Лошадиный язык. Конспекты занятий в детском саду. Титулы, награды и премии

Биргит Штуц - золотой сертифицированный тренер по системе Криса Ирвина. Большая часть ее работы проводится на собственном ранчо, где Биргит занимается обучением верховой езде, дает уроки и мастер-классы по работе с лошадьми, организует конные лагеря для детей и взрослых, а также проводит стажировки для студентов. Цель ее работы - улучшить взаимопонимание между хозяевами и их питомцами не только через обучение навыкам верховой езды, но и через понимание психологии лошади и языка ее жестов.

Лошади - животные социальные. Будучи в табуне, они постоянно взаимодействуют с другими через невербальную систему коммуникаций, состоящую из звуков, жестов, телодвижений и запахов. Естественно, они не используют слов. Да и вообще большого количества звуков они не используют. Но если понаблюдать за тем, как лошади взаимодействуют друг с другом и с людьми, то можно заметить, что язык жестов и телодвижений - их основной способ общения.

Начиная обучение новой лошади (одной ли из моих, или переданной мне для тренировки), я отпускаю ее на волю в «бочке». Наблюдение за свободной от уздечки и любых веревок лошадью позволяет мне понять ее характер. Спокойная ли это лошадь, энергичная ли или что-то среднее? Дружелюбно ли она относится к людям? Относится ли к человеку с уважением? Или она боится людей, или ведет себя грубо и нагло? Различные характеры требуют разного подхода. Вы можете подумать, что умение понимать конский язык нужно только тем, кто их тренирует - и, коль скоро вы сами не беретесь за эти задачи, то и тратить время на изучение этого «языка» не стоит. Но каждый раз, когда вы оказываетесь рядом с лошадью (своей ли собственной, чужой ли) - вы ее учите чему-то (хорошему или же плохому). Понимание того, что лошадь хочет сказать, способно намного улучшить качество ваших взаимоотношений.

Самый очевидный сигнал - это лошадиная стать. Легко отличить высоко задранную голову возбужденной лошади от средней посадки или опущенной головы лошади спокойной. После этого я начинаю «чтение» с хвоста, перехожу к крупу, животу, плечам и завершаю шеей и головой.

Хвост лошади может передавать шесть разных настроений. Спокойная и расслабленная лошадь может слегка помахивать хвостом. Если лошадь активно размахивает хвостом - она раздражена. Если она сильно крутит и вертит хвостом - это признак враждебности. Хвост, отставленный или поднятый вверх означает, что лошадь возбуждена и чувствует себя хорошо («Давай поиграем!») - это можно часто увидеть у жизнерадостных по характеру лошадей. Испытывая страх, лошадь (как и многие другие животные) прячет хвост между ног.

После этого смотрим на круп и задние ноги. Выдвинуты ли они в мою сторону вызывающе или вежливо отставлены? Выгнут ли живот ко мне, а ребра жмутся в мою сторону, или же средняя часть лошади учтиво отодвинута? Демонстрирует ли лошадь наглость, напирая плечом на мое личное пространство?

Большинство людей полагает, что голова лошади наиболее выразительна. Если вы хотите понять, что на уме у вашей лошади, то посмотрите внимательно на положение головы и движения, которые лошадь ею совершает.

Если она задирает нос - она не признает мое право руководить ею. Враждебность проявляется в мотании головой из стороны в сторону. Если лошадь трясет шеей из стороны в сторону - это хороший знак, она разминает затекшую шею. Зеванием лошадь избавляется от излишнего напряжения (и это тоже хорошо). Так же лошадь может кланяться, однако есть несколько различных типов поклонов, и не все из них являются проявлением доверия и уважения. Если лошадь склонила голову, но немедленно же ее задирает высоко, то повиновение основано на страхе. Если она склонила голову низко и не поднимает ее, облизывая губы, моргая и шевеля ушами, или поднимает после поклона на средний уровень - она подчиняется из уважения и доверяет вам. Но если она наклоняет голову и не поднимает, а рот при этом плотно сжат, глаза широко раскрыты, уши напряжены - она угрюма и обижена (возможно, слишко сильно была заезжена).

