Подвижная игра гонка мячей. Подвижные игры для развития навыка ловли и передачи мяча. Вариант игры - “Кот идет!”

Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Правила

1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу.

2. Мяч разрешается только перебрасывать.

3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.


Игра "Гонка мячей"

Указания к проведению

Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8-10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Ему нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется - сделать шаг вперед или присесть.

Вариант 1

Дети встают в круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие, они берут мячи и по сигналу бросают их один в правую, другой в левую сторону по кругу игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Побеждает команда, у которой мяч быстрее вернется к ведущему.

Вариант 2

Участники игры встают по кругу на расстоянии шага один от другого и рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие. Они берут мячи и по сигналу бегут в противоположные стороны за кругом. Обежав круг, встают на свое место, быстро передают мяч игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Игра продолжается.

Побеждает команда, игроки которой первыми пробегут с мячом по кругу и меньше уронят мячей.



Вариант игры "Гонка мячей"

Правила

1. Играющему разрешается передавать мяч игроку своей команды, только когда он встанет на свое место.

2. Мяч игроки друг другу должны перебрасывать.

3. Бежать разрешается только за кругом.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"
Художники Е. Н. Рудько, И. С. Слуцнер


МАРИАННА ЛЫНСКАЯ

СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Комплексы упражнений

для преодоления артикуляционной апраксии

у детей

ПАРАДИГМА

Лынская М.И.

Л88 Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:

Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. - М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 28 с.
ISBN 978-5-4214-0040-0
Методическое пособие включает в себя обоснование и описание авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики. Тематическое планирование позволяет включать комплексы в групповые и индивидуальные занятия в дошкольных учреждениях. Упражнения, представленные в книге, направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата , речевого дыхания в игровой форме, без использования зеркала (что особенно важно для детей с аутизмом), с опорой на базовые виды чувствительности. Пособие может использоваться родителями и логопедами, работающими с детьми, имеющими алалию, разные формы детского церебрального паралича и нарушения поведения.

УДК 376.1

ББК 743

ISBN 978-5-4214-0040-0 © Лынская М.И., 2015

© ПАРАДИГМА, 2015

© Оформление. ПАРАДИГМА,2015

Организация проведения занятий5

Комплекс упражнений № 1 «Морская прогулка»11

Комплекс упражнений № 2 «Овощи и фрукты»12

Комплекс упражнений № 3 «Техномир»13

Комплекс упражнений № 4 «Сказочный мир»14

Комплекс упражнений № 5 «Ароматный мир»15

Комплекс упражнений № 6 «Что из чего?»16

Комплекс упражнений № 7 «Путешествие в лес»17

Комплекс упражнений № 8 «Поездка в деревню»18

Комплекс упражнений № 9 «Поварское дело»19

Комплекс упражнений № 10 «Лечебное дело»20

Комплекс упражнений № 11 «Комната страха»21

Комплекс упражнений № 12 «Домашний очаг»22

Комплекс упражнений № 13 «Цветные сны»23

Комплекс упражнений № 14 «Вспоминая традиции»24

Комплекс упражнений № 15 «Феи и пираты»25

Комплекс упражнений № 16 «Среда обитания»26

ВВЕДЕНИЕ
Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для детей с алалией с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям младшего дошкольного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей более старшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения. Мы предлагаем систему упражнений, направленных в первую очередь на преодоление апраксии. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых), постепенно переходя к самостоятельному выполнению.

В пособии предлагаются комплексы игровых артикуляционных упражнений, представленных на основе тематического планирования с использованием продуманной системы визуализации, сенсорной интеграции, куклотерапии и сказкотерапии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ
Описанные комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями, т.к. при неоднократном повторении каждого упражнения на один комплекс уходит до 30 минут. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для подготовки к школе, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы , интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использованием данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению навыками письма и чтения.

Развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус; кроме того, сенсорный поднос становится игровым ландшафтом во время проведения сказкотерапевтического массажа;

Ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);

Развить чувство эстетики и художественный вкус;

Обеспечить интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятия.

Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов), на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса. Пример одного из таких подносов представлен на обложке книги.

Перед началом каждого занятия ребенок должен получить «питание» в рамках индивидуальной «сенсорной диеты»

(сенсорная диета – сбалансированная деятельность, способствующая получению ребенком разнообразных сенсорных стимулов н развитию адаптивных ответов нервной системы на сенсорные стимулы). Эти мероприятия могут включать в себя:

-- прием одного стакана воды , либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений (фруктового сока, ароматного чая и т.п.), в т.ч. с использованием бутылочки с соской;

Жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков и пр.;

Висение на руках или принятие положения вверх ногами;

Массаж языка и щек, чистка зубов с помощью виброщетки;

- «тактильный ввод», выполняемый родителями, тьютором и пр. в виде поглаживания/растирания рук, спины, щек, головы разнообразными мочалками, массажерами, кистями для макияжа и пр.

Ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения с помощью подобранных индивидуально эфирных масел.

Предлагаемые комплексы взрослый может демонстрировать детям от лица перчаточный куклы (герой выбирается в соответствии с тематикой комплекса), создавая дополнительную мотивацию к занятиям.

Для детей, начиная с 4 лет, каждое упражнение необходимо выполнять более 3 раз, лучше используя дополнительную визуализацию в виде песочных часов, игрового кубика (например, «сделаем столько раз, сколько точек покажет кубик» или «будем выполнять, пока сыпется песок»). Также игровыми приемами для обеспечения нужного количества повторений упражнений могут стать:

Найти деревянные и т.п. цифры в сенсорных коробках (контейнерах с различными наполнителями). Найденная цифра означает количество повторений;

Повторить упражнение нужное количество раз, соответствующее цифре, написанной на ракушке, камне, яблоке и др. природном материале, находящемся в непрозрачно мешочке. Задача ребенка - достать предмет, узнать и выполнить упражнение;

Выловить шарик для настольного тенниса с помощью столовой ложки из воды, на шарике предварительно перманентным маркером написана цифра, обозначающая количество повторений;


    использовать «пальцеход»: нажимать пальцем на пуговицу в ряду нашитых на лоскуток ткани ; ракушку, наклеенную на картон и т.п.: выполнять упражнение столько раз, сколько элементов в «пальцеходе».
Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций используется визуализированная система поощрений и порицания. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

Зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);

Желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);

Красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр.; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.

Получение зеленой карточки также означает получение конфеты/любого другого лакомства. Получение желтой - половина лакомства, невозможность сделать его выбор, а предложение жестко регламентированного вида. Получение красной - отсутствие лакомства. Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка» .

Каждое занятие начинается и заканчивается коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик, покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...».

До начала занятия родителем или логопедом проводится классический массаж лицевой и артикуляционной мускулатуры. Последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу. Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы , по месту прикрепления мышц. Если логопедом определена необходимость расслабления мышц, то движения должны быть глубокими и медленными; если необходимо тонизирование мышц – быстрые и поверхностные. Выполняются следующие движения: поглаживание, разминание, перетирание, растягивание, вибрация, надавливание, поколачивание, пощипывание. Массаж всегда завершается Улаживанием. Язык массируется в основном продольными движениями от корня к кончику языка, по середине и с боков. Кончик языка массируется отдельно, ему уделяется наибольшее внимание, массируется круговыми движениями по часовой стрелке. Губы массируются в направлении от центра к углам. Традиционные схемы логопедического массажа описаны во многих методических пособиях, мы не ставили перед собой цель освещать их в этом издании.

Также рекомендуем сочетать проведение артикуляционной гимнастики с «прищепочным массажем» (ДедюхинаГ.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д.). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Продолжительность процедуры: от 3 до 10 минут, по следующей схеме: 1-3 дни - большой палец; 4-6 дни - большой и указательный пальцы; 7-9 дни - большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются до минимальных по этой же схеме. Для массажа используются прищепки разных цветов и форм.

По окончанию комплекса активных упражнений проводится игровой массаж и рассказывается сказка (вариативно: с использованием игровых фигурок и сенсорного подноса в качестве игрового ландшафта). Игровой массаж - это разнообразные движения в соответствии с текстом. Например, нажимание кулаками по спине ребенка - «слон идет», волнообразные движения - «море волнуется» и пр. Подобные массажи можно найти у Е. Железновой или в книге М. Серебряковой «Игровые массажики и весёлые раскраски». Эти массажики способствуют развитию воображения, игрового взаимодействия со взрослым, тактильного и проприорецептивного восприятия и, конечно, речи.

Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом), как в традиционной системе. Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения мы рекомендуем проводить:


    сидя на большом мяче (фитболе);

    сидя на балансировочной табуретке с одной ножкой, стоя на балансировочном диске;

    Динамические артикуляционные упражнения выполнять на качелях.

3а счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь. При этом, если ребенок может осуществлять дополнительный контроль с помощью зеркала, это стоит сделать. Однако работа с зеркалом не возможна для детей с аутичным спектром , с такими детьми использование сенсорно-интегративной гимнастики порой становится единственно возможным способом для проведения упражнений.

