Высшим органом мок является. Смотреть что такое "МОК" в других словарях. История создания и развитие

Первым президентом МОК стал грек Деметриус Викелас .

Официальные язы­ки - английский и французский. Де­ви­з - «Бы­ст­рее, вы­ше, силь­нее» (лат. Citius, altius, fortius ) . Ежегодно 23 июня празднуется Международный Олимпийский день .

Миссия и роль МОК

Роль МОК - руководство олимпийским движением и развитие Олимпийских игр в соответствии с Олимпийской хартией . МОК оп­ре­де­ля­ет по­ря­док и пра­ви­ла вклю­че­ния какого-либо ви­да спор­та в про­грам­му Олим­пий­ских игр, от­ме­ча­ет вклад в раз­ви­тие олим­пий­ско­го дви­же­ния на­гра­ж­де­ни­ем Олим­пий­ским ор­де­ном или ди­пло­мом и т. п. Он поощряет организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр.

МОК не­сёт от­вет­ст­вен­ность за юри­дическую за­щи­ту олим­пий­ско­го сим­во­ла, фла­га и де­ви­за . Ему принадлежат все права на Олимпийские игры. В то же время, функции организации проведения Олимпийских игр осуществляет не МОК, а Организационный комитет, созданный в стране проведения игр.

Финансирование МОК

Единственный источник финансирования МОК - это частный сектор.

До 1984 года до 80 % бюджета МОК зарабатывал на лотереях и продаже памятных монет. Начиная с Олимпиады в Лос-Анджелесе основной доход стали приносить продажи прав на телетрансляцию и спонсорско-лицензионная деятельность. В ходе реформ, проводимых при Хуан-Антонио Самаранче, МОК была основана программа олимпийского партнёрства TOП, рассчитанная на крупные международные корпорации. За значительные деньги спонсоры стали получать эксклюзивный статус партнёра Игр. Отдельная компания занялась продвижением олимпийской символики. МОК начал плотно работать с крупными спортивными фирмами, продвигая товары не только для профессионального, но и для массового спорта .

Если по состоянию на начало 2010 года доходы МОК распределялись следующим образом : доходы от продажи прав на трансляцию Олимпийских игр (53 % от общего объёма), от спонсоров (34 %), от продажи билетов (11 %) и от лицензирования (2 %), то за период с 2012 года по 2016 год 73 % поступлений приходилось на продажу прав на телетрансляции .

Выручка МОК в 2008 году составила $2,4 млрд . Общий доход МОК за 2013-2016 годы составил 5,7 млрд долларов.

Заработанные МОК деньги идут на поддержку олимпийского движения. Их получают национальные олимпийские комитеты, отдельные спортсмены в виде стипендий и возмещения организационных расходов, некоторые непопулярные для спонсоров виды спорта. 10 % доходов МОК оставляет на содержание своего аппарата.

Процесс принятия решений в МОК

Полномочия МОК осуществляются его органами, а именно: сессией, исполнительным комитетом и президентом.

Сессия является общим собранием членов МОК. Членами МОК, вопреки расхожему мнению, являются не Олимпийские комитеты стран-участниц, а физические лица. 70 человек не имеют никакого вообще отношения к Олимпиаде в плане представления стран, 15 действующих спортсменов, 5 представителей ОК стран и т. д.

Сессия является высшим органом МОК, и её решения окончательны. Проводится не реже 1 раз в год. сес­сия про­во­дит­ся два­ж­ды в тот год, когда проводятся Олим­пий­ские игры .

Внеочередная (чрез­вы­чай­ная) сессия МОК может быть созвана Президентом или по письменному требованию не менее 35 членов МОК .

Сессия обладает следующими полномочиями:

  • Принимать или вносить поправки в Олимпийскую хартию.
  • Выбирать членов МОК, почётного президента, почётных членов и членов почёта.
  • Выбирать президента, вице-президентов и всех прочих членов Исполкома МОК
  • Выбирать город-организатор Олимпийских игр.
  • Утверждать ежегодный отчёт и бюджет МОК.

Необходимый кворум на Сессии составляет половину всех членов МОК плюс один. Решения Сессии принимаются простым большинством голосов; однако, для внесения изменений в основополагающие принципы Олимпизма, в правила Олимпийской хартии или в другие положения, оговорённые в Олимпийской хартии, требуется большинство - две трети голосов. Каждый член МОК имеет один голос. При подсчёте голосов не принимаются в расчёт воздержавшиеся, а также пустые или испорченные бюллетени. Голосование по доверенности не разрешается. Тайное голосование проводится в случаях, когда это предусматривается Олимпийской хартией, или по решению председательствующего, или по просьбе не менее четверти присутствующих членов МОК. При равенстве голосов решение принимает председатель.

Члены МОК

При создании МОК в его со­став во­шли 12 стран, в том числе Рос­сийская империя, пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой был педагог и спортивный функционер А. Д. Бу­тов­ский .

Членами МОК, являются не национальные олимпийские комитеты, а физические лица в количестве не более 115 человек, из которых 70 членов не связаны с какой-то определённой должностью или видом деятельности, 15 членов являются действующими спортсменами, 15 членов представляют международные спортивные федерации или их ассоциации и 15 членов представляют национальные олимпийские комитеты или их ассоциации. Долгое время членами МОК были только мужчины, женщины впервые были избраны членами МОК лишь в 1981 году .

Национальные олимпийские комитеты действуют на основе признания МОК.

В 2011 году в МОК было 110 чле­нов и 28 почётных чле­нов, 3 из которых представляли Россию - В. Г. Смир­нов (с 1971), Ш. А. Тар­пи­щев (с 1994), А. В. По­пов (с 2008) . По состоянию на начало 2016 года, всего насчитывается 206 национальных олимпийских комитетов, признанных МОК.