Уши могут многое рассказать о настроении лошади. Ушами лошади управляют 16 мышц, поэтому они могут двигаться во всевозможных направлениях независимо друг от друга. У лошадей прекрасный слух, и уши обычно направлены туда, куда направлено внимание лошади. Уши, стоящие торчком и развернутые вперед («навострив уши») говорят о любопытстве и внимании к происходящему. Если уши двигаются вперед-назад, то это часто значит, что лошадь чувствует неуверенность. Обвисшие уши - признак сонливости или нездоровья. Если лошадь сильно прижимает уши к голове (направляя назад), это говорит о страхе или гневе (это связанные эмоции). Если вы работаете с малознакомой лошадью, а она таким образом прижимает уши - будьте осторожны, лошадь может быть рассержена или испугана чем-то и может лягнуть или укусить. Прижатые назад уши так же могут быть признаком того, что другая лошадь подошла слишком близко и это вызывало недовольство.

Если лошадь убирает уши назад (кончиками ушей к наезднику) - это признак сопротивления. Во время езды причины могут быть разные: возможно, ее заставляют делать что-то сложное или то, что ей не нравится; возможно, лошадь чувствует неудобство из-за неподходящего седла, уздечки, железа во рту, жестких рук наездника. Может быть и такое, что у лошади болит спина или зубы. Если уши просто развернуты назад, но не прижаты и не опущены, то это говорит о том, что лошадь старается и ее внимание сосредоточено на всаднике.

Мимика лошади более сложна для человеческого понимания. Плотно сжатый рот говорит о страхе или тревоге. Если лошадь делает ртом жевательные движения и облизывает губы - она просто о чем-то думает и чувствует себя спокойно.

Сморщенный нос выдает раздражение и недовольство. Если лошадь собирается укусить - она открывает рот и обычно оскаливает зубы. У жеребят похожее означает, напротив, готовность подчиниться. Вытянутый нос с чуть приоткрытым ртом показывает желание холить другую лошадь, вы могли заметить это выражение в то время, когда сами ее чистите. Стоит найти зудящее место, как нос вытянется вместе с шеей, а нижняя губа будет подобрана.

То, что я здесь перечислила - это только небольшая часть «лошадиного языка». Наблюдение за тем, как лошади общаются между собой, чтение соответсвующей литературы и просмотр обучающих видео может открыть вам многое об их естественных способах коммуникации. Понимание того, что лошадь пытается донести до нас, и адекватная реакция на это не только подарят вашему общению новую глубину, но и сделают его более безопасным.

«Язык» лошади

Лошадь, точно так же, как и человек, способна общаться. Наблюдая за ее поведением, легко понять и ее «язык». Если уши лошади стоят торчком, глаза внимательно смотрят на человека или другой обьект, то животное заинтересовано происходящим, отвлечено. Когда уши плотно прижаты к голове, глаз злобно косит на вас или другую лошадь, тело животного напряжено, как струна, - ждите «разборок» - лошади что-то не понравилось. Лучше всего, если лошадь не отвлекается на посторонние предметы, животных, а полностью готова ответить на любое ваше действие. Такое «рабочее» настроение можно определить по свободно движущимся ушам, спокойному и ровному шагу, взгляду вперёд и полному послушанию.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Думай! 2 автора МакРоберт Стюарт

2. Язык тренировок Отказ - это именно та больная точка бодибилдинга, в которой сходятся ваша воля, желание вопреки всему добиться результата, сила эмоциональной мотивации и конкретные обстоятельства жизни, которые и не оставить вам энергии на интенсивный тренинг.Тот, кто

Из книги Уроки верховой езды автора Ливанова Татьяна К

Подход к лошади Подходите к лошади с левой стороны, негромко разговаривая с ней или посвистывая, Надевайте недоуздок или уздечку (рис. 2, 3, а, б) без резких движений, но смело и уверенно, не давая лошади вырвать голову из ваших

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

Мытьё лошади В теплое время года лошадь можно купать (температура воды - не ниже 20 градусов, а дно водоёма должно быть плотным, без водорослей). Если нет условий для купания, то просто подогрейте воду в ведре и ополосните животное.В дождливую погоду конечности и живот

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Из книги Секретные техники Тайцзи-цюань стиля Чэнь автора Цзячжэнь Чэнь

