М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе. Цитатная характеристика образа луки в пьесе максима горького на дне Как настя относится к утешению луки

Вне зависимости от литературного направления, в котором работает писатель, каждый хоть единожды уделял внимание философской теме смысла жизни и проблемам, которые люди преодолевают в течение всей жизни. Пьеса Горького «На дне» в полной мере затрагивает социально-философскую тематику. Характеристика Луки из пьесы об опустившихся людях поможет найти ответы на важные вопросы о смысле бытия.

У имеется немало произведений, в которых он затрагивает животрепещущие темы, близкие каждому человеку. Но особенно выдающимся творением является пьеса « На дне», которая интригует читателя. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, принадлежащей супружеской паре Костылевых. Здесь нашли себе пристанище люди, очутившиеся на самом дне общества. У каждого персонажа имеется своя история жизни, которая впоследствии свела их под одной крышей.

Жители ночлежки:

  • Анна;
  • Васька Пепел;
  • Актер;
  • Сатин;
  • Настя;
  • Барон;
  • Клещ;
  • Бубнов;
  • Лука и пр.

До тех пор пока в доме не появился Лука, все обитатели сосуществовали рядом друг с другом в склоках и ругани. Странствующий старик, оказавшись в ночлежке, проявляет живой интерес к ее обитателям.

Жители костылевского дома выработали враждебные взаимоотношения. Бездушие и жестокость проявляется в издевательствах над Настей, которая, продавая свое тело, верит в будущую настоящую любовь. Тяжело больной Анне обитатели ночлежки не дают спокойно умереть. Подсмеиваются над желанием ее мужа Клеща выбраться из нищеты, считая его напрасным и несбыточным. Тяжелая жизнь и окружающее общество сделало этих персонажей черствыми и злыми. С появлением в ночлежке Луки многое меняется.

Влияние Луки на ночлежников

Странствующий старик к каждому ночлежнику нашел свой подход и подобрал слова, которые тот хотел услышать. Так, умирающей от чахотки Анне, которая очень страшилась смерти, старец пообещал райскую загробную жизнь без лишений и боли.

Женщина уже без страха стала относиться к неминуемому концу своей жизни. Без осуждения Лука отнесся к проститутке Насте, которая наивно верила в возможность появления искренней любовной истории в своей жизни.

О большой вероятности начала новой жизни он говорил Ваське Пеплу, который терпел плохое отношение к себе со стороны жены Костылева. Ему Лука предлагал уехать в Сибирь и там начать жить по новому укладу. Старец искренне верил, что каждый человек достоин если не лучшей жизни, то доброго участия ближнего.

Бывшего работника сцены Актера Лука уверил в том, что в одном городе, название которого не помнит, имеется бесплатная лечебница для пьющих людей. Воспрянув духом, ветеран творческой профессии бросил пить, желая накопить денег на поездку в этот город.

Проповедник вынудил обитателей ночлежки задуматься о природе человека, о правде и лжи, справедливости и праве на мечту и счастье. Каждый стал мыслить о превратности собственной судьбы и возможности ее изменения к лучшему, несмотря на «злую правду жизни».

Люди, оказавшиеся на обочине жизни, из уст странника слышат примирительные, сострадательные и участливые высказывания в свой адрес.

Ложь или правда?

В свое время произведение вызвало в обществе резонанс мнений по образу Луки в пьесе Горького. Что лучше, горькая правда или сладкая ложь? На этот извечный вопрос до сих пор нет ответа. Не сошлись в едином мнении и жители ночлежки. Сильный персонаж Сатин предпочитал суровую правду.

Он не нуждался в лживых обещаниях, а вот несчастная Анна без них страшилась умирать. Лука оказался проницательным старцем, который мог чувствовать нужду ближнего человека и предугадывать его сокровенные желания. По жизни он шел со своей верой, которая мечты и фантазии ставила на первое место. Алкоголику Актеру он посоветовал бросить пагубное пристрастие и отправиться в лечебницу, которая излечит от зависимости навсегда.

Поняв, насколько важно Насте обманываться в том, что в нее крепко влюблен один студент, странник стал успокаивать девушку, когда прочие стали насмехаться и подвергать ее слова сомнениям.