Исполнительный комитет МОК

По состоянию на 18 апреля 2019 года
Должность Имя Страна
Президент Томас Бах
Вице-президент Хуан Антонио Самаранч-младший Испания Испания
Вице-президент Угур Эрденер
Вице-президент Анита Дефрантц США США
Вице-президент Юй Цзайцин (англ.) русск.
Генеральный директор Кристоф Де Кеппер
Член Гунилла Линдберг
Член Сергей Бубка
Член Хуан Сымянь (Ын Сер Мианг)
Член Вилли Кальтшмитт Лухан Гватемала Гватемала
Член Робин Митчелл Фиджи Фиджи
Член Николь Хёвертш Аруба Аруба
Член Денис Освальд Швейцария Швейцария
Член Ненад Лалович Сербия Сербия
Член Кирсти Ковентри Зимбабве Зимбабве
Член Иво Ферриани

Комиссии, комитеты и структуры МОК

По состоянию на 23 июня 2015 года В МОК дей­ст­ву­ет свыше 20 ко­мис­сий, а также 3 ко­ми­те­та - ор­га­ни­за­ци­он­ный, ис­пол­ни­тель­ный и ан­ти­до­пин­го­вый. .

Комиссия/комитет Название на английском Год создания Председатель
Исполнительный комитет IOC Executive Board 1921 Томас Бах
Комиссия спортсменов Athletes’ Commission 1981 Клаудия Бокель
Комиссия по взаимоотношениям спортсменов Athletes’ Entourage Commission Сергей Бубка
Комитет по аудиту Audit Committee Пьер-Оливье Бекерс-Вьёжан
Комиссия по коммуникациям Communications Commission Камил Эйрлингс
Координационная комиссия Пхёнчхан-2018 Coordination Commission For PyeongChang 2018 Гунилла Линдберг
Координационная комиссия Токио-2020 Coordination Commission For Tokyo 2020 Джон Коатс
Координационная комиссия Буэнос-Айрес-2018 Coordination Commission YOG Buenos Aires 2018 Фрэнк Фредерикс
Комиссия по культуре и олимпийскому наследию Culture and Olympic Heritage Commission Ламбис Николау
Delegate Members Delegate Members Патрик Хики
Комиссия по этике Ethics Commission 1999 Юссуфа Ндиай
Оценочная комиссия ЮОИ-2020 Evaluation Commission YOG 2020 Ян Ян (A)
Оценочная комиссия ЗОИ-2022 Evaluation Commission Olympic Winter Games 2022 Александр Жуков
Финансовая комиссия Finance Commission Ын Сер Мианг
Комиссия по выборам членов МОК IOC Members Election Commission Принцесса Анна
Представители МОК в исполкоме и Совете учредителей ВАДА IOC Representatives on the WADA Executive Committee and Foundation Board Крэйг Риди
Комиссия по правовым делам Legal Affairs Джон Коатс
Комиссия по маркетингу Marketing Commission Цунэкадзу Такэда
Комиссия по медицине и науке Medical And Scientific Commission Угур Эрденер
Комиссия по олимпийскому образованию Olympic Education Commission Филип Крэйвен
Комиссия по олимпийской программе Olympic Programme Commission Франко Карраро
Комиссия по олимпийской солидарности Olympic Solidarity Commission 1981 Ахмед аль-Фахад ас-Сабах
Комиссия по связям с общественностью и социальному развитию через спорт Public Affairs And Social Social Development Through Sport Марио Песканте
Комиссия «Спорт и активное общество» Sport And Active Society Commission 1983 Сэм Рамсами
Комиссия «Развитие и наследие» Sustainability and Legacy Commission 1995 Альбер II
Комиссия «Женщины в спорте» Women In Sport Commission 2004 Лидия Нсекера
Олимпийский канал Olympic Channel Лэрри Пробст
Olympic Channel Services S.A. (Швейцария) Olympic Channel Services S.A. Томас Бах
Olympic Broadcasting Services S.A. (Швейцария) Olympic Broadcasting Services S.A. Ричард Паунд

Президенты МОК

Все президенты МОК были европейцами, кроме Брендеджа. Пре­зи­дент МОК из­би­ра­ет­ся на 8 лет. Он имеет пра­во пе­ре­из­браться на по­сле­дую­щие 4 го­да .

Президенты Страна Годы президентства Примечания
Деметриус Викелас -
Барон Пьер де Кубертен Франция Франция - и - Почётный Президент МОК с 1925 по 1937
Барон Годфруа де Блоне Швейцария

МОК - высший руководящий орган олимпийского движения и высшая инстанция при решении всех вопросов современных Олимпийских игр.

В Хартии записано: «Международный олимпийский комитет был создан на Парижском конгрессе 23 июня 1894 года; ему доверены контроль и развитие современных Олимпийских игр. МОК является организацией, имеющей статус юридического лица в соответствии с международным правом. Срок его деятельности не ограничен. Его штаб-квартира находится в Швейцарии».

В первый состав МОК входили 14 человек, представляющих 12 стран.

Международный олимпийский комитет сам выбирает своих членов, которых считает наиболее подходящими, из тех стран, где имеются Национальные олимпийские комитеты, признанные МОК. В стране может быть только один член МОК, за исключением крупнейших и наиболее активно участвующих в олимпийском движении стран, а также стран, где состоялись Олимпийские игры. В этих странах могут быть, как максимум по два члена МОК.

Ранее членом МОК избирались на пожизненное пребывание в этом органе. Однако в 1966 году введено дополнение о том, что член МОК при достижении 72 лет (в 1985 г. МОК этот возрастной ценз увеличил на 3 года) должен подать в отставку. Это правило относится только к тем, кто избран после введения этого дополнения.

Члены МОК тайным голосованием избирают президента на восемь лет, который может быть переизбран на следующие четыре года. Избираются также три вице-президента - из них, по крайней мере, один из Европы - на четырехлетний период. Они могут быть переизбраны лишь после интервала минимум в четыре года. Президент и вице-президенты являются номинально членами всех комиссий и подкомитетов МОК.