Из книги Учебник верховой езды автора Мюзелер Вильгельм

Из книги По морде? автора Гриффин Форрест

Язык тайцзи-цюаня Краткий словарь встречающихся терминов Атака, атаковать гун; цзиньгун; цзиньцзи; гунцзи (и др.)Бинтование (скрещение ног, рук) го.Ведение и привлечение (одно из древних наименований цигуна) даоинь.Вздрагивание доу.Взмывающая пустота (пустота рук при

Из книги На благо лошадей. Очерки иппические автора Урнов Дмитрий Михайлович

Подготовка лошади Лошадь очень добронравна, доверчива и более чутка, чем принято думать. Она очень восприимчива к ласкам, обладает исключительной памятью и остро выраженным чувством пространства. Она очень быстро приобретает привычки, рефлексы, которые сохраняет долгое

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Бойцовский язык, который тебе следует знать (в противном случае пусть Бог будет к тебе милосерден, недоносок)Геймнесс: желание продолжать бой; везде, в любое время, и даже подсознательно ты знаешь, что можешь победить. Это удивительное слово появилось в процессе

Материал:

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

- Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

- Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

- Кукарек-ку,

- Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

- Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

- Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

- Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

- Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

«Мои песни» .

Мирное, уютное житье.

Вечное призвание мое.

Не нарушу клятву я свою.

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1.

2.

3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер в старшей и подготовительной группе на тему:

« Знакомство с творчеством татарского писателя М. Джалиля»

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

«Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан « Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.


Природой устроено так, что лошадь не умеет мурлыкать, вилять хвостом, чтобы выразить свои чувства и свое настроение. Однако, если часто общаться с лошадью, быть внимательным и чутким, можно научиться понимать лошадиный язык. Несмотря на то, что лошадь - большое животное, ее легко обидеть и напугать, поэтому в общении нужно быть очень осторожными и аккуратными. Перед тем, как приступать к верховой езде, следует изучить повадки лошадей , чтобы избежать неожиданностей.

Известно, что лошади во избежание конфликтов с другими существами, будь то человек или другое животное, опираются в основном на зрительное восприятие. Свое настроение и отношение они проявляют положением ушей, телодвижением, мимикой. Однако иногда лошадь просто совершает какие-то движения инстинктивно, ничего не желая сказать человеку. Так, например, прижимать уши лошадь может из-за того, что боится, с целью защитить нежный ушной хрящ, тревожно поднимает голову просто из попытки осмотреть пространство на наличие опасности.

Лошадь издает характерные звуковые сигналы, например, храпение или фырканье. Если лошадь фыркает (резко выдыхает воздух через нос), смотря на кого-то или что-то, значит она не уверена, что этому можно доверять, чувствует опасность. Если опасность миновала, то животное расслабляется. Храпение чем-то похоже на фырканье, только без вибрирующего звука. Так обычно лошади встречают друг друга, распознавая, друзья они или нет.

Так называемое "гугуканье", которое издается с помощью голосовых связок с закрытым ртом. Обычно это означает, что лошадь рада видеть Вас и таким образом приветствует. Кроме того, лошади-мамы часто используют гугуканье (более нежное) для того, чтобы подозвать жеребенка.

Еще одним звуком, который издает лошадь, является визг. Он может быть громким и коротким, а может быть достаточно продолжительным. Если человек принуждает животное к чему-то, грубо с ним обращается, лошадь начинает громко визжать, отступая. В любом случае - визг это ответная защитная реакция.

Кричат лошади обычно только, когда агрессивно настроены. От домашних лошадей услышать крик можно очень редко. Когда происходит стычка двух лошадей, они рычат и кричат друг на друга, при этом подключая укусы и лягание.

Условные знаки

Для того, чтобы как можно лучше понимать лошадей, Вы должны не только думать и действовать, как она, Вы должны на какое-то время "стать лошадью", попробовать посмотреть на мир глазами животного. Уши могут многое сказать о настроении лошади: если они находятся в положении между вертикальным и прижатым, значить животное полностью расслаблено и не тревожится, более того она слушает Вас. Если разговаривать с лошадью во время верховой езды, она будет держать уши наполовину развернутыми к Вам, то есть улавливать Ваши слова и интонацию. Прижатые уши - первый знак того, что лошадь злится.

