнованиях по изготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь виртуозно и энергично управлялся с массивной кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял за спиной всех конкурентов.

В 1903 году отношения между Россией и Японией сильно осложнились, и Уэсиба идет добровольцем в находящийся в Вакаяма пехотный полк, который совсем скоро был переведен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и храбрость Уэсибы в период боевых действий были оценены командованием, и ему присваивается сержантский чин. Незадолго до демобилизации Уэсибе предлагают поступить в военную академию, но он решительно отказывается от продолжения карьеры военного.

Вернувшись в Танабэ. он полностью уходит в общественную жизнь округа, что, тем не менее, не мешает ему организовать для молодежи клуб , руководителем которого стал имевший тогда третий дан Киечи Макаги. В этом зале Уэсиба сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает заниматься в Ягю-Рю у Накаи, с которым он сохранил связь на протяжении всего срока армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское руководство начинает осуществлять проект массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает возможность сменить обстановку и попробовать силы в освоении новой территории, и он становится главой группы энтузиастов, которая весной 1911 года приступает к возделыванию земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

Демонстрация техники Уэсибой

В течение первых двух лет труд колонистов не приносил видимых результатов, однако упорное трудолюбие, в конце концов, победили, и земля начала давать неплохой урожай. Уэсиба целиком уходит в дела колонии: по его инициативе появляется торговый центр, школа и больница; он вносит значимый вклад в расширение местного храма и организует компанию по строительству в регионе железнодорожных путей. Его радение о всеобщем благе, самоотверженность и сметка вызывали доверие и благодарность поселенцев, которые уважительно называли его «Король Cиротаки».

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба знакомится с известным мастером Сокаку Такэда , который дал согласие обучать его искусству и, через некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и полностью заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало специальной платы за обучение, которая составляла от трехсот до пятисот йен за каждый выученный прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (также, как и деньги) обучению и, прозанимавшись лично с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году ожидаемый диплом . Этот достаточно недолгий период его жизни самым значительным образом связан с созданием известного во всем мире айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о серьезной болезни отца и, оставив все свое состояние учителю Такэда, уезжает на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ проживает Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий громадным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы исцелить отца, Уэсиба решает нанести визит Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит настоящее потрясение на Уэсибу. Он возвращается на родину, но, приехав в Танабэ, к своей глубокой скорби узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный уходом самого близкого в мире человека, ощущая свое бессилие перед не знающей жалости смертью, Уэсиба уходит в себя и проводит время в горячих молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, он в конце концов, решает стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете с семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, целиком отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в том числе изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою давнишнюю мечту — создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких обличенных доверием адептов секты, сопровождает его в этом опасном путешествии по территории, на которой в то время бились друг с другом китайская и японская армии. Светлая миссия Дэгучи потерпела неудачу и ее участники, перенесшие много лишений и не один раз оказывавшиеся на пороге смерти, спаслись исключительно благодаря вмешательству правительства Японии.

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба снова посвящает себя упорным тренировкам, стараясь проникнуть в сущность будо. Именно тогда ему нанес визит один морской офицер — мастер , беседа с которым внезапно переросла в ссору и закончилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно бросился на Уэсибу, однако, ни один из его ударов не попал в цель. Полностью обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что ощущал каждый удар еще до того, как он был нанесен в реальности. Эта способность предугадывать и видеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда старавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему удивлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он ощутил некий мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до действия в реальности.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба неожиданно испытал ранее неизвестное ему чувство. На него снизошло просветление, и ему открылась сущность будо. Он не мог тронуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебет птиц и почувствовал способность разгадать даже замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы победить противника используя силу, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, радостно принять все сущее и помочь его расцвету. Он осознал, что практика будо в любом случае должна приводить к возвышению нас самих и окружающего нас мира. Это озарение полностью изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало отличает все японские боевые искусства, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Взяв в основу философии нового будо определение Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба закончил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он затем назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, популярность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ часто посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих почитателей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает преподавать искусство айкидо военной элите и представителям знати. Он периодически получает приглашения показать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, уже имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Одновременно, постоянного Додзе он в то время еще не имеет и вынужден арендовать залы в разных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стал визит в школу Уэсибы основателя дзюдо профессора Дзигаро Кано , который, резюмируя свои впечатления, сказал: «Вот мой идеал будо»,- и вскоре прислал несколько лучших своих учеников в Айки Додзе.

Весной 1931 года строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо подошло к концу. Оно получило название Кобукан . В то время количество постоянно живших в школе Уэсибы учеников — учидэши — было не более нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали серьезными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи тяжело выдерживали тренировочные нагрузки и место их тренировок вскоре получило известность как «Адское Додзе» в Ушигомэ».

Эти годы можно с полным основанием назвать периодом наибольшего расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется огромным авторитетом в сфере будо, его искусство признается всеми, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

С началом Второй Мировой войны большое количество талантливых учеников Уэсибы уходит в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому ненавистно мысль об использовании будо в военных целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится «Святыня Айки» и занимается будо и земледелием. Тренировки в токийском Центре проводит его сын Кисшомару — нынешний Дошу (Мастер Пути) и именно в это время название «айкидо» начинает использоваться в официальных документах.

Окончание войны и оккупация Японии породили запрет на занятия любыми видами боевых искусств, продлившийся примерно два года. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою работу и получает признание на государственном уровне. Министерство просвещения Японии обозначает айкидо в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа).

Начинается период возрождения и бурного шествия айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс международного интереса к айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году появляется Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Японии) свыше трех миллионов человек.

Основатель Айкидо

Морихей Уэсиба (1883-1969 гг.)