Таким образом, развитие сенсорной интеграции во время занятий обеспечивается:

Упражнениями из «сенсорной диеты»;

Игровым взаимодействием с сенсорными подносами;

Проведением игровых массажиков;

Использованием материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продуктов питания, специй). Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.

В качестве завершающего занятие игрового упражнения можно использовать тематические свечи для задувания.

Таким образом, выполняя упражнения из предложенных комплексов, решаются следующие задачи:

Активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;

Растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;

Дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;

Улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;


    повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов , а также в стерилизационном оборудовании.

Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.

Комплекс упражнений № 1

«Морская прогулка»

Во время занятия целесообразно включение аудиозаписи с моря, а в качестве поощрения можно использовать шоколадные конфеты в виде морских обитателей или ракушек.


Актуализируемый образ/Дополнительная задача

Действие

Необходимые

материалы


Удержание русалки за хвост

Губами удержать веточку укропа

Ветки укропа в малень­кой вазочке

Моллюски, выполза­ющие из ракушек

Облизывание крупных раку­шек с разной поверхностью

Морские раковины

Тризубец Тритона

Покалывание языка вилкой

Одноразовые вилочки по количеству детей

Проверяем надеж­ность спасательных кругов

Жевать прорезыватели и трейнеры

Трейнеры чуви-табс, ре­зиновые груши, ложки- прорезыватели и пр.

Поднятие на волнах морской пены

Выталкивание марлевой сал­фетки языком из-за щеки

Марлевые салфетки

Обстрел пиратского корабля

Оплевывание с губ и/или кончика языка горошин ду­шистого перца

Душистый перец горош­ком

Открытие бутылки с посланием

Выплевывание бутылочной пробки, зажатой между гу­бами

Пробки по количеству детей

Качание корабля по волнам

Поднятие языком бусины по нитке

Бусины на вощеных или замшевых шнурах

Морская вода

Глотание капелек соленой воды из пипетки на корень языка

Пузырьки с соленой во­дой и пипетки

Подзорная труба

Поочередное закрывание глаз

Раздуваем паруса у кораблей

Дуть на белые бумажные салфетки

Бумажные

Техкарта урока по физической культуре.

Дата:

Тема: Урок-игра «Гонка мячей по кругу

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания; совершенствование координации движения, ориентирования в пространстве в постоянно меняющейся обстановке.

Задачи. Образовательные: - развитие координации;

Развитие силовых качеств;

Развитие ловкости.

Воспитательные: - воспитание чувства коллективизма;

Воспитание чувства взаимопомощи;

Создание мотивации к занятиям по физической культуре.

Коррекционные: - развитие ориентировки в пространстве;

Укрепление мышц спины;

Закрепление навыка правильной осанки.

Формы обучения: фронтальный, индивидуальный.

Класс: 1а класс.

Место проведения:

Учитель: Шарафутдинова Алина Рустемовна

Ход урока.

Части урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Вводная

(2 мин)

    Построение.

    Объявление темы, цели и задач урока.

    Повторить повороты «Кругом!», «Направо!», «Налево!».

2 мин

Обратить внимание на внешний вид учащихся (наличие спортивной формы, обуви).

Расчет класса по порядку.

Подготовительная

(10 мин)

    Ходьба по залу:

На носках (руки вверху);

На пятках (руки за спиной).

2. Перемещения:

Приставным шагом (левым боком);

Приставным шагом (правым боком);

Левым-правым боком.

3. Бег:

В медленном темпе.

4. Переход на ходьбу:

1) руки через стороны вверх - вдох;

2) руки через стороны вниз - выдох.

5. Марш на месте.

6. Расчет класса на 1-2-й.

7. Выполнение ОРУ:

1) И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе (О.с.)

1- вращение головы в правую сторону;

2 – вращение головы в левую сторону;

3-4 – (тоже самое).

2) И.п. ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища

1-4 – вращать в плечевом суставе вперед;

1-4 – вращать в плечевом суставе назад.

3) Открытый шаг («О pen step »)

1- Полу-присед, упор на правую ногу, левая вытягивается на носок;

2 – Полу-присед, упор на левую ногу, правая вытягивается на носок;

3 – 4 – (тоже самое).

4) Открытый шаг («О pen step »)

Руки поочередно поднимаются вперед.

5) Приставной шаг Step touch » )

1 – шаг в правую сторону, левую ногу приставить;

2 – шаг в левую сторону, правую ногу приставить;

3 – 4 – (тоже самое).