В высший орган МОК избираются еще семь членов исполнительного комитета на четырехлетний срок, которые могут быть переизбраны не ранее чем через год, и административный делегат.

Исполком МОК проводит совещания с представителями международных федераций по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, а также с представителями Национальных олимпийских комитетов для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой и проведением Игр. Периодически проводятся сессии Международного олимпийского комитета. За время своей деятельности МОК провел их 95. Две сессии - в 1962 и 1980 годах - состоялись в Москве.

Во время проведения Игр МОК выполняет роль верховного жюри, решая все спорные вопросы нетехнического характера, касающиеся Игр. Вопросы эти на решение исполкома МОК выносят только Национальные олимпийские комитеты, международные федерации по видам спорта или Организационный комитет Игр. Права технического контроля за проведением соревнований по отдельным видам спорта возлагаются на международные федерации по данным видам спорта, которые назначают для этого своих технических делегатов и специальные жюри. Официальными языками МОК являются французский и английский. На сессии МОК должен быть обеспечен синхронный перевод на испанский, русский и немецкий языки.

На конгрессе 1894 года первым президентом МОК был избран представитель Греции Д. Викелас. Но уже через два года президентский пост был доверен Пьеру де Кубертену. Основатель Олимпийских игр оставался на этом посту в течение 29 лет. С 1925-го по 1942 год президентом МОК являлся граф А. де Байе-Латура (Бельгия). Следующие десять лет МОК возглавлял швед 3. Эдстрем. В 1952 году президентом стал Э. Брендедж (США), а на сессии МОК в 1972 году президентом избран лорд М. Килланин (Ирландия).

В июле 1980 года в Москве, за три дня до открытия XXII Олимпийских игр, президентом МОК был избран Хуан Антонио Самаранч, который являлся в то время послом Испании в СССР. X. А. Самаранч 1920 года рождения, на протяжении многих лет активно участвует в международном олимпийском движении. Член МОК с 1966 года, член исполкома с 1970 года. В течение четырех лет (1974-1978 гг.) являлся вице-президентом МОК. В 1989 году на 95-й сессии МОК он вновь избран президентом.

Членами МОК от Советского Союза являлись К. А. Андрианов - с 1951-го по 1988 год, А. О. Романов- с 1952-го по 1971 год. В настоящее время нашу страну представляют В. Г. Смирнов, председатель Спорткомитета РСФСР (с 1971 г.) и М. В. Грамов (с 1988 г.), председатель Олимпийского комитета СССР.

В состав МОК входят 93 члена из 75 стран, а всего международное олимпийское движение объединяет 167 стран. Таким образом, не имеют своих представителей в МОК 92 страны Африки, Азии и Латинской Америки, в числе которых и такие, что играют важную роль в международном спортивном движении.

В отличие от других международных объединений, формирующихся на демократических принципах равного представительства от каждой страны, МОК, как уже говорилось, сам избирает своих членов, ограничивая их число и упорно не желая включать в состав своей организации представителей всех признанных им Национальных олимпийских комитетов. Более того, согласно Олимпийской хартии члены этой организации не являются представителями стран в МОК, а считаются послами МОК в других странах. Такой антидемократический принцип формирования МОК находится в противоречии с демократическим характером самого олимпийского движения. Настойчивая и активная деятельность представителей спортивных организаций социалистических стран, да и сама жизнь требуют дальнейшей демократизации деятельности Международного олимпийского комитета.

В настоящее время в 130 странах мира созданы национальные олимпийские комитеты, официально признанные МОК (в Европе - 31, Америке - 33, Азии - 28, Африке - 35, Австралии и Океании - 3).

В состав МОК избрано 75 членов из 60 стран. Таким образом, более половины из участвующих в олимпийском движении стран не имеют своих представителей в руководящем органе. Президентами МОК были: Д. Викелас (Греция) - 1894-1896 гг., П. де Кубертэн (Франция) - 1896-1925 гг., А. де Бале-Латур (Бельгия) - 1925-1942 гг., 3. Эдстрём (Швеция) -1942-1952 гг., Э. Брендэдж (США) - 1952-1972 гг., лорд Килланин (Ирландия) - с 1972 года по настоящее время.

Штаб-квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария).

От Советского Союза в состав МОК входят К. А. Андрианов - председатель олимпийского комитета СССР и В. Г. Смирнов - первый заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

]

Длительное время Международный олимпийский комитет (МОК) и руководящие деятели международного олимпийского движения, опираясь на теорию «аполитичности спорта», изолировались от активной деятельности в защиту мира. Так, МОК не поддержал Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Сами рамки олимпийского движения в течение длительного времени препятствовали участию спортсменов-олимпийцев в активных выступлениях за мир, поскольку условия проведения Олимпийских игр в соответствии с их правилами запрещали любого рода политические акации. В 1967 г. Международный олимпийский комитет (МОК) впервые за всю историю принял Обращение к спортсменам всех стран с призывом выступить в защиту и во имя укрепления мира как единственного условия существования международного и национального спорта . Олимпийский конгресс, состоявшийся в Варне в 1973 г., проводился под девизом «Спорт на службе мира».

В последние годы в олимпийском движении предприняты новые шаги, направленные на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания, в реализации других гуманистических ценностей. Так, 25 октября 1993 г. на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования, т.е. единогласно, была принята резолюция об олимпийском перемирии, инициаторами которой выступило 121 государство. Тем самым впервые в истории олимпийского движения была объявлена широкомасштабная кампания в поддержку мира. 5 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН единогласно приняла резолюцию «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту», инициаторами которой выступило 141 государство. 6 ноября 1995 г. впервые в истории президент МОК Х.А. Самаранч выступил с трибуны ООН, праздновавшей свой полувековой юбилей. Это произошло во время дискуссии по теме «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту и олимпийским идеалам», состоявшейся в ходе 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В итоговой резолюции, проект которой зачитал двукратный олимпийский чемпион по гимнастике Барт Коннер, Генеральная Ассамблея ООН отметила вклад МОК в установление взаимопонимания между народами и укрепление мира на планете, а также призвала мировое сообщество соблюдать «олимпийское перемирие» во время Олимпийских игр. 25 ноября 1997 г. 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе МОК и при поддержке рекордного в истории ООН числа государств - 178 - приняла резолюцию, призывающую всех членов мирового сообщества соблюдать «олимпийское перемирие» во время XVIII зимних Олимпийских игр 1998 г. в Нагано. Начал функционировать международный центр «За олимпийское перемирие», создателями которого являются МОК и министерство иностранных дел Греции.