Кожа лошади тоже умеет "разговаривать". В том случае, если Вы трогаете болезненный участок кожи, то лошадь подергивает им, вздрагивает, тем самым давая понять Вам, что ей неприятно. Мышцы также говорят о настрое лошади: из того, какая группа мышц напряжена, можно судить, какая часть тела будет реагировать следующей. Так, к примеру, напряженная спина говорит о том, что лошадь собирается взбрыкнуть.

Что касается лошадиного хвоста, то он, конечно, не совершает не такие выразительные движения, как хвост кошки или собаки, однако можно вполне научиться его "читать". Хвост для лошади - это очень полезный инструмент, который позволяет ей защищаться от назойливых кровососущих насекомых. В том случае, если лошадь чувствует дискомфорт, она машет хвостом не вправо-влево, а вверх-вниз - это своеобразный защитный и предупреждающий сигнал того, что лошадь может ударить задними ногами. Хвост, прижатый к телу, может являться признаком плохого самочувствия или страха.

Понять, в каком настроении находится лошадь, можно по губам: если у нее слегка отвисает нижняя губа, значит животное находится в очень расслабленном состоянии. Когда лошадь облизывает губы, но при этом Вы знаете, что пищу она не принимала, это явный признак послушания и готовности Вам подчиниться. Если же лошадь скалит зубы, то тут не нужно долго гадать - она раздражена и сердита. Шевеление верхней губой - сигнал того, что лошадь симпатизирует Вам, Вы ей нравитесь.

Ноги лошади тоже могут о многом рассказать. Например, если лошадь поднимает заднюю ногу, это знак того, что в любой момент Вы можете получить удар копытом, поэтому будьте осторожны.

Я не эксперт в этом вопросе, но думаю, что язык тела – самая важная вещь, которую мы можем изучить для общения с лошадью. Они – очень честные и прямые коммуникаторы и мы должны приложить усилия, чтобы понять их. Отказ от этого часто вызывает проблемы между лошадью и человеком: к тому времени, когда животное отбивает или кусает, оно обычно даёт несколько более лёгких знаков о своих чувствах, которые проходят совершенно незамеченными со стороны человека. Очень часто произошедший инцидент начинают описывать со слов: “Я не знаю, ЧТО произошло…”

Наблюдение за лошадьми и другими людьми может помочь вам получить еще более ясное понимание. Я уверена, изучение языка тела лошадей – одна из тех вещей, на которую можно потратить оставшуюся жизнь и всё ещё не изучить до конца, так как это сложная тема, имеющая множество нюансов. Несмотря на это, я очень старалась сделать материал дружественным и лёгким для понимания.

Представьтесь

Вы когда-нибудь подходили к незнакомцу на улице, восторженно обнимали его и целовали в щёку? Конечно нет! Это смешно, но примерно так мы делаем, когда идём прямо к лошади, вторгаемся в её личное пространство и начинаем гладить.

Лошади довольно терпимы к “отсутствию манер” с нашей стороны, но это не повод так делать. Почти все лошади (за редкими исключениями) любят внимание людей, но даже они предпочли бы, чтобы их сначала спросили. Это достаточно легко сделать: просто подойдите к лошади и дайте ей возможность изучить вас (протяните руку, ладонью вниз или сжатую в кулак, это имитирует движение лошадей при знакомстве). Вот и все!

Личное пространство

Вы замечали, что у всех людей, есть различные границы личного пространства? Некоторые люди рады стоять на расстоянии в несколько футов при разговоре, в то время как другие чувствуют потребность стоять близко. Лошади в этом похожи на нас. У нашей Рины ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ личное пространство, в то время как Тая, не волнуется, когда люди или ее приятели по пастбищу подходят близко. Размер личного пространства нельзя рассматривать с позиции правильно – неправильно или думать, что это проблема обучения; это – больше вопрос индивидуальности, который нужно обязательно знать.