Он был младшим сыном зажиточного землевладельца. Мать Морихеи, Юки, происходила из благородного семейства Итокава. Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихей начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме Сингон.

Его учитель, священник Кобо Дайси, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихеи плаванию и сумо. В это время начинает проявляться его интерес и к боевым искусствам.

Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, уезжает в Токио. Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уэсиба Сокай». Его интерес к будо растет, и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден возвратиться в Танабэ. В Танабе Морихей окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды.

В 1902 году Морихей уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихей начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу.

В 1903 году Морихей был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке, в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королем солдат».

Через год, когда началась русско-японская война (1904-1905 гг.), он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. От пленных русских солдат он усвоил приёмы рукопашного боя (в России впоследствии названного самбо). Также в периоды затишья в военных действиях Морихей постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихей был демобилизован из армии и возвратился в Танабе. В это время отец Уесибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихеи. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзё. Именно здесь Морихей осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзо Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото.

В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами. В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили, и земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница, освоено производство древесины, он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев. Превращение тяжёлого физического труда в тренировочный процесс увлекло многих, и этот процесс дал ощутимые результаты, как для здоровья, так и для развития самого поселения.

В 1915 году произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда, который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни (этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо).

23 мая 1917 года Сиротаки был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихей вместе с другими переселенцами восстанавливал Сиротаки. Восемь лет жизни Морихей Уесиба посвятил освоению Хоккайдо. Известие о болезни отца Морихей получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихеи отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихей узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность учения Омотокийо — Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихеи решил посетить Дегучи. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихеи.

Отец Морихеи умер в январе 1920 года в возрасте 76 лет. Морихей тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, чтобы обрести мир в своей душе. Морихей глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. Морихей переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название «Академия Уесиба». Там он преподавал основы боевых искусств последователям Омотокийо.

К сожалению, в это время беды обрушились на Морихеи: он потерял обоих сыновей...

В течение первых лет пребывания Морихеи в Аябе программа обучения в Академии Уесибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Учиться приезжали даже многие военные моряки с базы Майдзуру. А в феврале 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название «Первый Инцидент Омото»). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихеи.

В следующие два года Морихей помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии. Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихеи к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство — и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то, что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихей принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей.

В это время Морихей увлекся изучением котодама — науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и физическим развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны.

В 1922 году Морихей назвал его «айки-буджитсу».

В 1924 году Омотокийо предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту — создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря прямому вмешательству японского правительства. Эти события стало серьезным испытанием для Морихеи и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихей пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако всё воспринималось не так, как прежде. Он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение, например, под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии. Эта способность предвидеть впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия. Открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихей учился осознанно применять ее в своих занятиях «айки-буджитсу».

Именно в это время ему нанес визит один морской офицер — эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю, а основатель современного айкидо спокойно объяснил ему, что чувствовал каждый удар еще до того, как он был нанесен в действительности. Сразу после поединка Морихей пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем несравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо.

Морихей решил изменить название «айки-буджитсу» на «айки-будо». С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон.

Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такесита Морихей поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихей прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такесита вновь пригласил Морихеи в Токио. На этот раз Морихей преподавал в Имперском суде, Министерстве внутренних дел, обучал военных, морских офицеров и финансистов.

Получив следующее приглашение адмирала Такесита в феврале 1927 года, Морихей не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихей решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В 1930 году Морихей поселился в районе Вакамацу и начал строительство нового додзо. Именно там его посетил Дзигоро Кано — основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это — идеал будо».

В этом же году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие — это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзо, чтобы посрамить Морихеи. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации генерал-майора, Морихей стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название «Кобукан».

Следующие несколько лет Морихей был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё.

В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом — кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан, среди них Кийоси Накамура.

В 1933 году Морихеи стал его президентом «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в мае 1933 года открылся додзо Такеда — постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихей стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища — айкидо «союза духа, разума и тела» привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихей в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихей стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такесита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая.

Именно с этого времени в употребление вошло название «айкидо»

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив Киссёмару Уэсиба (сыну) ответственность за додзо в Вакамацу. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

Будучи в Иваме Морихей начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзё, ныне известный как «Додзё Ибараги», был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихей лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзо, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам — треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. "Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это — основа айкидо«,- объяснял Морихеи.

Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзо Кобукан не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихей верил в свое детище, и упорно трудился, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

Начиная с 1950 года Морихей снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихеи приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является Любовь. Первый иероглиф в названии «ай» — гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихеи сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзё Айкидо».

В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в Токио. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихей всегда был против публичных демонстраций, но тогда он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстранции ради дальнейшего развития айкидо.

1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях и правительственных учреждениях.

С возрастом Морихей стал все меньше заниматься делами Айкикая, тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года был снят фильм о Морихеи — «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

1960 году император Хирохито наградил Морихеи орденом Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кин-носуко Огава и Сейдзи Мосида.

28 февраля 1961 года Морихей посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить „серебряный мост“. До сих пор я трудился в Японии, создавая „золотой мост“ для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

В 1964 году Морихей получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихеи использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя. Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихеи на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихей провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихеи посетил празднование Нового года в Главном Додзо. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось, будто бы физическое тело уходило в другой мир. Морихей тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов.

Церемония прощания с Основателем Айкидо началась
в Главном Додзо 1 мая в 19 часов 10 минут.
В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито.
Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабе.

Использован материал
Кисёмару Уэсиба

После смерти основателя школу возглавил его сын Киссёмару Уэсиба (1921-1999).
В настоящее время школу возглавляет внук О`Cэнсэя — Моритеру Уэсиба