Активизирована деятельность в рамках программы «Олимпийская солидарность». В рамках этой программы МОК оказывает техническую и финансовую поддержку 200 национальным олимпийским комитетам, в том числе наименее обеспеченным, для дальнейшего развития олимпийского образования, спорта и культуры . Создан Международный олимпийский форум развития с целью выработки механизма консультаций и сотрудничества между развитыми странами, рассматривающими спорт как элемент программы технической помощи развивающимся странам, с одной стороны, и олимпийским движением, меж- и неправительственными организациями, с другой стороны. Вместе с верховным комиссаром ООН по делам беженцев МОК оказывал продовольственную помощь детям в Анголе, Боснии и Герцеговине и Руанде, а также спортивным оборудованием в лагерях беженцев из Косово, в Албании, республике Македония и других странах. МОК сотрудничает с программой развития ООН в борьбе с бедностью. В Камбодже, Эквадоре и Танзании совместно с организацией по обеспечению продовольствием и развитию сельского хозяйства ООН начата реализация спортивных и рекреационных проектов для бедных изолированных сообществ с большой долей молодежи среди населения. Наличие связи между развитием спорта и человеческим благополучием обусловило действия Генеральной Ассамблеи ООН, которая провозгласила 1994 г. - год столетней годовщины со дня создания Международного олимпийского комитета в «Международным годом спорта и олимпийского идеала».

В течение более полувека в олимпийском движении дискутировался вопрос о создании равных условий спортсменам разных стран в их подготовке к Олимпийским играм. В последние годы эта идея стала воплощаться в жизнь благодаря средствам «Олимпийской солидарности». Так, с 1989 г. МОК стал выплачивать стипендии спортсменам достаточно высокого класса из развивающихся стран, чтобы они могли планомерно готовиться за границей к Олимпийским играм. 158 стипендиатов «Олимпийской солидарности» выступали на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, и четверо из них стали олимпийскими чемпионами, еще 14 завоевали медали. Не менее впечатляющими выглядят данные об оказании помощи спортсменам, готовившимся к XVIII зимним Олимпийским играм 1998 г. в Нагано. Стипендии «Олимпийской солидарности» выплачивались 346 атлетам. 220 из них прошли предолимпийский отбор и выступили в Нагано. Четверо завоевали медали, еще 37 получили Олимпийские дипломы, заняв места с четвертого по восьмое. Тем самым МОК, допустивший к участию в Олимпийских играх профессионалов, вместе с тем делает все возможное, чтобы Олимпийские игры были по-настоящему универсальными и чтобы максимальное число атлетов могло бороться за олимпийские награды.

Международный олимпийский комитет (МОК) сделал важные шаги, направленные на запрещение политической и расовой дискриминации. В частности, он вынес решение о поручении организации Олимпийских игр только тем странам, где гарантируется свободное участие всех олимпийских комитетов. К числу достижений МОК за последние годы можно отнести также организованную в соответствии с базовыми принципами Олимпийской хартии кампанию против политики апартеида в Южной Африке и ту роль, которую она сыграла в прекращении апартеида. В тот момент, когда только возникшая демократия в Южной Африке еще не вступила в межправительственные организации, спортсмены всех стран приветствовали возвращение ее атлетов на 25-е Олимпийские игры в Барселоне (1992 г.).

В последние годы предприняты определенные меры для устранения дискриминации в отношении женщин в сфере спорта. Принято решение МОК о том, что каждый новый вид спорта, включаемый в программу Олимпийских игр, должен предусматривать возможность участия женщин в этом виде. Международный олимпийский комитет (МОК) призвал членов олимпийской семьи способствовать тому, чтобы к 2000 г. женщины занимали по меньшей мере 10% постов в структурах законодательной и исполнительной власти, а к 2005 г. - как минимум 20%.

Активизировались усилия МОК по установлению тесных контактов с межгосударственными международными организациями, прежде всего с ООН и различными организациями, входящими в ее систему. Целый ряд проектов осуществлен вместе с ЮНЕСКО, например, Всемирный форум по физической деятельности и спорту в Канаде и семинар «Обучение в духе олимпизма» в Мозамбике. Еще в 1984 г. МОК и ЮНЕСКО договорились о сотрудничестве.

21 октября 1998 г. президент МОК Х.А. Са-маранч и генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор скрепили своими подписями в Париже новый договор, предусматривающий более тесное сотрудничество между двумя организациями «в физическом и спортивном образовании для физического, умственного и социального развития молодежи». В 1997 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между МОК и Организацией ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, согласно которому обе стороны взяли на себя ответственность за проведение специфических акций международной солидарности в поддержку сельского населения.

Активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи, усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств, наносящих вред здоровью спортсменов. Усилилась деятельность в этих направлениях национальных олимпийских комитетов, а также их всемирной организации (АНОК) и континентальных объединений НОКов. В 1994 г. МОК совместно со Всемирной организацией здравоохранениия провел в Уругвае Всемирный конгресс «Спорт для всех - здоровье для всех». В 1995 г. совместно с Программой ООН по международному контролю за оборотом наркотиков проведена Международная конференция «Спорт против наркотиков» в Италии, а совместно с Программой ООН по защите окружающей среды - Всемирная конференция «Спорт и окружающая среда».