Основы языка тела

Лошади воспринимают большую часть информации при помощи зрения (мы – слуха), передавая множество мыслей и чувств посредством языка тела. Так же, как мы используем разные параметры голоса при общении (громкость, интонацию и т.д.), так и лошади используют различные уровни языка тела. В коммуникации могут участвовать одни или две части тела, например, голова и уши; для более решительных сигналов – несколько областей сразу, например, уши, нос и голова; и эквивалент лошадиного крика – например, зажатые назад уши, сморщенный нос, быстрое движение хвоста и движение головы назад и в сторону, чтобы указать на чрезвычайный гнев (последняя группа знаков часто предшествует укусу или удару ноги – см. фото ниже).

Лошадиный возглас (крик)

Вы не слушали то, что я сказал,

и Вы не слушали то, что я сказал,

Тааааак…..

ТЕПЕРЬ ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ?!

Уши

Направление ушей лошади, соединённое с другим языком тела, может показать, что она думает или чувствует, куда направлено её внимание.

Направлены вперёд «домиком» – тревога или бодрствующее состояние. Может указывать на интерес к объекту или звуку; любопытство и/или приближающаяся радость (смотрят, когда вы приближаетесь).

Немного обвислые – дремота, расслабленность и/или счастье.

Отведены назад – слушает, сосредоточена на чём-то позади себя (голова при этом в обычном положении) или сконцентрирована (голова немного наклонена вниз). Это то же самое, если бы наморщили лоб при сильной концентрации.

Зажаты назад – раздражение или гнев. Если лошадь слегка раздражена, то она может зажать уши назад буквально на секунду (это обычно сопровождается движением назад и немного в сторону) прежде, чем снова направить их вперёд. Если лошадь очень сердита, то ушу будут почти вжаты в гриву.

Разная направленность (оба уха направлены в разные стороны) – неуверенность, замешательство или слушает в двух направлениях сразу.

Резкое движение ухом – подтверждение (например, когда одно ухо резко поворачивается к вам и сразу возвращается к предыдущему положению; я сравниваю это с нашим “угу”).

Смещение ушей за предметом

Обратите внимание на изменение направления ушей Беллы, когда я помещаю дождевик на ее спину. Она все еще сосредоточена мне и в то же время уделяет внимание дождевику о чём говорит лёгкий наклон головы кобылы на правом фото.

Расслабленный (L) – Счастливый (R)

Леди дремлет (L), а Тень стала почти косоглазой от экстаза (R).

Спокойный (L) – Рассерженный (R)

Лошадь слева дремлет и/или слушает что-то позади себя. А вот пони справа явно чем-то рассержен (обратите внимание на зажатые ноздри и положение ушей). Возможно, что любая попытка контакта с этим малышом привела бы к укусу.

Стоячие (L) – Развернутые (R)

Это – Чемпион. Он очень любопытен и хочет познакомиться с «новым существом». На первом фото он уверенно знакомится с кроликом: его уши направлены вперёд, нос и ноздри не зажаты, шея выгнута. Но Чемпион был не так уверен при знакомстве с поросёнком на фото справа: обратите внимание на положение его ушей, указывающее на неуверенность, прямую шею и немного задранную вверх голову. Его неуверенность вполне оправдана – поросенок громко визжал прямо у морды коня и в результате Чемпион поспешно отступил в безопасное укрытие позади Леди.

Представление сверху – Резкое движение уха (L) и Гнев (R)

Фотография на левом фото показывает резкое движение уха (ответ на движение или звук). Положение ушей на фото справа указывает на гнев или чрезвычайное раздражение.

Глаза

У лошади красивые глаза, когда она спокойна, кажется, что в них отражается умиротворение всего мира.

Линия беспокойства – серия морщин, появляющаяся выше глаза, когда лошадь волнуется (очевидно), чувствуют неудобство, боль или обеспокоена. Часто это самый первый знак, который лошадь покажет из всего языка тела.

Видны белки глаза – страх, тревога (сопровождается расширяющимися ноздрями, уши указывают на источник тревоги или крутятся в разные стороны, голова поднята вверх), гнев (сопровождается зажатыми ноздрями, прижатыми ушами, опущенной и/или наклонённой головой, поджатым подбородком).

ПРИМЕЧАНИЕ: Лошади используют верхнюю часть глаза, чтобы видеть вдали и нижнюю часть, чтобы видеть объекты рядом.

Напуганный (L) – Обеспокоенный (R)

Обе лошади на фото демонстрируют складки над глазом, говорящем о беспокойстве. Но у лошади слева положение головы так же указывает на страх, в то время, как у лошади справа подбородок подтянут к груди, указывая на дистресс (страдание).