6) Двойной приставной шаг

Double step touch »)

1 – два приставных шага вправо, левую ногу приставить;

2 – два приставных шага влево, правую ногу приставить;

3 – 4 – (тоже самое).

7. Ходьба треугольником

Vi - step »)

И. п. ноги вместе, руки вдоль туловища.

1 – шаг правой ногой вперед-в сторону (в правую);

2 – шаг левой ногой вперед – в сторону (в левую);

3 – шаг правой ногой назад;

4 – шаг левой ногой назад и приставить к левой.

8) Марш на месте.

Руки через стороны вниз -выдох.

9) Перекаты с правой на левую ногу.

И.п. – ноги шире плеч, руки на поясе.

1 – упор полу-присед на правую ногу, левая прямая;

2 – упор полу-присед на левую ногу, прямая прямая;

3 – 4 – (тоже самое).

10) Упражнение «Березка».

И.п. – ноги вместе, руки на поясе.

1 – 3 – три пружинистых наклона вниз;

4 – выпрямиться.

11) Марш на месте.

Руки через стороны вверх – вдох;

Руки через стороны вниз – выдох.

30 с

30 с

по 2 раза

1 мин

30 с

10 с

10 с

7 мин

4 раза

8 раз

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

3 раза

10 с

8 раз

6 раз

10 с

Учитель командует: «Направо, в обход по

залу шагом марш!».

Спину держать прямо.

Руки на поясе.

Следить за осанкой.

«В медленном темпе бегом марш!»

Восстановление дыхания.

Класс останавливается у начала линии по команде: «Левой, левой! Раз-два-три! На месте стой, раз-два!»

Не допускать прогиб в шейном отделе позвоночника (голову назад не наклонять!)

Руки согнуты в локтях, туловище немного наклонено вперед.

Руки согнуты в локтях.

Руки согнуты в локтях.

Руки согнуты в локтях, туловище немного наклонено в перед.

Следить за дыханием.

На каждую сторону по три пружинистых наклона.

Колени не сгибать.

Следить за дыханием.

Основная часть

    мин)

Количество игроков: любое

Дополнительно: мячи

12 мин

Объяснение игры.

Количество игроков: любое

Дополнительно: мячи

Играющие образуют большой круг и расчитываются на первый - второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Два рядом стоящих игрока - капитаны. У них в руках по мячу. После сигнала руководителя мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он быстрее вернулся к капитану.

Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Заключительная

часть

(6 мин)

    Дыхательные упражнения

«Пузырики»

Глубокий вдох, через нос, надуть «щеки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот.

«Насосик»

Руки на поясе, слегка присесть – вдох, выпрямиться – выдох.

    Упражнения на расслабления на гимнастических ковриках.

    Построение. Итог урока. Уход учащихся.

2 - 3 раза

2 – 3 раза

30 с

Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

Упражнения выполняются в положении лежа под музыку.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ»

для детей 3-4 года

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, обра­зуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем на­рисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ре­бенку, которого назвали по имени, и т.д.

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

для детей 3-4 года

Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обо­значенному месту (шнур, полоска пласты­ря, цветной кружочек) и выполняет дейст­вия в соответствии со стихотворным текс­том.

Наш веселый, звонкий мячик

(толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко

(смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним.

(бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко!

(поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

В зависимости от диаметра мяча ребе­нок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч ма­ленький (диаметром 5-8 см) или двумя ру­ками, если большой (диаметром 18-20 см).

Правила: ребёнок ­смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

Дозировка: 3-4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СБЕЙ КЕГЛЮ»

для детей 3-5 лет

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.

Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначен­ном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый) сопровождает свой показ таки­ми словами:

Посмотри, какие кегли.

(педагог указыва­ет на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

(толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат!

(обращает внимание на сбитые кегли)

Правила: энергично оттал­кивать мяч двумя руками, смотреть вперед - на кегли.

Дозировка: 3-4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САЛЮТ»

для детей 3-4 года

Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с деть­ми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют!

(дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

Дозировка: 3-4 раза.

И.М. Вотолкина «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

для детей 3 – 5 лет

Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились.

Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними.

Вот распрыгались мячи, разыгрались

Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают.

Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.

Правила: действовать согласно тексту стихотворения.

Дозировка: 3-4 раза.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

«НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

для детей 3-4 года

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообрази­тельность.

Вариант: кто первый найдет мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место.

Дозировка: 2-3 раза.

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 3 - 4 лет».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРА В МЯЧ»

для детей 4-6 лет

Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход. Взрослый произносит слова:

Кач, кач, кач.

Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач.

Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч!

вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Бросают мяч двумя руками о пол

Мы о пол ударим мяч!

и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч

Дети кладут мячи в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила: выполнять движения согласно тексту.

Дозировка: 2-3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

для детей 3-5 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый – в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

Дозировка: 30 сек.

для детей 4-5 лет

Цель.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем пой­мать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем пой­мать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя рука­ми (см. рисунок)

6. Ударить мяч о стену, хлоп­нуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на зем­лю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БЫСТРЫЙ МЯЧИК»

для детей 5-6 лет

Цель . Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:

Разноцветный быстрый мячик

Дети бросают мяч вверх и ловят.

Без запинки скачет, скачет.

Часто, часто, низко, низко.

Отбивают о землю.

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок,

Бросают вверх и ловят.

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук,

Отбивают о землю.

Не уйдешь от наших рук.

Правила: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.

Дозировка: 2-3 раза.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Группа упражнений 1.

1) Бросить мяч вверх и поймать двумя руками.

2) Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.

3) Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.

4) Ударить мяч о землю и поймать двумя руками (рис)

5) Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой.

6) Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он пере­дает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их с хлопками.

Группа упражнений 2 (у стены).

1) Ударить мяч о стену и пой­мать двумя руками.

2) Ударить мяч о стену и пой­мать одной рукой.

3) Ударить мяч о стену и пой­мать одной левой рукой.

4) Ударить мяч о стену; после того как он упадет на землю и от­скочит, поймать его двумя руками.

5) Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, пой­мать его одной правой, затем левой рукой.

Все эти упражнения могут выполняться с хлопками.

Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗЕВАКА»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и вы­полняет любое упражнение с мячом.

Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнитель­ное задание.

Дозировка: 2 – 3 мин.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

«У КОГО МЯЧ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

Ход. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6–8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» – и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и стано­вится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

Дозировка: 2–3 раза.

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер.

Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:

Раз, два, три – мяч скорей бери!

Четы­ре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить раз­бегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с рит­мом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает один ход игры; мяч бросать, целясь в ноги.

Дозировка: 3-4 раза.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЙМАЙ МЯЧ»

для детей 5-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играют втроем. Двое игроков располагают­ся друг против друга на расстоянии 3–4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняет­ся местами с тем, кто бросил мяч. Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Правила:

Дозировка: 2- 3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ!»

для детей 6-7 лет

Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на пло­щадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

Дозировка: 2-3 мин.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

Дозировка: 4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей, та команда победила.

Правила: перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

Дозировка: 4 раза.

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОЙ!»

Для детей 6-7 лет

Цель. Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым мячом. Он подбрасы­вает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только назван­ный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их за­стала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-ни­будь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» – и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра про­должается.

Правила: тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места.

Дозировка: 1- 2 мин.

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ МЯЧ»

Для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход. Дети ходят или бегают по площад­ке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и сно­ва бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Правила: слушать сигнал.

Дозировка: 2-3 мин.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВЕДУЩЕМУ»

Для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети объединяются в 2–3 группы, каждая образует свой круг диаметром 4–5 м. В центре каждого круга – ведущий с мячом. По сигналу педагога ведущие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно.

Когда мяч обойдет всех игроков круга, ведущий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВДОГОНКУ»

Для детей 6-7 лет

Цель. Развивать крупную моторику, зрительное внимание, глазомер.

Ход. Дети становятся по кругу. Взрослый дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» – и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

Правила: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

Дозировка: 2 – 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»

Для детей 6-7 лет

Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

Ход. На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бро­сает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ»

Для детей 6-7 лет

Цель. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал, тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете.

Ход. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за ли­нией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 - 2м от нее.

По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем– третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок пос­ле передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капита­ну последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками не менее 20 раз.

Бросание мяча вверх, об землю и ловля его одной рукой не менее 10 раз.

Прокатывание набивных мячей из разных положений, и.п. стоя, сидя.

Перебрасывание из разных положений (сидя, стоя, лёжа)

Перебрасывание мячей друг другу во время ходьбы.

Перебрасывание во время бега.

Перебрасывание через сетку.

Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую стоя на месте.

Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую в движении.

Отбивание одной рукой стоя на месте не менее 10 раз подряд.

Отбивание одной рукой в движении не менее 10 раз подряд.

Ведение мяча между предметами.

Ведение мяча с дополнительными заданиями (поворотами).

Ведение мяча прыжками.

Бросание мяча в цель из положения стоя на коленях, сидя.

Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров.

Забрасывание в баскетбольное кольцо.