Произошли организационные изменения и в самом МОК. Значительно обновился и увеличился его состав. Впервые в МОК появились женщины. Увеличилось число постоянных комиссий МОК, причем появились такие, как комиссия атлетов, комиссия по «спорту для всех», комиссия «Апартеид и олимпизм» и др. Ряд акций свидетельствует об усилении внимания МОК к вопросам культуры, укреплению связи спорта с искусством. Это, например, культурные акции во время Олимпийских игр, проведение Олимпийского конкурса «Искусство и спорт - 2000», образование международного института «Культурная Олимпиада», который призван нести ответственность за проведение Культурных Олимпиад во время летних Олимпийских игр, и др. Значительный вклад в усиление гуманистической направленности олимпийского движения вносят Международная олимпийская академия и Национальные Олимпийские академии, международная организация Специальных Олимпийских игр (для лиц с нарушением интеллекта), Международный Олимпийский центр за мир и культуру (Греция), Олимпийский музей в Лозанне и т.д.

Отмечая эти шаги гуманистической ориентации в олимпийском движении, содействующие более активной его роли в формировании и реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира, необходимо отметить и другое - в нем все более прочные позиции завоевывает такой прагматический подход, согласно которому главная ценность этого движения - сам спорт (особенно спорт высших достижений) и спортивные рекорды, независимо от того, для чего они используются, каким целям служат. Основное внимание все более направляется на всемерное развитие спортивных соревнований , поощрение высоких спортивных достижений, рекордов и победителей.

Вот лишь некоторые факты, дающие основание для такого вывода. МОК отказывался и отказывается от всех предложений заменить на девиз с более выраженной гуманистической ориентацией официально принятый девиз олимпийского движения «Citius. Altius. Fortius» («Быстрее, выше, сильнее»). Такое предложение вносили многие ученые и общественные деятели. А ведь этот девиз ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения. По крайней мере, как отмечает профессор физического воспитания из Франции И. Хайнрих, он может быть интерпретирован двояко: во-первых, в смысле такого равновесия в состоянии человека, которое предполагает гармонию, эйритмию и личный идеал в социальной интеграции; во-вторых, в смысле такой сверхзадачи, когда все подчинено цели добиться успеха любой ценой в любой сфере деятельности, будь то спорт, политика, социальная сфера или экономическая область.

Из новой редакции Олимпийской хартии (1996 г.) исключено важное гуманистическое положение предыдущего варианта хартии (1979): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

Хотя кардинальные изменения, которые произошли в мире за последние годы, в значительной мере сняли остроту политического противостояния ведущих мировых держав и, соответственно, степень политической заинтересованности в результатах, показанных на спортивной арене, но и в настоящее время продолжается использование спорта в корыстных политических и пропагандистских целях. Практически все страны продолжают подсчитывать медали и места, завоеванные своими спортсменами, и использовать достигнутые успехи для повышения престижа, усиления влияния страны на мировой арене, для доказательства «превосходства данного образа жизни или большей жизненной силы, присущей данному народу».

Не произошло существенных изменений в олимпийском движении и в плане предотвращения того негативного явления в этой сфере, которое, как правило, обозначается термином культурная гегемония, - большинство видов спорта и спортивных дисциплин, включенных в олимпийскую программу, имеет западное происхождение и, значит, Олимпийские игры, хотя они являются международными, включают в свою орбиту огромное множество стран, но многие нации, которые хотели бы внести свой культурный вклад в «международное взаимопонимание», используя эти Игры, имеют мало шансов в этом плане, поскольку вынуждены принять чисто западный взгляд на мир спорта.

Особенно сильное негативное влияние на реализацию гуманистических идеалов и ценностей олимпизма, как отмечено на 36-й сессии МОА (1993), оказала коммерциализация спорта и олимпийского движения. Одно из ярких проявлений ее негативной роли - кризис, который разразился в МОК в конце 1998-начале 1999 г. в связи с так называемым делом о коррупции. Бывший министр спорта Австралии Эндрю Томсон заявил, что он потрясен известиями о коррупции в МОК и считает, что после такого скандала эта организация просто не должна существовать. Томсон предложил отказаться от проведения Олимпиад в наступающем веке и создать крупные соревнования мирового масштаба, объединенные какой-либо другой идеей.

Таким образом, существует определенная непоследовательность олимпийского движения в реализации гуманистических идеалов и ценностей, противоречие между провозглашаемыми им идеалами и курсом на коммерциализацию и профессионализацию.

Международный олимпийский комитет (МОК)

Юридический статус

1. МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной указом Швейцарского федерального совета 17 сентября 1981 г., срок его деятельности не ограничен.

2. МОК постоянно находится в Лозанне (Швейцария).

3. Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией.

4. Решения МОК, принятые на основе положений Олимпийской хартии, являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся их применения или объяснения, может решаться исключительно Исполкомом МОК и. в некоторых случаях, спортивным арбитражем.

Членство

1. Комплектование

1.1. МОК выбирает и избирает своих членов из числа лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Они должны быть гражданами страны, где постоянно проживают или где сконцентрированы их интересы и где существует НОК, признанный МОК. Кроме того, они должны говорить хотя бы на одном из языков, используемых на сессиях МОК.

1.2. В стране может быть выбрано не более одного члена МОК. Однако МОК может выбрать второго члена в странах, в которых проводились Игры Олимпиады или зимние Олимпийские игры

1.3. Кроме того, Президент может предложить Сессии выбрать членов МОК без учета гражданства или постоянного места жительства, число которых не должно превышать десяти. Среди этих десяти членов не может быть выбрано более одного члена от одной страны. Эти назначения должны быть мотивированными:

1.3.1. функциями данного лица; или

1.3.2. особенностями его квалификации.

Количество избранных таким образом членов никогда не должно превышать десяти.