Аппалуза (L) и Испуг (R)

Важно отметить, что обе лошади на этих фотографиях демонстрируют белки глаз, но только лошадь справа боится. Хотя склера (белая часть) глаза аппалузы слева видна, лошадь при этом не испытывает страха. Это – особенность породы. Правда она действительно кажется несколько обеспокоенной фотографом (обратите внимание на положение ушей, говорящем о беспокойстве и морщинки над глазом).

Нос

Нос – вторичный знак, почти всегда соединяемый с другим языком тела. Чем более нос зажат, тем более интенсивно чувство и более явные морщины появляются позади ноздрей.

Расширенные ноздри – тревога, испуг, после работы или при присутствии сильного/необычного запаха.

Зажатый (сморщенный) – гнев, боль или очень серьезное занятие.

Вытягивание – я назвала это “Конский Экстаз” и считаю его визуальной версией нашего восхищенного «Ахххх!», такая форма носа показывает высшую степень восхищения.

Зажатый нос – Обычный нос

Зажатый нос (грязный слева) иногда бывает обнаружить труднее, чем другие знаки лошадиного языка (обратите внимание на крошечную морщинку, которая появляется за ноздрями).

Вытянутая губа – Заострённая губа

Я заметила, что выражение восхищения связано у лошади с уникальными выражениями на их морде. Если вы внимательно посмотрите на фотографию Рины слева, то заметите выпячивание верхней губы. Это указывает на удовольствие.

А теперь обратите внимание на фотографию Таи справа. Её нос и даже подбородок слегка удлинись, показывая состояние абсолютного счастья.

Чемпион в конском экстазе

Он чувствует себя очень хорошо!

Раздражение

Мало того, что ноздри этой лошади зажаты, она, кажется, скрипит зубами. Очевидно, что кто-то сегодня сильно действовал ей на нервы (обратите внимание на морщинку позади ноздрей и дополнительные морщины вокруг рта).

Голова и Шея

Голова и шея имеют тенденцию работать синхронно, потому они соединены в одном разделе

Шея в форме арки – колебание, любопытство, лёгкая тревога (новый объект / новая лошадь), ожидание, волнение или флирт (жеребца к кобыле).

Высоко поднята (вне нормального положения) – Страх/тревога или чрезвычайное возбуждение; высоко поднятая голова так же, как зажатый хвост, может указывать на близость удара задом, если у лошади нет возможности отбежать на безопасное расстояние.

Голова наклонена (уши заложены назад) – очень сердитая лошадь, обычно это равносильно заявлению – «оставляет меня одного».

Наклоненная голова – лошадь размышляет (уши развёрнуты); просьба (голова немного наклонена, уши развернуты).

Голова вниз/Подбородок подтянут – Гнев/агрессия (обращайте внимание на глаза и положение ушей), просит разрешения войти в пространство другой лошади или человека (взволнованный взгляд, уши развернуты). Последнее поведение часто принимается за агрессию.

Арка

Белла (L) в ожидании удовольствия от поцелуя (обратите внимание на положение уха в сторону фотографа); лошадь справа немного встревожена, но ей любопытно то, что находится в ведре.

Удивленный (L) – Напуганный (R) – глаза, ноздри, уши, голова.

У этих лошадей расширены ноздри и видны белки глаз, указывая на тревогу. Но обратите внимание на уши и положение головы. Лошади слева все еще любопытен предмет, который она увидела, тогда как уши лошади справа и положение её головы указывают на более интенсивную степень тревоги. Лошадь справа, скорее всего, убежит или отобьёт задом, если источник её испуга не будет удален.

Запаниковать или не запаниковать? Часто вы именно тот, кто даст лошади ответ на этот вопрос.

Эта лошадь была напугана чем-то поблизости и, скорее всего, перейдёт в состояние полной паники, так как привязана. К сожалению, Peter Pinhead (L) решил броситься вперёд и схватиться за корду, чем только сильнее напугал лошадь. После этого лошадь бросилась назад почти в сидячее положение и отчаянно боролась с привязью.