Противоречивый образ Луки

Философский спор всегда возникает вокруг того, как человеку стоит вести себя и поступать перед житейскими трудностями.

Персонаж странника у читателя нередко вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, старец наряду с притчами смог внушать в людей веру в лучшее будущее. Но основной проблемой являлось то, что в большинстве случаев слова были лживыми.

На протяжении всего произведения даже сам автор меняет свое отношение к этому яркому персонажу. Если изначально странник преподносится в радостном цвете, то ближе к окончанию читатель понимает, что все его увещевания так и не принесли желанного результата. Ни один герой так и не смог выбраться со дна общества.

Даже более того, Актер, лишенный духовной поддержки и понявший, что ему не суждено бесплатно излечиться от зависимости, покончил с собой. Возможно, если бы слова проповедника не разбередили ему раны и не дали ложную надежду, мужчина не решился бы на столь отчаянный поступок.

Важно! Ложь во спасение – именно так можно трактовать намерения сердобольного странника.

Философский вопрос пьесы заключается в определении, что же для человека лучше, утешительная ложь или истина.

Несмотря на то, что Лука был единственным человеком, который искренне проявлял интерес к обитателям ночлежки, принес ли он пользу своими несбыточными утешениями?

Сатин, к примеру, считал, что всех можно поделить на две категории:

  • люди;
  • «человеки».

Люди, по его мнению, всегда будут нуждаться в чьей-то поддержке и одобрении своих действий, а «человеки» и без того наделены силой духа.

Нетрудно с первого взгляда определить, каким образом действует Лука на всех жителей ночлежки. Всем своим видом и поведением старец призывает окружающих к христианскому смирению и участию к ближнему. Когда ему задали вопрос о том, существует ли Бог, странник ответил, что если в него верить – существует, а если не верить – не существует.

У старца свое индивидуальное понятие о правде как таковой. Автор пьесы собственное отношение к Луке не скрывает, не оправдывает своего героя и не осуждает. Горький считал, что спасение человечества – в правильном понимании значимости сострадания и истине.

Максим Горький даже в финале пьесы не позволяет судить поступки и поведение Луки жителям бедного дома. Эту участь он оставляет читателю.

Полезное видео: роль Луки в драме М. Горького «На дне»

Описание странника Луки

Вспомним описание Луки, которое приводит автор пьесы. Это старик лет 60. Весь его облик соответствует бродяжническому образу жизни. У него имеется котомка и палка, а на поясе прикреплен чайник и котелок. Голова его лысая, а нрав ласковый и мягкий. Ему довелось много побродить по свету и набраться житейского опыта. О себе он говорит: «…Мяли много, оттого и мягок…»

Такая цитатная форма произведения позволяет метко и точно характеризовать персонажей.

Исходя из других его высказываний, можно предположить, что когда-то он сбежал с каторги или поселения в Сибири. Отсюда уверенность в том, что тюрьма не может в лучшую сторону исправить человеческую натуру. С женским полом отношения не задались, хотя и знал очень многих. Считает, что и лысым он стал от самых разных баб, которые встречались на его пути.

Также стало известно, что как-то служил сторожем и охранял инженерскую дачу. Именно там ему довелось встретиться с беглыми каторжниками, которые влезли на дачу, желая поживиться чужим добром, и остались немного пожить.

Важно! Не слишком уважал старик правду. Возможно, оттого, что для простого человека она слишком горькая. Так Клещ так выразился о Луке и его желании все приукрасить: «Верно – какая тут, правда? И без нее – дышать нечем…»

Когда в ночлежке произошла драка и погиб хозяин Костылев, странник счел нужным исчезнуть. Ранее Лука говорил о желании отправиться «в хохлы» на Украину, чтобы поглядеть на новую веру.

Кратко изложить последующие события, произошедшие с обитателями ночлежки, можно так:

  • Пепел попадает в тюрьму в результате драки и последующей смерти Костылева;
  • избитая сестрой Василисой Наталья пропадает из дома;
  • Актер, снова напившись, совершает суицид;
  • Анна умирает от чахотки;
  • Клещ пропивает все деньги, и ему не на что хоронить жену.