1.4. МОК принимает их в члены МОК на церемонии, во время которой они дают согласие выполнять свои обязанности словами следующей клятвы: "Удостаиваясь чести стать членом Международного олимпийского комитета и представлять в нем мою страну... и заявляя, что сознаю ответственность этого звания, я обязуюсь служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и заставлять соблюдать все положения Олимпийской хартии и решения МОК, которые я принимаю безоговорочно, оставаясь свободным от всякого политического или коммерческого влияния, как и от всех соображений расового или религиозного порядка, и защищать при всех обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения".

1.5. Члены МОК являются его представителями в своих странах, а не делегатами своих стран в МОК.

1.6. Члены МОК не могут принимать от правительства, организаций или иных юридических и частных лиц никаких поручений, которые бы их связывали или препятствовали свободе их действий или независимости при голосовании.

1.7. Любой член МОК, выходящий в отставку минимум после 10 лет работы в МОК по возрасту, состоянию здоровья или по другим причинам, с которыми согласится Исполком МОК, становится почетным членом. Почетные члены могут продолжать свою деятельность от имени МОК. Статус их остается без изменений, за исключением права голоса, которого они больше не имеют; они приглашаются на Олимпийские игры, Олимпийские конгрессы и Сессии МОК, где им резервируются места; они дают консультации, когда об этом попросит Президент МОК. Им может быть присужден Олимпийский орден.

1.8. Члены МОК не несут персональной ответственности за долги и обязательства МОК.

Обязанности

Помимо участия в Сессиях МОК, каждый из членов МОК имеет следующие обязанности:

2.1. обеспечить представительство МОК в своей стране;

2.2. участвовать в работе комиссий МОК, в состав которых он введен;

2.3. помогать в развитии олимпийского движения в своей стране;

2.4. следить на местах за реализацией программ МОК, включая программы "Олимпийской солидарности";

2.5. не менее одного раза в год информировать Президента МОК о ходе развития олимпийского движения и его потребностях у себя в стране;

2.6. безотлагательно сообщать Президенту МОК о всех событиях, которые могли бы помешать выполнению у себя в стране Олимпийской хартии или иным образом отразиться на олимпийском движении, - будь то событие внутри НОК или вне его компетенции;

2.7. выполнять задания, поручаемые ему Президентом, включая при необходимости представительство МОК в другой стране или территории.

Потеря статуса члена МОК

3.1. Любой член МОК может прекратить свое членство в МОК в любое время, подав Президенту МОК свое письменное заявление об отставке. Перед тем, как предпринимать практические шаги в отношении отставки, Исполком может прибегнуть к заслушиванию выходящего в отставку члена.

3.2 Член МОК должен уйти в отставку по окончании календарного года, в котором ему исполняется 80 лет, если только он не был избран до 1966 г. Если член МОК достигает этого возраста выхода в отставку, находясь на посту Президента, вице-президента или члена Исполкома, выход в отставку осуществляется в конце Сессии МОК, на которой заканчивается срок действия его мандата.

3.3 Член МОК считается вышедшим в отставку и, таким образом, теряет свое членство без подачи последующих заявлений с его стороны, если меняет свое гражданство или перемещает центр основных интересов в другую страну. Это же положение применимо в случае, если он на протяжении двух лет не участвует в сессиях или не принимает активного участия в работе МОК, за исключением форсмажорных обстоятельств. В таких случаях потеря статуса члена МОК подтверждается решением МОК.

3.4 Член или почетный член МОК может быть исключен решением Сессии МОК, если он изменил клятве или если Сессия МОК сочтет, что он пренебрег или сознательно предал интересы МОК или стал каким-либо образом недостойным МОК.

3.5 Решения по исключению члена или почетного члена МОК принимаются большинством в две трети присутствующих на Сессии членов по предложению Исполкома МОК. Соответствующий член МОК имеет возможность доложить свое дело лично, выступив на Сессии МОК.

Организация

Органами МОК являются:

1. Сессия.

2. Исполком.

3. Президент.

4. В случае сомнений при определении компетенции того или другого органа МОК термин "МОК", используемый без других уточнений или дополнений, понимается как "Сессия", за исключением возможных случаев передачи полномочий Исполкому.

Сессия

1. Общее собрание членов МОК, именуемое Сессией, проводится не менее одного раза в год. Внеочередная Сессия МОК созывается по инициативе Президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК.

2. Место проведения Сессии определяет МОК, а внеочередной Сессии - Президент. Уведомление о проведении Сессий или внеочередных Сессий рассылаются Президентом как минимум за месяц до заседания, вместе с повесткой дня.

3. Организация Сессии, включая все относящиеся к ней финансовые вопросы, осуществляется согласно " Инструкциям и другим документам, выработанным по этому поводу Исполкомом МОК.

4. Сессия является верховным органом МОК. Она утверждает, изменяет и истолковывает Олимпийскую хартию. Ее решения являются окончательными. По предложению Исполкома Сессия

5. Сессия может передавать полномочия Исполкому.

Исполком

1. Состав

Исполком состоит из Президента, четырех вице-президентов и шести дополнительных членов.

2. Выборы

Все члены Исполкома избираются на Сессиях тайным голосованием большинством поданных за них голосов.

Срок полномочий

3.1. Срок президентского мандата установлен в Правиле 24. Срок мандатов вице-президентов и шести членов Исполкома установлен в четыре года.

3.2. Мандат членов Исполкома вступает в силу по окончании Сессии, на которой они были избраны, однако с момента своего избрания они могут участвовать - в консультативном качестве - на заседаниях Исполкома. Действие их мандата истекает по окончании последней очередной Сессии, состоявшейся в течение года, в котором оканчиваются их полномочия.

Возобновление мандата

4.1. Условия возобновления мандата Президента изложены в Правиле 24.

4.2. Вице-президент может быть повторно избран на этот пост только после минимального перерыва в четыре года. Более того, в течение года, в котором оканчиваются его полномочия, он не может быть избран в состав Исполкома - если только его не изберут Президентом.