Просьба

Я думаю, довольно очевидно, что эта лошадь просит лакомство у человека. Уши лошади развернуты, нос спокоен, а голова слегка наклонена. Не это ли самое сладкое выражение?

Голова на бок и зажатая челюсть

Лошадь слева чётко даёт понять, что это сено ЕЁ. Лошадь справа явно сердита на фотографа и всех на свете (обратите внимание на прижатые уши, зажатые ноздри и выраженные белки глаз). Эта лошадь скорее всего будет агрессивна к любому подошедшему к ней.

Опущенная голова и битьё ногой может быть предшественником большой проблемы

Битьё передней ногой обычно указывает на возрастающую нервозность, раздражение или нетерпение. Эта лошадь хотела, чтобы кто-то забрал её оттуда прямо в эту минуту. Поскольку никто не пришёл на помощь – конь лёг на пол и стал кататься (ещё одна вариация конского «крика») в отчаянной попытке заставить кого-то слушать его.

Хвост

Кроме помощи в борьбе с мухами, хвост лошади является неотъемлемой частью её языка тела и обычно используется, чтобы показать какое-то очень сильное чувство.

Лошадь может бить (стегать) хвостом, если очень сердита или чрезвычайно счастлива.

Поднятый – чрезвычайный страх (при беге) или чрезвычайное восхищение (во время игры). *

Зажатый – испуг (обычно предшествует удару) или когда лошадь замёрзла/промокла.

* У некоторых пород от рождения более высокий постав хвоста

Обычный (L) – Зажатый (R)

У лошади обычно есть небольшое пространство под хвостом (L). У лошади справа хвост поджат из-за холода (такого положения следует опасаться – оно является так же предшественником удара ногой).

Сравнение положения хвоста

Обе эти лошади бегут с приподнятым хвостом, но у лошади справа он поднят гораздо выше. Я могу предположить, что лошадь справа – аравиец.

Как высокого может быть поднят хвост?

Эта фотография показывает лошадь с полностью поднятым хвостом (он почти лежит у неё на спине). Так делают две наши лошади: Тень (теннесийская) и Белла (аравиец).

Важно читать все сигналы в целом!

Смотря на фотографию выше, обратите внимание на зажатые уши, сжатые ноздри и подбородок. Легко понять, смотря на эти признаки, что лошадь сердита. А если ко всей картине добавить хвост в качестве восклицательного знака, то станет ясно – эта лошадь не просто сердита, она в ярости.

Социальные ситуации

Клацанье ртом

Это инстинктивное социальное поведение, являющееся врождённым у всех жеребят. Когда жеребёнок сталкивается с чем-то больше себя (или, когда другая лошадь проявляет агрессию в его сторону, как лошадь слева), жеребенок вытягивает шею и несколько раз подряд открывает и закрывает рот, клацая зубами. Он как бы говорит: «Пожалуйста, не причиняйте мне вреда, вы – босс».

Визг и удар

Когда две лошади встречаются, то они касаются носов друг друга и затем решают кто из них главный (обычно это более уверенная в себе лошадь). Она взвизгивает и ударяет передней ногой (или обеими ногами) для установления своего превосходства. На фото такой лошадью является Рина, которая недвусмысленно сообщает Корице, что здесь она – главная. Такое поведение Рины подорвало уверенность Корицы (обратите внимание на положение её ушей).

Соседство

У лошадей может быть очень твёрдое мнение о других. Несмотря на стену, разделяющую этих двоих, лошади слева явно НЕ нравится её сосед.

Во время работы

Сосредоточенный: уши и голова

Обе эти лошади сосредоточены на человеке. Их подбородки немного притянуты к груди, одно ухо отведено назад, говоря о концентрации, а второе – направлено на человека, дающего указания.

Обеспокоенный, но внимательный: уши и голова

Эти две лошади всё ещё пытаются слушать всадника, несмотря на очевидный дистресс (страдания). Конь слева явно страдает от боли или дискомфорта (обратите внимание на положение головы и глаза), конь справа находится в панике (так же обратите внимание на положение головы, расширенные ноздри и белки глаз).

Оцепенение

Эта лошадь полностью отвлечена чем-то справа от неё. Её обучение будет проходить намного лучше, если сначала устранить состояние оцепенения, в которое она впала.