Беря во внимание все положительные качества Луки, его образ неоднозначен и сложен. Даже к людям, относящимся ко дну общества, он проявляет доброту, участие и отзывчивость. В его желании приукрасить действительность нет желания материальной выгоды. По мнению странника, человек, создан для лучшего, и чтобы это лучшее с ним произошло, нужно укрепить его веру, надежду и позволить мечтать.

Хотя сам автор не раз называл Луку пройдохой и жуликом, образ старца не назовешь негативным и отталкивающим. Максим Горький свое отношение к старцу высказывал устами Сатина, который в конце повествования пресек все негативные отзывы о Луке.

Песни, притчи и цитаты старика призваны отвлечь обитателей трущобы от их безрадостной жизни. Человечность в пьесе «На дне» стоит на первом месте личностных качеств Луки, его сострадание доносит до ночлежников то, что они в первую очередь люди, а не воры, алкоголики и проститутки. Вконтакте

«Лука и обитатели ночлежки. Споры о путях достижения идеала в пьесе М. Горького «На дне»

Учитель: Потапушкина

Ирина Григорьевна

Г. Бийск 2007 г.

Цели: 1) в ходе наблюдения над судьбами героев показать причины трагических судеб героев, столкновение разных мнений о правде;

2) формирование навыка аналитического чтения, умения обобщать и систематизировать.

Ход урока:

Постановка задачи.

Какой конфликт преобладает в пьесе?

На первый взгляд, социальный, так как положение героев в обществе очевидно – они оказались изгоями, к таким людям двойственное отношение: с одной стороны, они вызывают отвращение, с другой стороны, им нельзя не сочувствовать. Но явного противоречия, например, между обитателями ночлежки и остальными персонажами пьесы не наблюдается. В диалогах и монологах героев на казалось бы совершенно бытовые и приземленные темы мы видим скрытое (или явное) стремление к идеалу, стремление постичь смысл жизни.

Не случайно ключевым словом пьесы является слово «правда» как философская категория. У героев разное представление о правде. Мы должны выяснить, какая «правда» - правда, или, может быть, все герои по-своему правы?

Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя.

Герои-обитатели ночлежки

О чем рассказывают Луке

Отношение Луки к герою

Как сложилась судьба героя после ухода Луки

Почему именно так сложилась судьба?(внешние обстоятельства или внутренние причины )

Анна

Рассказывает о своей трудной жизни, о страданиях

Действие 2

«Не помню – когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь…За что?»

Жалеет, проявляет милосердие

«Эх ты, детынька! Устала? Ничего!»

Жестокость мужа, равнодушие окружающих. нет физических сил сопротивляться судьбе

Актер

Ищет сочувствия, внимания, поддержки в осуществлении его мечты:

«Идем, старик…я тебе продекламирую куплеты…»

«Искать город, лечиться… Понимаешь – есть лечебница для организмов для пьяниц Превосходная лечебница Мрамор Мраморный пол! Я ее найду, вылечусь и …снова буду… Я на пути к возрожденью…как сказал…король…Лир!»

Внимателен, снисходительно относится к слабостям других, верит в человека

«Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!» Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…Признали, видишь, что пьяница – тоже человек…и даже рады, когда он лечиться желает!»

«Человек - все может…лишь бы захотел…»

Задавился

«веры нет» - иллюзия заменила собой реальность: «Пропил я душу, старик…я, брат, погиб… А почему погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»

Пепел

Исповедуется перед Лукой, мечтает исправиться, ищет поддержки, жалости Действие 2, Разговор Луки с Пеплом:

Лука. А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места…и т. д

Действие 3

«Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти…Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Я знаю… вижу!… Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут…только это мне не помогает! Это…не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить…иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…чтобы самому себя можно мне было уважать…»

«Вот – я вор…Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто, никогда не догадался назвать меня…»

«Ты…пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует…Как в трясине тону…за что ни схватишься…все – гнилое…все – не держит»

Терпим к чужим грехам, жалеет, дает советы, вселяет веру

«А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места»

«А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!»

«А ты мне – поверь…Спасибо скажешь…И чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

«Во что веришь, то и есть»

Попадает в тюрьму

Становится жертвой интриги

Настя

Ищет поддержки, понимания

Действие 3. Настя рассказывает придуманную ею историю любви, сердится на Барона, который уличает ее в обмане

«Разве…разве вы можете понимать…любовь? Настоящую любовь? А у меня была она…настоящая!»

«Дедушка! Ей-богу…было это! Все быцло! Студент он…француз был…Гастошей звали…с черной бородкой…в лаковых сапогах ходил…разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил…так любил!»

Сочувствие, понимание, одобрение, разделяет ее веру в возможность счастливой любви

«Я – знаю…Я верю! Твоя правда, а не ихняя…Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!

Остается в ночлежке, становится озлобленной, пытается сопротивляться пошлости и цинизму окружающих

Действие 4

Спор Насти с Бароном, она не верит его рассказам:

«Понял, каково человеку, когда ему не верят?»

Появляется чувство собственного достоинства, научилась защищать себя, но способ защиты – недоверие, грубость. Циничность

«…Всех бы вас…в каторгу…смести бы вас, как сор…куда-нибудь в яму!»

«Попробуй! Тронь!»

Клещ

Отчаянье

Действие 3

«Какая – правда? Где – правда? Вот - правда! Работы нет…силы нет! Вот – правда! Пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол! На…что мне она – правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду?»

«…не всегда правдой душу вылечишь…»

Остается в ночлежке,

терпимее стал относиться к людям

Действие1- «Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…» -

Действие 4 « Ничего…Везде – люди… Сначала – не видишь этого…потом – поглядишь, окажется, все люди…ничего!»

Бессилен против жизненных обстоятельств

Барон

Исповедуется, рассказывает о своей судьбе

Действие 1

«Я…бывало…проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью…кофе! – со сливками…да!»

Проявляет внимание

Остается в ночлежке,

начинает размышлять о смысле жизни, о будущем

«А… ведь зачем-нибудь я родился…а?»

«нет характера»

Бубнов

Недоверчив, с сомнением относится ко всему, что проповедует Лука, но сам

исповедуется, рассказывает о прошлом

Действие 3

«Было так: жена у меня с мастером связалась…»

«Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается…»

Проявляет внимание,

снисходителен к слабостям людей

«Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»

Остается в ночлежке,

Ведет привычный образ жизни

Нет желания сопротивляться, лень

«… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю!…

Сатин

Исповедуется, рассказывает о прошлом

«Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…а после тюрьмы – нет ходу!»

«Я не люблю, когда меня расспрашивают…»

Проявляет внимание

«Легко ты жизнь переносишь!»

Остается в ночлежке,

с одной стороны, становится добрее, начинает размышлять о смысле жизни, с другой стороны, проявляет равнодушие

Действие 4

Монологи Сатина:

«Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда!…и т. д»

«Человек – свободен…он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…и т. д»

«Испортил песню, дурак»

Покорность обстоятельствам

Выводы по каждому разделу

Почему к Луке все тянутся, говорят о самом сокровенном?

Любой человек жаждет быть услышанным, понятым, холодное равнодушие окружающих очень страшно

Кому Лука нужнее?

Тем, кто верит в свою мечту, у кого появляется надежда, под влиянием Луки она укрепляется.

Но эти люди оказываются более ранимыми, слабыми перед жизненными обстоятельствами, перед препятствиями.

Учащиеся на основании таблицы делают вывод о том, что всех героев можно условно разделить на «сильных» и «слабых»

Сравните отношение Луки к разным группам ночлежников. В чем отличие?

Жалость, снисхождение нужны больше «слабым», и они получают это.

«Сильные» нуждаются только во внимании, жалость для них унизительна.

А в чем заключается их сила?

Многие учащихся утверждают, что их сила – в равнодушии, в умении отстраниться от проблем.

Сам Лука верит в то, во что он призывает верить?

«И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

«Коли веришь, - есть; не веришь, - нет…Во что веришь, то и есть…»

«Ты бы не мешал ей…пускай плачет-забавляется…Она ведь для собственного удовольствия слезы льет…чем тебе это вредно?»

«Человека приласкать – никогда не вредно…»

« Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»

Почему он такой добрый?

Действие 3 –притча

- «не всегда правдой душу вылечишь» - значит, Лука лечит души людей ложью? Так какая правда нужнее: утешительная ложь Луки или правда факта Бубнова?

Жестокой, убийственной, голой, ббесбесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте

Каковы итоги пьесы?

Страшные, на сцене в 4 действии – обстановка 1 акта: все то же раздражение, брань, пьянка

Так что же, все проповеди Луки впустую?

Вера Луки в человека оказалась бессильной против жестокой реальности. Утешительная ложь не избавляет человека от страданий, не изменяет жизнь

Обещал ли Лука героям вывести их со дна жизни?

Нет, он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть

Способен ли сам Лука к практическим действиям?

Не вмешался в драку, не остановил Пепла, его оружие – не пистолеты и кулаки, а слово. Лука – идеолог пассивного сознания

Так кто же является виновным в том, что так безрадостно сложилась судьба героев? Например, почему повесился Актер?

Используем текст притчи.

Праведная земля – это поиски путей лучшей жизни. Лука считает, что нельзя лишать человека надежды, даже если она иллюзорна. Автор же уверяет нас, что ложная надежда может привести человека к гибели . Самоубийство Актера – акт отчаянья и неверия в собственные силы.

Вера самих людей оказалась слишком непрочной (каждый сделал первый шаг навстречу мечте), но с исчезновением Луки, то есть поддержки внешней, она угасла. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании сделать хоть что-то немногое из того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам. Это одна из черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, критическое к ней отношение и в то же время неготовность что-то реально изменить.

бесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте.

«Надо жить иначе» - говорит Васька Пепел.

пассивного сознания

И Лука объясняет неудачи героев внешними обстоятельствами, но не склонен винить самих героев.

Подведение итога беседы

Лука дал импульс для возникновения новой жизненной позиции.

Обращаемся к монологам Сатина из Действия 4

Что утверждает Сатин?

Верит в необходимость высокой мечты, но вместо жалости должно быть уважение, жалость унижает человека. Назначение сильного – не утешать, а искоренять зло, приносящее страдания. Сильному не нужна опора, и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Чтобы стать сильным, нужно измениться внутренне так, чтобы человек нуждался больше в правде, чем в утешительной лжи.

Идеал человека будет недостижим, если человек будет верить в свою зависимость от среды, в то, что от него ничего не зависит, и недостижим, если будет только верить в мечту, находясь в бездействии. Нашим героям недостает воли, действия, силы характера.

Лука — самый спорный и самый важный герой пьесы М. Горького «На дне». Спорный потому, что трактовать его образ как-то однозначно приемлемо для большинства невозможно — восприятие Луки зависит исключительно от личных качеств читателя, зрителя. Важный потому, что он — олицетворение проблемы, затронутой в произведении: что нужно человеку — жестокая правда о нём или сочувствие и «ложь во спасение»?

Лука появляется в ночлежке Костылёвых, когда мы уже знакомы со всеми её обитателями и их проблемами-трагедиями. Это старик 60 лет, странник, который ничего не рассказывает о себе, умело уходя от прямых ответов на все личные вопросы. Мы узнаём только, что когда-то он сторожил дачу под Томском, возможно — беглый каторжник.

Ко всем ночлежникам Лука относится ровно и доброжелательно, а кому-то становится утешением. Анне, умирающей от чахотки и совершенно забытой, внушает, что смерть станет освобождением от страданий, боли, желанным покоем: «Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего!» Ваське Пеплу указывает путь к освобождению и от воровства, и от «любовного рабства» — бегство в Сибирь. Но самой вопиющей «ложью» критики считают рассказ Луки о лечебнице, в которой алкоголиков излечивают: странник обнадёживает запойного Актёра, что тот вылечится и вернётся в театр.

Анна умирает. Актёр на какое-то время бросает пить — готовится, по совету Луки, к лечению. Пепел всё серьёзнее задумывается о Сибири и зовёт с собой Наташу. Но однажды в ночлежке происходит драка, в которой убивают хозяина Костылёва. А потом обнаруживается, что Лука исчез.

Ночлежники обвиняют Луку, что тот врал им и своим враньём нарушил пусть жестокий, но равновесный порядок в их мирке. Во лжи странника обвиняют и многие критики, утверждая, что та привела к преступлению и ещё большему разочарованию без того несчастных людей.

Но врал ли Лука?..

Характеристика героя

Луку невозможно охарактеризовать как личность. Старичок, тихий, добренький, услужливый, хитрый, скрытный — вот и всё. О себе не рассказывает, другими живо интересуется, на злые слова не реагирует, других не осуждает, даже жалеет: "...Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!.."

Коллизия интерпретаций его образа в том, что одни рассказы Луки трактуют как разрушительную ложь, другие — как дар надежды.

Про что соврал Лука? Что в Сибири можно начать новую жизнь? Но так и было: в далёкой и богатой Сибири беглые находили себе и приют, и возможность жить по-другому — земля здесь была свободная и даровая, кто работал — не бедствовал.

Философию Луки объясняет его рассказ о праведной земле, где всё — по уму и справедливости. Пока верил человек в праведную землю — работал, крепился, «духа он не терял». А как рассказал ему учёный, что нет такой земли, так и погиб человек…

(Иван Москвин в роли Луки, с двадцати восьми лет играл роль в спектаклях МХТ по пьесе М.Горького "На дне" )

Лука, много видавший и переживший, верит, что можно спасти добром, добрым и обнадёживающим словом. Но не пустым, а имеющим реальную основу. Только и человек должен захотеть, найти силы спастись.

Лука исчезает, выполнив свою «миссию». Он указал путь — подарил «удочку» голодному. Но его ли вина в том, что «голодный» совершенно разучился что-то делать. И, в общем-то, не хочет.

Ночлежка Горького — это «пещера философов», а не работников. Их не спасёт уже ни жестокая правда, ни мечта. Каждый обитатель «пещеры» получает своеобразное удовольствие от того, как живёт — без дела, без денег, но не голодный и без забот.

Образ героя в произведении

Сложная интерпретация образа Луки — это сложный ответ на вопрос, что надо человеку, чтобы быть человеком.

«Молчать! ...молчать о старике!.. Старик— не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет!» — так прекращает осуждение Луки Сатин — самый симпатичный, умный и живой из всех обитателей ночлежки.

Его слова можно принять за позицию Горького — так весомо они звучат. Действительно: странник Лука каждому говорил о нём же лучшее, возможное, то, что человек может и должен совершить. И где-то в другом месте слова Луки станут спасением, обретением, а здесь — дно.

Здесь те, кто сам выбрал такую жизнь. Горький с детства знал, что значит быть нищим, без угла и поддержки. И знал, что можно выкарабкаться, потому что сумел.

Потому не стоит обвинять Луку во лжи — он как раз говорил правду о человеке: «Во что веришь, то и есть».

Все писатели проявляют интерес к философским темам и проблемам, поэтому так часть размышления о смысле жизни становятся основными во многих литературных произведениях. Одним их таких произведений стала пьеса М. Горького. «На дне» считается первой драмой в русской литературе, где затрагивается социально-философские проблемы и вопросы.

В горьковской пьесе много героев, которые различны по характеру. Но все-таки споров больше всего возникает из-за образа Луки и его восприятия мира. Именно с его появлением в пьесе постоянно начинает звучать разногласия о том, что же все-таки лучшим будет для человека: правда, даже она будет самой тяжелой, но зато она истинная и настоящая, или все же сострадание, которое может служить утешением.

Так кто же такой Лука? Из сюжета произведения читатель узнает, что Лука проповедник, но вот только у него нет определенного места жительства и служения Бога. Он странствует по земле и проповедует те истины, в которые сам верит. Однажды он появляется в ночлежке, где люди опустошены и выброшены из обыденной жизни. Они радуются каждому дню, которому могли прожить. А некоторые ждут своей смерти, чтобы хоть как-то уйти от этой жизни, которая уже давно перестала приносить им радость.

Лука вдруг останавливается в ночлежке, когда бедная Анна умирает, а между остальными жителями этого подвала возникает спор о совести и чести. Ведь, находясь в таком месте, многие просто забыли о них. Лука становится для них утешителем. Так, прежде всего, он старается всех успокоить и примирить. Лука каждому обещает избавление от тех страданий, которые есть у них сейчас в жизни и обещает, что исполняться желания. Он тонко чувствует людей, предугадывает их желания, поэтому он легко их убеждает в том, о чем они не говорят вслух, но где-то в глубине своей души все-таки на это надеются.

У Луки есть своя позиция, с которой он живет и проповедует среди людей. Он считает, что все фантазии и мечтания - это и есть жизнь. В ночлежке он долго беседует с Анной, которая умирает, но очень боится смерти. Лука утешает ее, говоря, что умирать не больно и не страшно, ведь это поможет ей стать свободной, больше не чувствовать боли, и она даже больше не будет никогда страдать. Находит он утешительные слова и для Актера, но, только поверив Луке, Актер скоро поймет, что невозможно найти лечебницу, чтобы вылечить алкоголизм. Ведь у него на это совсем нет денег.

Отношение всех обитателей подвала к этому странному проповеднику у всех разное. Кто-то, например Настя, считают его хорошим, что он несете в себе жалость и сострадание. Но есть и другие мнения к ночлежке: кто-то называет его обманщиком, а кто-то утверждает, что он просто правды не любит. Может быть, они и правы, ведь автор не зря дает такое имя своему герою: Лука - это лукавый, то есть хитрый. И по его возрасту легко можно определить, что опыт у него большой, ведь большую часть своей жизни он уже прожил. А если он странствует, то вероятно, в его жизни было много разных ситуаций, поэтому он умеет и быстро найти выход из любой ситуации и так хорошо видит психологию каждого обитателя этой ночлежки.

Но если рассматривать этот образ через религию, но в Евангелии был такой апостол. Этот евангельский Лука является образом, в котором заключена мудрость и правда. И вспоминается рассказ горьковского Луки, как он случайно встретил грабителей, которые хотели его убить, но он смог уговорить их покушать. Словно в Библии, когда сказано, что на любое зло нужно ответить добром.

Образ Луки в пьесе Максима Горького - это сложный герой, к которому невозможно относиться как-то однозначно, да, наверное, и не надо. Главные качества его характера - это доброта, отзывчивость, умение слушать и сочувствовать другому человеку, а не думать только о себе. Еще одним достоинством этого героя является его искренность, он умеет общаться с людьми, не навязывая им своего мнения и своих взглядов.

И если Лука говорит ложь, то у него она утешительная, от которой он сам не имеет никакой выгоды. Он просто пытается в человеке поднять настроение, укрепить его дух, вселить надежду. Но все-таки невозможно как-то однозначно ответить о том, как же относиться к этому персонажу. На этот вопрос не мог ответить даже сам автор, который вдруг оказывается на его стороне, оправдывая сострадание, то вдруг сам Максим Горький называет его жуликом и даже пройдохой. Не дает автор остальным обитателям ночлежки в финале пьесы судить своего странного героя. Писатель предоставляет это сделать читателю, чтобы тот смог задуматься над противоречивым горьковским персонажем, который вызывает споры уже много лет.

Человечность, которую несете Лука, нужна людям, но из-за того, что мечты не смогут осуществиться, а надежды оказываются пустыми, люди страдают еще больше и тогда не каждый человек может это выдержать. Например, Актер, который в финале пьесе просто повесился. Лука пытается лечить истерзанные человеческие души, а результат из-за той действительности, в которой эти люди находятся, может быть самым разным. Поэтому ни судить, ни хвалить Луку не стоит.

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой «На дне» , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Вконтакте

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: «Старику где тепло, там и родина».

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками «выйти в люди» , а не влачить существование «на дне» весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы «На дне»

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса «На дне» богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу «На дне» Горького:

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…»

«Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»

«Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!»

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!»

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.