4.3. Помимо Президента и четырех вице-президентов, ни один из шести других членов Исполкома не может быть вновь избран в состав Исполкома в течение года, в котором оканчивается срок действий его полномочий, если только он не будет избран Президентом или вице-президентом.

Вакансии

5.1. О вакансиях на пост Президента говорится в Правиле 24.

5.2. При возобновлении вакансии на пост вице-президента, МОК на следующей Сессии избирает нового вице-президента. Новый вице-президент находится на этом посту лишь до конца срока действия мандата своего предшественника. Затем он может сразу же быть избран на любой пост в Исполкоме.

5.3. В случае вакансии на другой пост в Исполкоме МОК избирает нового члена Исполкома на следующей Сессии. Этот новый член завершает мандат своего предшественника. Затем он может сразу же быть переизбран на любой пост в Исполкоме.

Полномочия и обязанности

Исполком управляет делами МОК. В частности, он выполняет следующие функции:

6. 1. следит за соблюдением Олимпийской хартии;

6. 2. принимает на себя конечную ответственность за административную работу МОК;

6. 3. утверждает внутреннюю структуру (организацию) МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации;

6. 4. отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный отчет;

6. 5. представляет Сессии доклад по любым предлагаемым изменениям правил и официальных разъяснений;

6. 6. представляет Сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания в МОК;

6. 7. готовит повестки дня Сессий МОК;

6. 8. по предложению Президента назначает генерального директора и генерального секретаря и увольняет их. Решения об их должностном продвижении, наказаниях и заработках принимает Президент;

6. 9. хранит архивы МОК;

6.10. Исполком вводит в действие все документы, необходимые для надлежащей реализации Олимпийской хартии и организации Олимпийских игр, в той форме, которую сочтет наиболее подходящей (постановления, положения, нормы, директивы, основные направления, инструкции и пр.);

6.11 выполняет любые другие задания, поручаемые ему Сессией.

Исполком собирается по инициативе Президента или по требованию большинства его членов.

Президент

1. МОК избирает Президента из числа своих членов тайным голосованием на восьмилетний период. Президент может повторно избираться на последующие четырехлетние периоды.

2. Помимо случаев, предусмотренных в п.3 (см.ниже), выборы Президента проводятся на Сессии, проводимой в течение второго года Олимпиады.

3. Если Президент не может выполнять свои обязанности, его заменяет старший вице-президент до момента избрания нового Президента наследующей Сессии МОК. Этот новый Президент завершает срок полномочий прежнего Президента. Затем Президент может быть сразу переизбран в соответствии с первым предложением П.1.

4. Президент председательствует на всех мероприятиях МОК и постоянно представляет его.

5. Президент создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, и рабочие группы - там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и назначает их членов. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили свою миссию. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия Президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании. Создается Спортивная комиссия, большинство членов которой должны быть спортсмены, избранные спортсменами - участниками Олимпийских игр. Избрание ее должно проводиться по случаю Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр в соответствии с установками, принятыми Исполкомом МОК по согласованию со Спортивной комиссией, и на основании взаимодействия с МСФ и НОК в течение года до проведения Олимпийских игр, на которых должно состояться их избрание.

Меры и санкции

1. Меры или санкции, которые могут принять Сессия или Исполком:

1.1. В контексте олимпийского движения:

1.1.1. В отношении МСФ:

a) исключение из программы Олимпийских игр:

Вида спорта (Сессия);

Дисциплины (Исполком);

Соревнования (Исполком);

b) лишение признания (Сессия).

1.1.2. В отношении ассоциаций МСФ:

Лишение признания (Сессия);

1.1.3. В отношении НОК:

a) лишение права заявлять участников на Олимпийские игры (Исполком);

b) временное исключение (Исполком). В этом случае Исполком отдельно определяет последствия для соответствующего НОК и его спортсменов;

c) временное или постоянное лишение признания (Сессия). В случае постоянного лишения признания НОК теряет все права, полученные им в соответствии с Олимпийской хартией;

d) лишение права организации Сессии или Олимпийского конгресса (Сессия).

1.1.4. В отношении ассоциации НОК; - лишение признания (Сессия).

1.1.5. В отношении олимпийского города, оргкомитета или НОК:

Лишение права организации Олимпийских игр (Сессия).

1.2. В контексте Олимпийских игр:

1.2.1. В отношении индивидуальных участников и команд: временное или постоянное лишение допуска или исключение из Олимпийских игр; в случае исключения все полученные медали и дипломы должны быть возвращены в МОК (Исполком).

1.2.2. В отношении официальных лиц, руководителей и других членов любой делегации, а также судей и членов жюри: временное или постоянное лишение допуска или исключение из Олимпийских игр (Исполком).

1.2.3. В отношении всех других аккредитованных лиц: лишение аккредитации (Исполком).

2. Прежде чем применить любые меры или санкции, компетентный орган МОК может объявить предупреждение.

3. Каждое лицо, команда или какое-либо юридическое лицо имеет право быть заслушанным компетентным органом МОК с тем, чтобы принять меры или санкции к данному лицу, команде или юридическому лицу. Право быть заслушанным включает в себя право ознакомиться с предъявленными обвинениями и право выступить лично или предъявить письменный документ в свою защиту.

4. О любой мере или наказании, принятых Сессией МОК или Исполкомом, заинтересованная сторона должна быть уведомлена в письменной форме.

5. Все меры или санкции и должны иметь силу до тех пор, пока компетентный орган не примет иного решения.

Процедуры

1. Обычная процедура.

1.1. Президент или, в его отсутствие, старший из присутствующих виие-президентов по времени нахождения на этом посту председательствует на Сессиях и заседаниях Исполкома. В отсутствие Президента и виие-президентов председателем становится присутствующий член Исполкома, находящийся на этом посту дольше всех.

1.2. Необходимый кворум на Сессии - половина от общего числа членов МОК плюс один. Необходимый кворум для заседаний Исполкома МОК - шесть человек (членов).

1.3. Решения принимаются большинством поданных голосов" однако для любых изменений правил и основополагающих принципов требуется большинство в две трети присутствующих на Сессии членов МОК (указанное большинство должно составлять не менее 30 человек). Измененные правила и официальные разъяснения вступают в силу немедленно, если только Сессия не примет иного решения. Вопрос, не включенный в повестку дня Сессии, может обсуждаться в случае поступления просьбы об этом от одной трети членов или с разрешения председателя.

1.4. Каждый член МОК имеет один голос. При подсчете требуемого большинства голоса воздержавшихся и чистые или недействительные бюллетени во внимание не принимаются. Голосование по доверенности не разрешается. Тайное голосование проводится, если это решит председатель или попросит как минимум четвертая часть присутствующих членов. В случае равенства голосов решающим является голос председателя заседания.

1.5. Положения пп. 1,3. и 1.4. применимы ко всем выборам, будь то выборы лиц или городов-организаторов. Тем не менее, если существуют (или остаются) только два кандидата, то избранным объявляется тот, кто получит большее число голосов.

1.6. Президент МОК устанавливает порядок всех выборов.

1.7. Решение по любому процедурному вопросу, касающемуся Сессий МОК и не предусмотренному Олимпийской хартией, принимает председатель заседания.

1.8. Председатель объявляет Сессию закрытой.

Процедура в срочных случаях.

2.1. В срочных случаях Президент или Исполком могут предложить членам МОК резолюцию для голосования по почте, для выработки позиции устанавливается крайний срок. Если общее число полученных к указанному сроку письменных ответов составит не менее половины общего числа членов плюс один, и если число полученных за принятие предлагаемой резолюции ответов достигло требуемого большинства, резолюция считается принятой. Члены МОК должны быть незамедлительно поставлены в известность о результатах голосования в письменной форме.

При подсчете требуемого большинства, если существуют сомнения в его правильности, особенно по причине задержки почты, или других особых обстоятельств, или в

правомерности одного или нескольких ответов, окончательное решение о правомерности и о том,следует ли учитывать такие ответы, принимает Президент.

2.2. Президент МОК может принять меры или решения, когда обстоятельства не позволяют это сделать на Сессии или заседании Исполкома. Эти меры или решения должны быть представлены на утверждение соответствующего органа.

2.3. Резолюции, решения или меры, принимаемые во исполнение процедуры, предусматриваемой для срочных случаев, не могут касаться Олимпийской хартии.

Языки

1. Официальными языками МОК являются французский и английский.

2. На всех Сессиях МОК должен быть также обеспечен синхронный перевод на немецкий, испанский, русский и арабский языки.

3. В случае расхождений между французским и английским текстами Олимпийской хартии и всех других документов МОК предпочтение отдается тексту на французском языке, если только на самих документах нет иного четкого письменного указания.

Средства МОК

1. МОК может принимать подарки и наследства, а также изыскивать все другие средства, позволяющие ему выполнить свои задачи. Он получает доходы от использования прав, включая телевизионные права, а также от празднования Олимпийских игр.

2. МОК может выделить часть доходов от телевизионных прав в пользу МСФ, НОК, включая "Олимпийскую солидарность", и оргкомитета (ОКОЙ).

    - (МОК), высший постоянно действующий орган современного Олимпийского движения (смотри в статье Олимпийские игры). Основан в 1894 по инициативе П. де Кубертена; в составе МОК свыше 90 членов … Современная энциклопедия

    - (МОК) высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. в ст. Олимпийские игры). Создан в 1894 по инициативе П. де Кубертена. В 1994 в составе МОК 100 членов (св. 70 стран). МОК признал св. 170 национальных олимпийских… … Большой Энциклопедический словарь

    МОК высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. в ст. Олимпийские игры). Создан в 1894 по инициативе Пьера де Кубертена. В 1994 в составе МОК 100 членов (св. 70 стран). МОК признал св. 170 национальных олимпийских… … Политология. Словарь.

    - (МОК), высший постоянно действующий орган современного Олимпийского движения (смотри в статье Олимпийские игры). Основан в 1894 по инициативе П. де Кубертена; в составе МОК свыше 90 членов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (МОК), высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. Олимпийские игры). Создан в 1894 по инициативе П. Де Кубертена. В 1997 в составе МОК 100 членов (свыше 70 стран). МОК признал около 200 национальных олимпийских… … Энциклопедический словарь

    Международный олимпийский комитет - Tarptautinis olimpinis komitetas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Nuolat veikianti tarptautinė nevyriausybinė, nepriklausoma, pelno nesiekianti sporto organizacija; aukščiausiasis valdantysis olimpinio sąjūdžio organas… … Sporto terminų žodynas

    Запрос «МОК» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эмблема МОК Международный олимпийский комитет (сокр. МОК) международная организация, созданная 23 июня 1894 в Париже бароном Пьером де Кубертеном для возрождения Олимпийских игр и… … Википедия

    - (МОК) высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем… … Большая советская энциклопедия

    Международный олимпийский комитет - Междунар одный олимп ийский комит ет (МОК) … Русский орфографический словарь

Книги

  • Международный олимпийский комитет и Олимпийская система. Управление мировым спортом , Жан-Лу Шаппле , Бренда Кюблер-Мабботт , Что такое Олимпийские игры, знают все. Но кто и как организует этот всемирный праздник спорта, каковы функции Международного олимпийского комитета и чем он отличается от оргкомитета… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Библиотека Российского международного олимпийского университета Издатель: Рид Медиа , Производитель: Рид Медиа ,
  • Международный олимпийский комитет и олимпийская система. Управление мировым спортом , Шаппле Ж. , Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, руководителей и сотрудников спортивных федераций, союзов и клубов, спортивных журналистов, а также тех, кому интересен спорт в самых… Категория: История спорта Серия: Издатель: